Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.

Задачи, поставленные в работе:

рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..………….3


1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7


1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10


1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10


1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13


2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18


2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18


2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24


Заключение……………………………………………………………………………….32


Глоссарий……………………………………………………………………………...…35


Список использованных источников………………………………………………..…37

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, в социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и  поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

       Функции налогообложения в обеспечении  инвестирования не абстрактны. Они  выполняют задачи ресурсно-денежного  обеспечения этого процесса по разработанным  программам. Это связи прямого  характера.

       Экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличение поступление ресурсов – это обратные связи в общей экономической динамике. 

       1.2 Типы фискальной  политики государства в теории 

       Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

       Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объем производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.

       Все эти меры оказывают воздействие  как на совокупный спрос,  так  и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная  фискальная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие  соответствующему изменению дохода.

         Увеличение правительственных расходов  финансируется не за счет притока  налоговых поступлений. Источником  государственных расходов является  бюджетный дефицит, власти сознательно  идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости. Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов.

       Стабилизировать совокупный спрос на уровень, соответствующий  полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Государство вводит аккордный налог, т.е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода.

       Это – известное упрощение, так как в реальности в  большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т.е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

       Итак, дискреционная стимулирующая фискальная политика предполагает рост государственных  расходов и снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

       Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным  дефицитом, т.е. превышением текущих  расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и циклической безработицей. Это – главная цель. 

       Правительство, принимая решение о проведении дискреционной  фискальной политики, т.е. сознательно  изменяя величину государственных  расходов или ставок налогов, должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика страны. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой? Но о том, что происходит с валовым внутренним продуктом в  текущем квартале, мы узнаем только из отчета статических служб в  следующем квартале. 

       Политика  экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные  экономические прогнозы не только точной наукой, как сказал один известный экономист, но и уважаемым ремеслом не назовешь. Фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

       Автоматическая  налогово-бюджетная политика – это  автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые  от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая фискальная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

       По  мере спада производства уменьшается  реальный выпуск, налоговые поступления  автоматически также уменьшаются. Ведь с  меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически. Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики – основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. В период спада легче становится налоговый пресс и, тем самым, смягчается экономический спад.

       Во  время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма  пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят  определенные приросты доходов, и колебания совокупного проса оказываются не столь сильными.

       Во  время подъема в экономике  налоговые поступления автоматически  возрастают. Налоговый пресс усиливается, и, тем самым, сдерживается экономический  подъем. Да, и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей», как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты – сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты – бороться с перегревом экономики и инфляцией.4

       Экономисты-теоретики  положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, фискальной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики страны.  

       На  практике же правительства промышленно-развитых стран проводят комбинированную  фискальную политику, сочетающую дискреционные  и недискреционные методы. 

       1.3 Основные направления  фискальной политики  России в условиях  кризиса 

         Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

       Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны - так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

       В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга.  

       Рост  государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными.

       Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем.

       Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики - адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

       Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений. Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т.д.?

       Использование мер фискальной политики для решения  острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами.

       С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой, - замедление развития отраслей социальной сферы.

       Здесь важен выбор мер стимулирующей  политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

       Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

       В приложении В представлен набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900-1000 млрд. руб. (2,3-2,5% валового внутреннего продукта), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд. руб. (2,9% валового внутреннего продукта). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд. руб. (5,2-5,4%).

       Кроме того, в 2008 г. из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было выделено 50 млрд. руб. на выкуп квартир в домах с высокой степенью готовности, из федерального бюджета - 32 млрд. руб. на выкуп квартир для военнослужащих и социально уязвимых категорий граждан.

       Принято решение о предоставлении в 2009 г. государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики в размере 300 млрд. руб.

       Меры  налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагалось осуществить в сумме 175 млрд. руб. за счет остатков бюджета на начало 2009 г., остальные - за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета.

       На  начальном этапе для поддержки  банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков (рис. 1.1).

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России