Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.
Задачи, поставленные в работе:
рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.
Введение………………………………………………………………………..………….3
1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7
1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10
1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10
1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13
2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18
2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18
2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………….32
Глоссарий……………………………………………………………………………...…35
Список использованных источников………………………………………………..…37
Реализация в налоговой системе принципов федерализма достигается путем последовательного разделения налогов между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов.
В частности, речь может идти о патентном сборе за право заниматься определенными видами деятельности на территории региона (прежде всего, торговлей и финансовыми операциями), что, по оценкам, может дать для региональных бюджетов до 300 млрд. деноминированных рублей. Представляет интерес возможное введение, наряду с федеральными акцизами, региональных акцизов на отдельные виды товаров. Обложение недвижимого и движимого имущества граждан позволит существенно поправить финансовое положение региональных бюджетов.
Такое
перераспределение налоговых
Глобализация
экономики и рост объемов «электронной
торговли» ставят перед правительствами
промышленно развитых стран новые проблемы
с точки зрения налоговой реформы.
Усиливается
противоречие между глобальным характером
экономики и локальным
Большинство этих мер надо взять на вооружение и России. Это, прежде всего, усиление роли международных налоговых соглашений с особым упором на многосторонние договоры, выход из договорных отношений с оффшорными центрами, меры по законодательству в области трансфертных цен, новые принципы налогообложения международных операций, например, введение налога на платежи в оффшорные центры со значительно повышенной ставкой.
Определенные надежды западных стран возлагаются на международные форумы, ставящие перед собой цель развития сотрудничества в области налоговой политики. Страны Евросоюза приняли Кодекс порядочного налогового поведения и создали специальную организацию для выявления режимов недобросовестной налоговой конкуренции.
Первый опыт функционирования показывает большие трудности в работе таких надгосударственных структур. Однако с развитием процессов глобализации проблема международного уклонения от налогов будет все больше обостряться и структурам, позволяющим эффективно бороться с этими процессами, по всей вероятности, принадлежит будущее. Это необходимо учесть и России, своевременно сделав упор на реформирование налоговой системы в соответствии с реалиями современной мировой экономики, пресекая и предупреждая саму возможность бегства капитала от налогов за рубеж.10
Финансово-
Налоговая политика должна быть подчинена экономическим и социальным задачам страны. Многое сейчас делается Правительством и Госдумой для совершенствования налоговой политики и для выхода из кризиса. Однако этого мало. Одни меры запаздывают, другие - недостаточны, а с иными просто сложно согласиться.
В условиях кризиса необходимо стимулировать и поддерживать бизнес. Нужно ввести 50% льготу по налогу на прибыль для организаций, которые вкладывают свою прибыль в производство, расширяют его даже в условиях кризиса, модернизируют производство, внедряют новые технологии. Вспомним, к чему в далеком 2002 году привело введение гл.25 Налогового кодекса РФ, отменившей данную налоговую льготу. Вокруг этого было очень много споров. В то время Минфин России доказывал, что заменой такой льготе является снижение ставки налога, введение нелинейного метода амортизации и еще некоторые положительные моменты. И что произошло?
Для предприятий, просто выживавших, не стремившихся модернизировать производство, действительно было сделано большое благо, т.е. налоговая ставка была снижена с 35 до 24%. Здесь государство выступило в роли некой благотворительной организации. Были и компании, которые активно вкладывали свою прибыль в производство, модернизировали его. И снижение налоговой ставки для них не играло существенной роли, а в некоторых случаях они даже оказывались в проигрыше. В таких случаях о дифференциации подхода налогообложения в целях гл.25 Налогового кодекса РФ говорить не приходится.
Каковы
последствия отмены налоговой льготы?
В период, когда действовала 50% налоговая
льгота, удельный вес собственных
средств в структуре
Чем были заменены собственные средства? За эти пять лет доля банковских кредитов возросла в 3,3 раза, в т.ч. доля кредитов иностранных банков - в 1,78 раза. Поэтому не нужно удивляться, что, имея довольно крупные финансовые ресурсы в стабильные годы, мы не оказались на островке стабильности в бушующем море кризиса. Он дошел и до нас, так как организации стали должниками, в т.ч. перед иностранными банками.
В условиях кризиса была принята мера, которую можно считать полезной, но нельзя назвать достаточной. Ставка налога на прибыль снизилась на четыре пункта, т.е. стала составлять 20%. Последствия этой меры принял на себя федеральный бюджет. Обратите внимание: снижение ставки налога на прибыль не привело к дифференцируемому подходу налогообложения прибыли организаций.
В
настоящее время прибыль
В 2011 году произойдет увеличение ставки на восемь пунктов с 26 до 34%, т.е. 30% в абсолютной величине. Ясно желание законодательных и исполнительных органов власти улучшить жизнь пенсионеров, получить от этого нововведения фискальный эффект. Хотя сомнительным является факт, что в период кризиса нужно увеличивать налоги.
