Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.

Задачи, поставленные в работе:

рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..………….3


1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7


1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10


1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10


1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13


2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18


2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18


2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24


Заключение……………………………………………………………………………….32


Глоссарий……………………………………………………………………………...…35


Список использованных источников………………………………………………..…37

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       Реализация  в налоговой системе принципов  федерализма достигается путем  последовательного разделения налогов  между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов.

       В частности, речь может идти о патентном  сборе за право заниматься определенными  видами деятельности на территории региона (прежде всего, торговлей и финансовыми  операциями), что, по оценкам, может  дать для региональных бюджетов до 300 млрд. деноминированных рублей. Представляет интерес возможное введение, наряду с федеральными акцизами, региональных акцизов на отдельные виды товаров.  Обложение недвижимого и движимого имущества граждан позволит существенно поправить финансовое положение региональных бюджетов.

       Такое перераспределение налоговых полномочий между центром и регионами  обеспечивает субъекты Федерации реальными  финансовыми ресурсами и необходимой  самостоятельностью в управлении ими  для реализации региональных программ социально-экономического развития. В сочетании с трансфертами из федерального бюджета, которые являются непременной чертой бюджетного устройства федеративного государства, собственные налоговые поступления должны полностью обеспечить финансовые потребности регионов, с избытком компенсировать ликвидацию отчислений в их пользу от федеральных налогов и снять с обсуждения вопрос о «донорах» и «реципиентах», который при полной его неконструктивности еще и разрушителен для российской государственности.

       Глобализация экономики и рост объемов «электронной торговли» ставят перед правительствами промышленно развитых стран новые проблемы с точки зрения налоговой реформы.  

       Усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения. Различия в ставках налогообложения доходов в разных странах становятся новым фактором, оказывающим сильное воздействие на маршруты инвестиционных потоков, уход от налогообложения из «материнских» стран в «оффшорные» зоны. Промышленно-развитые страны, из которых уходят налоги, прежде всего Германия и Франция, складывающуюся ситуацию все чаще называют недобросовестной или пагубной налоговой конкуренцией. Они предпринимают меры по сохранению своих налогооблагаемых баз, по сведению к минимуму возможностей ухода от налогообложения.

       Большинство этих мер надо взять на вооружение и России. Это, прежде всего, усиление роли международных налоговых соглашений с особым упором на многосторонние договоры, выход из договорных отношений с оффшорными центрами, меры по законодательству в области трансфертных цен, новые принципы налогообложения международных операций, например, введение налога на платежи в оффшорные центры со значительно повышенной ставкой.

       Определенные  надежды западных стран возлагаются  на международные форумы, ставящие перед собой цель развития сотрудничества в области налоговой политики. Страны Евросоюза приняли Кодекс порядочного налогового поведения и создали специальную организацию для выявления режимов недобросовестной налоговой конкуренции.

       Первый  опыт функционирования показывает большие трудности в работе таких надгосударственных структур. Однако с развитием процессов глобализации проблема международного уклонения от налогов будет все больше обостряться и структурам, позволяющим эффективно бороться с этими процессами, по всей вероятности, принадлежит будущее. Это необходимо учесть и России, своевременно сделав упор на реформирование налоговой системы в соответствии с реалиями современной мировой экономики, пресекая и предупреждая саму возможность бегства капитала от налогов за рубеж.10

     Заключение

 

       Финансово-экономический  кризис внес отрицательные коррективы в развитие экономики нашей страны. А антикризисные меры требуют  государственных расходов, источником которых служат преимущественно  налоги. Поэтому налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению нашей экономики.

       Налоговая политика должна быть подчинена экономическим и социальным задачам страны. Многое сейчас делается Правительством и Госдумой для совершенствования налоговой политики и для выхода из кризиса. Однако этого мало. Одни меры запаздывают, другие - недостаточны, а с иными просто сложно согласиться.

       В условиях кризиса необходимо стимулировать  и поддерживать бизнес. Нужно ввести 50% льготу по налогу на прибыль для организаций, которые вкладывают свою прибыль в производство, расширяют его даже в условиях кризиса, модернизируют производство, внедряют новые технологии. Вспомним, к чему в далеком 2002 году привело введение гл.25 Налогового кодекса РФ, отменившей данную налоговую льготу. Вокруг этого было очень много споров. В то время Минфин России доказывал, что заменой такой льготе является снижение ставки налога, введение нелинейного метода амортизации и еще некоторые положительные моменты. И что произошло?

