Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.

Задачи, поставленные в работе:

рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..………….3


1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7


1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10


1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10


1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13


2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18


2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18


2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24


Заключение……………………………………………………………………………….32


Глоссарий……………………………………………………………………………...…35


Список использованных источников………………………………………………..…37

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       Кроме того, в 2008 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства Государственной корпорации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства» (180 млрд. руб.),  «Роснано» (130 млрд. руб.), а также Фонда национального благосостояния (175 млрд. руб.).

         
 
 
 
 
 

       Рис.1.1 – Остаток средств федерального бюджета, размещенных на депозитах в кредитных организациях 

       Важное  место среди неотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и российских рейтинговых агентств. По состоянию на  январь 2009 г. их объем оценивается в 1,7 трлн. руб.

       В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд. руб. в виде имущественного взноса в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России  на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы.

       В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта.

       С учетом нового макроэкономического  прогноза правительство будет вносить корректировки в бюджет.

       В 2009 г. не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер.

       2010-2011 гг. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В     2010 г. дефицит не должен превысить 5% валового внутреннего продукта, а в        2011 г. - 3%.5

       При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность.

       Практика  доказывает, что неизбирательное  предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков.

         Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний.

       Среди мер, которые необходимо осуществить  в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:

  • выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;
  • расширение финансовых возможностей Международного валютного фонда, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;
  • повышение роли G-20 и укрепление его статуса; G-7/G-8 и G-20 должны дополнять друг друга;
  • создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств;
  • создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики. В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности. Однако он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИК. Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению.
 
 

       2 Налоговая реформа в России и модернизация зкономики 

       2.1 Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса 

       В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ в июне 2008 г. сделан акцент на том, что налоговая реформа должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования, а налоговая политика – создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и в повышение производительности труда.6

       Снижение  налогового бремени – основная цель налоговой реформы, которую поддерживают и Президент Российской Федерации, и Минфин, и Министерство экономического развития. В Бюджетном послании от 23 июня 2008 г. Президент подчеркнул, что сроки и порядок снижения налоговой нагрузки и принятие других решений в сфере налоговой политики должны осуществляться в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования развития экономики.

       Масштабных  мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство.

       В настоящее время не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, решены. Поэтому эта отрасль законодательства продолжает оставаться одной из самых динамичных. Какие же стратегические цели ставят Президент и Правительство, развитие и доработку которых необходимо продолжить? 

       Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени -  при этом снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно путем сбалансированного снижения налоговых ставок, перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы.

       Унификация  налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, к оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, к интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

       Внедрение в России инструментов налоговой политики, успешно функционирующих во многих зарубежных странах. Возникающие в связи с этим проблемы свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне зоны действия налогового законодательства.

       Все эти стратегические цели предполагают конкретные шаги по изменению налогового законодательства. Что же предлагают Президент и Правительство?

       В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ было отмечено, что там, где развивается малый бизнес, меньше бедных и ниже показатели смертности. В соответствии с этим 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».7

       Низкий  уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики.

       Отмена  в связи с принятием второй части Налогового кодекса8 большинства налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

       Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию специальных налоговых режимов позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

       Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За 2002-2007 гг. количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, увеличилось с 2 до 3,7 млн. (из них 1 млн. – организации), или в 1,8 раза, а поступление налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов, – в 3,3 раза.

       Вместе  с тем практика применения специальных налоговых режимов выявила ряд негативных тенденций, отрицательно влияющих на поступление налогов в бюджет. Критерии идентификации субъектов предпринимательской деятельности для получения доступа к упрощенной системе налогообложения перестали соответствовать современным задачам развития экономики, так как, обеспечивая доступ субъектов хозяйственной деятельности к этому льготному режиму, они не предусматривают механизмов, предотвращающих злоупотребления, связанные с неправомерным использованием предоставляемых преимуществ. Так, налоговыми органами повсеместно выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.

       Отсутствует механизм объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вмененный доход. По ряду видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, не предусмотрены ограничения по объемным показателям, что приводит к необоснованному переходу на этот налоговый режим крупных предприятий.

       Аналогичная проблема имеется и в отношении единого сельскохозяйственного налога. Ограничения по размерам экономической деятельности для целей этого налога не установлены, что дает возможность переходить на его уплату крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый тельной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

       Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию специальных налоговых режимов позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

       В 2007 г. в этом направлении было сделано немало: скорректирован порядок налогообложения в рамках специальных налоговых режимов; предусмотрен порядок перехода с одного режима на другой; уточнен перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход; установлено, что единый налог на вмененный доход не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.

       Однако  данные изменения были введены только с 1 января 2008 г., поэтому делать какие-либо выводы об их эффективности пока рано.

       Но  работа продолжается. С 2009 года планируется придать специальным налоговым режимам более целевой характер, в связи с чем необходимо осуществить следующие изменения:

  • выработать критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Применение таких режимов должно стать возможным исключительно для представителей малого предпринимательства;
  • уточнить порядок налогообложения полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходов в виде дивидендов;
  • упорядочить учет расходов на обязательное страхование ответственности и расходов на приобретение сырья и материалов в соответствии с кассовым методом учета, применяемым при упрощенной системе налогообложения;
  • отменить ограничение при переносе убытков на будущие налоговые периоды; уточнить порядок переноса таких убытков применительно также к единому сельскохозяйственному налогу;
  • установить порядок определения остаточной стоимости основных средств при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с иных налоговых режимов и обратно, а также при смене объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения.

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России