Давайте подробнее остановимся на фискальном эффекте, ожидаемом от этого увеличения, и разберемся, что произойдет с 30% прироста.
30% прироста не будет в силу
того, что часть заработной платы
уйдет в «тень», как только
налогоплательщики увидят
От кого и кому будут передаваться функции? От высококвалифицированных специалистов-сотрудников Федеральной налоговой службы, отработавших свои схемы, свои методы работы, неквалифицированным работникам, срочно набранным для работы и контроля в Пенсионный фонд. Их нужно будет обучать азам работы, которую им предстоит выполнять. А это повлечет соответствующие расходы, и от фискального эффекта мало что останется.
Есть и еще минусы. Увеличится количество проверок организаций. В стране увеличится количество налогов. Ведь Единый социальный налог остается. Налоговые органы еще в течение трех лет обязаны проверить исчисление и уплату данного налога. Получается, что налоговые органы будут проверять «прошлый» налог, а сотрудники Пенсионного фонда - страховые взносы, уплачиваемые налогоплательщиком в настоящее время.
Очень сложно найти в этой реформе позитивные моменты. На мой взгляд, нужно хорошо подумать о данном новшестве и, может быть, даже остановить действие законов. Думаю, это было бы достаточно разумной мерой, или придется идти на реальные потери.11
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Дискреционная политика | -
государство сознательно |
2 | Косвенные
налоги |
- налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф |
3 | Налоги | юридических лиц, взимаемые государством |
4 | Ограничительная
цель |
-
основана на уменьшении |
5 | Политика автоматических
стабилизаторов |
устранение
неблагоприятного положения на разных
фазах делового цикла при помощи
налоговых поступлений и |
6 | Прямые налоги
налоги |
налоги, устанавливаемые непосренепосредственно на доход или имущество |
7 | Пропорциональный налог | налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм |
8 | Стимулирующая цель | основана на росте государственных расходов и снижении налогов |
9 | Фискальная функция | основная, характерная для всех государств, с ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства |
10 | Фискальная (бюджетно-налоговая) | система
регулирования экономики посредством
изменения государственных |
Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [Текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010. | |
Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] (ред. от 03.09.2010). Ч.1// Российская газета. 06.08.1998. № 148-149 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010 | |
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст] (ред. от 05.04.2010). Ч.2Парламентская газета. 10.08.2000. № 151-152 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010. | |
Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст] // Российская Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010. | |
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 г. [текст] // [Электронный ресурс]. Режим доступа –www.kremlin.ru. | |
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26.04.2007 г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа –www.kremlin.ru. | |
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика [Текст]учебник / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2002. - 448 с. | |
Букач Е. Грамотная налоговая политика – стимул и поддержка для бизнеса [Текст]Налоговый вестник. 2010. № 1 | |
Борзунова О.А. Налоговая реформа: новые рубежи [текст Вестник Финансовой академии. 2008. № 2(46). | |
Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика [Текст]. – М.:Высшее образование, 2008. – 656 с. | |
Гусейнов P.M., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений [Текст]:учебник / Под общ. ред. Ю.В. Горбачевой. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с. | |
Ивашковский С.Н. Микроэкономика [Текст]: учебник. – М.: Дело, 2001. - 416 с. | |
Курс экономической теории [Текст] :учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 6-е изд., перераб. – Киров: АСА, 2007. – | |
Красникова Е.В. Экономика переходного периода учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 341 с. | |
Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию Вопросы экономики. 2009. № 1. | |
Курс экономической теории [Текст]:учебник / Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2007. - 496 с. | |
Липсиц И.В. Экономика [Текст]:И.В.Липсиц. 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с. | |
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х т. [Текст] Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 972 с. | |
Океанова З.К. Экономическая теория [Текст]:учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 596 с. | |
Сажина М.А. Экономическая теория [Текст]учебник. – М.: Норма, 2006. – 672 с. | |
|
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономикс [Текст]Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008. – 1360 с. |
|
Смит А. Исследование о природе и причина богатства народов Эксмо, 2007. – 488 с. |
|
Харланов И.И., Самарина Т.П. Проблемы налоговой реформы в современной России Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 704 с. |
|
Харланов И.И., Самарина Т.П. Проблемы налоговой реформы в современной России [текст]Аналитический вестник Совета Федерации. 2004. Апрель. № 13(2331). |
|
Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст]Эксмо, 2007. – 864 с. |
|
Экономическая теория [Текст]:учебник / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с. |
|
Экономика [Текст]: учебник Под ред. А.С.Булатова. – М.: Проспект, 2006. – 840 с. |
|
Экономическая теория [Текст]учебник / Под общ. ред. А.А.Кочеткова. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 608 с. |
|
Экономическая теория [Текст] учеб. пособие / Под ред. Бродской Т.Г. – М.: РИОР, 2008. – 208 с. |
|
Экономическая теория (политэкономия) [Текст]учебник / Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с |
Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России