       Для предприятий, просто выживавших, не стремившихся модернизировать производство, действительно  было сделано большое благо, т.е. налоговая ставка была снижена с 35 до 24%. Здесь государство выступило  в роли некой благотворительной  организации. Были и компании, которые активно вкладывали свою прибыль в производство, модернизировали его. И снижение налоговой ставки для них не играло существенной роли, а в некоторых случаях они даже оказывались в проигрыше. В таких случаях о дифференциации подхода налогообложения в целях гл.25 Налогового кодекса РФ говорить не приходится.

       Каковы  последствия отмены налоговой льготы? В период, когда действовала 50% налоговая  льгота, удельный вес собственных  средств в структуре финансирования инвестиций составлял 49,4%. Через пять лет этот же удельный вес собственных средств составил 42,1%.

       Чем были заменены собственные средства? За эти пять лет доля банковских кредитов возросла в 3,3 раза, в т.ч. доля кредитов иностранных банков - в 1,78 раза. Поэтому не нужно удивляться, что, имея довольно крупные финансовые ресурсы в стабильные годы, мы не оказались на островке стабильности в бушующем море кризиса. Он дошел и до нас, так как организации стали должниками, в т.ч. перед иностранными банками.

       В условиях кризиса была принята мера, которую можно считать полезной, но нельзя назвать достаточной. Ставка налога на прибыль снизилась на четыре пункта, т.е. стала составлять 20%. Последствия этой меры принял на себя федеральный бюджет. Обратите внимание: снижение ставки налога на прибыль не привело к дифференцируемому подходу налогообложения прибыли организаций.

       В настоящее время прибыль организаций  падает или ее просто нет. Тем не менее, прибыль организаций остается стимулом для производства, для хозяйствующих субъектов. Специалисты Палаты налоговых консультантов также уверены и поддерживают мысль о том, что  необходимо вернуться к налоговой льготе как инструменту стимулирования производства. Новации должны поддерживаться не только через налог на прибыль, но и через другие основные налоги (например, налог на добавленную стоимость). У нас уже был положительный опыт и не нужно от него отказываться.

       В 2011 году произойдет увеличение ставки на восемь пунктов с 26 до 34%, т.е. 30% в  абсолютной величине. Ясно желание законодательных и исполнительных органов власти улучшить жизнь пенсионеров, получить от этого нововведения фискальный эффект. Хотя сомнительным является факт, что в период кризиса нужно увеличивать налоги.

       Давайте подробнее остановимся на фискальном эффекте, ожидаемом от этого увеличения, и разберемся, что произойдет с 30% прироста.

        30% прироста не будет в силу  того, что часть заработной платы  уйдет в «тень», как только  налогоплательщики увидят весомые  суммы страховых взносов. Тем  самым, и доля прироста в размере 30% уйдет в «тень». С уходом в «тень» заработной платы снизятся и поступления  в бюджет. К тому же при переходе функции от одной государственной структуры к другой неизбежно возникнут проблемы переходного периода, появится взаимное непонимание. От этого никуда не деться, это - объективная реальность. И за счет этого тоже произойдет уменьшение фискальной составляющей.

       От  кого и кому будут передаваться функции? От высококвалифицированных специалистов-сотрудников Федеральной налоговой службы, отработавших свои схемы, свои методы работы, неквалифицированным работникам, срочно набранным для работы и контроля в Пенсионный фонд. Их нужно будет обучать азам работы, которую им предстоит выполнять. А это повлечет соответствующие расходы, и от фискального эффекта мало что останется.

       Есть  и еще минусы. Увеличится количество проверок организаций. В стране увеличится количество налогов. Ведь Единый социальный налог остается. Налоговые органы еще в течение трех лет обязаны проверить исчисление и уплату данного налога. Получается, что налоговые органы будут проверять «прошлый» налог, а сотрудники Пенсионного фонда - страховые взносы, уплачиваемые налогоплательщиком в настоящее время.

