Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.
Задачи, поставленные в работе:
рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.
Введение………………………………………………………………………..………….3
1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7
1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10
1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10
1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13
2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18
2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18
2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24
Заключение……………………………………………………………………………….32
Глоссарий……………………………………………………………………………...…35
Список использованных источников………………………………………………..…37
В
настоящее время уточнен
Изменения, внесенные в порядок налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусматривают следующее:
Изменения, внесенные в порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривают следующее:
2.2
Проблемы налоговой
реформы в современной
России
Хроническое
недопоступление налогов в
Структура
налоговой системы не соответствует
требованиям федеративного
Необходима дальнейшая реформа бюджетного федерализма: более четкое разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами власти, закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы-«доноры» и регионы-«реципиенты», хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия.
На развитие российской экономики, особенно производственного сектора, налоговая система оказывает подавляющее воздействие. Несмотря на отмену налогов с выручки от реализации продукции, снижение ставки налога на прибыль предприятий до 30%, сохранились высокие ставки налогов с фонда оплаты труда, на добавленную стоимость и др.
В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам, в свою очередь, оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок.
Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1,5-2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы.
Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения.
Между тем, капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.
В налоговой системе России недостаточна роль налогов с физических лиц. Если устранение прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой ставки подоходного налога 13% увеличило поступления в бюджет по некоторым оценкам более чем на 0,5% валового внутреннего продукта, то налогообложение всего недвижимого имущества граждан – от квартир до коттеджей во многом позволит восполнить выпадающие доходы бюджетов всех уровней.
Согласно имеющимся оценкам, в Германии укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны.
Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию. Реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.
Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
Для решения этих задач имеются следующие резервы: повышение собираемости налогов; равномерное распределение налогового бремени; налогообложение «теневой экономики».
Теоретический
резерв увеличения налоговых поступлений
составляет 200-400%. Примером может служить
реформа подоходного налога с
физических лиц. Несмотря на отказ
от прогрессивной шкалы
С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.
Конкретно предлагается в среднесрочной перспективе сократить или полностью отменить такие налоги и платежи, как личный подоходный, налоги на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж, а также отчисления от официального фонда оплаты труда в различные социальные фонды. На смену им должно прийти обложение крупных и ценных объектов имущества - автомобилей, жилья повышенной комфортности, торговых и офисных площадей. Кроме того, предлагается ввести обложение конкретных видов хозяйственной деятельности (торговой, кредитной и др.), прав на разработку богатых месторождений природных ископаемых и т.д.
В
перспективе, по мере стабилизации экономического
положения России в целом и
предприятий народного
Обложение конкретных объектов собственности и видов деятельности обеспечивает высокую собираемость налогов (по опыту регионов, внедряющих такие налоги - практически 100%), причем для налоговых органов не составляет труда отследить наличие облагаемых объектов или осуществление облагаемых видов деятельности. Таким образом, капиталы и доходы, ныне находящиеся в «теневом» секторе, полностью подпадают под налогообложение. Замена старых налогов новыми должна сопровождаться изменением принципов контроля за финансовыми показателями деятельности предприятий.
Сокращение
контроля и обложения финансовых
результатов хозяйственной
Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России