       Очень сложно найти в этой реформе позитивные моменты. На мой взгляд, нужно хорошо подумать о данном новшестве и, может быть, даже остановить действие законов. Думаю, это было бы достаточно разумной мерой, или придется идти на реальные потери.11

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1      Дискреционная политика      - государство сознательно регулирует  свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны
     2 Косвенные

     налоги

     - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара  или включенные в тариф
     3      Налоги      юридических лиц, взимаемые государством
     4 Ограничительная

     цель

     - основана на уменьшении государственных расходов и увеличении налогов
     5 Политика автоматических

     стабилизаторов

     устранение  неблагоприятного положения на разных фазах делового цикла при помощи налоговых поступлений и социальных выплат
     6 Прямые налоги

       налоги

     налоги, устанавливаемые непосренепосредственно на доход или имущество
     7      Пропорциональный  налог      налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм
     8      Стимулирующая цель      основана  на росте государственных расходов и снижении налогов
     9      Фискальная  функция      основная, характерная для всех государств, с ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства
     10 Фискальная (бюджетно-налоговая)            система регулирования экономики  посредством  изменения государственных расходов и налогов

     Список  использованных источников

            Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [Текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»  - послед. обновл. 14.04.2010.
     Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] (ред. от 03.09.2010). Ч.1// Российская газета. 06.08.1998. № 148-149 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010
     Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст]  (ред. от 05.04.2010). Ч.2Парламентская газета. 10.08.2000. № 151-152 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010.
     Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» [Текст]  // Российская Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - послед. обновл. 14.04.2010.
     Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 г. [текст] // [Электронный ресурс]. Режим доступа –www.kremlin.ru.
     Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ  от 26.04.2007 г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа –www.kremlin.ru.
     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика [Текст]учебник /  Под общ. ред. А.В.Сидоровича. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2002.  - 448 с.
     Букач Е.  Грамотная налоговая политика – стимул и поддержка для бизнеса [Текст]Налоговый вестник. 2010. № 1
     Борзунова О.А. Налоговая реформа: новые рубежи [текст Вестник Финансовой академии. 2008. № 2(46).
     Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика [Текст]. –  М.:Высшее образование, 2008. – 656 с.
     Гусейнов  P.M., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений   [Текст]:учебник / Под общ. ред. Ю.В. Горбачевой. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
     Ивашковский С.Н. Микроэкономика  [Текст]: учебник. – М.: Дело, 2001. - 416 с.
     Курс  экономической теории   [Текст] :учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 6-е изд., перераб. – Киров: АСА, 2007. –
     Красникова  Е.В. Экономика переходного периода  учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 341 с.
     Кудрин  А. Мировой финансовый кризис и его  влияние на Россию Вопросы экономики. 2009. № 1.
     Курс  экономической теории  [Текст]:учебник / Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2007. -  496 с.
     Липсиц  И.В. Экономика  [Текст]:И.В.Липсиц. 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.
     Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х т. [Текст]   Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 972 с.
     Океанова  З.К. Экономическая теория  [Текст]:учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003. –   596 с.
     Сажина  М.А. Экономическая теория [Текст]учебник.  – М.: Норма, 2006. – 672 с.
    21
     Самуэльсон  П.А., Нордхаус В.Д. Экономикс   [Текст]Пер. с англ.  - М.:  Вильямс, 2008. – 1360 с.
    22 
     Смит  А. Исследование о природе и причина  богатства народов Эксмо, 2007. – 488 с.
    23
     Харланов  И.И.,  Самарина Т.П. Проблемы налоговой  реформы в современной России Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 704 с.
    24
     Харланов  И.И.,  Самарина Т.П. Проблемы налоговой  реформы в современной России [текст]Аналитический вестник Совета Федерации. 2004.    Апрель.   № 13(2331).
    25
     Шумпетер  Й. Теория экономического развития [Текст]Эксмо, 2007. – 864 с.
    26
     Экономическая теория  [Текст]:учебник / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.
    27
     Экономика  [Текст]: учебник Под ред. А.С.Булатова. – М.: Проспект, 2006. – 840 с.
    28
     Экономическая теория [Текст]учебник / Под общ. ред. А.А.Кочеткова. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 608 с.
    29
     Экономическая теория [Текст]  учеб. пособие / Под ред. Бродской Т.Г. – М.: РИОР, 2008. – 208 с.
    30
     Экономическая теория (политэкономия)  [Текст]учебник / Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России