Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать фискальную политику и налоговые реформы в современной России.

Задачи, поставленные в работе:

рассмотреть налогово-бюджетную политику государства как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики;
описать понятие и механизм реализации фискальной политики современной экономики России;
исследовать типы фискальной политики государства в теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..………….3


1.Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства как важнейшийинструмент макроэкономического регулирования экономики……...........7


1.1.Фискальная политика: понятие и механизм реализации в экономике России……………………………………………………………………………….........10


1.2.Типы фискальной политики государства в теории………………………………..10


1.3.Основные направления фискальной политики России в условиях кризиса……………………………………………………………………………………13


2. Налоговая реформа в России и модернизация экономики……………….………...18


2.1.Новые рубежи налоговой реформы современной России: снижение льгот и развитие малого бизнеса………………………………………………………………...18


2.2.Проблемы налоговой реформы в современной России…………………………...24


Заключение……………………………………………………………………………….32


Глоссарий……………………………………………………………………………...…35


Список использованных источников………………………………………………..…37

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в частности:

  • индивидуальному предпринимателю предоставляется право привлекать наемных работников, средняя численность которых за налоговый период не должна превышать пяти человек;
  • отменяется ограничение, в соответствии с которым право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента предоставляется только в отношении одного вида предпринимательской деятельности; перечень таких видов деятельности расширяется;
  • сокращается минимальный срок действия патента – с одного квартала до одного месяца; вводится определение налогового периода;
  • отменяется право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;
  • устанавливается, что налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента ведут налоговый учет только в части доходов.

       Изменения, внесенные в порядок налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусматривают следующее:

  • определение круга налогоплательщиков единого налога. В частности, предусматривается, что на уплату единого налога не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 чел.; организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25%; индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента;
  • уточнение понятия «розничная торговля» за счет исключения из нее реализации газа в баллонах и включения реализации через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах;
  • в связи с тем, что практически невозможно проконтролировать фактически отработанное время налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (что повсеместно стало причиной злоупотреблений и занижения сумм единого налога), а также с тем, что возможность корректировки единого налога с учетом фактически отработанного времени противоречит смыслу единого налога на вмененный доход, предлагается исключить из п.6 ст. 346 Налогового кодекса, позволяющий осуществлять такую корректировку.

       Изменения, внесенные в порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривают следующее:

  • уточнение порядка налогообложения полученных налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога доходов в виде дивидендов; уточнение порядка признания расходов на приобретение права на земельные участки, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности
  • отмена ограничения, не позволяющего перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям, имеющим филиалы и (или) представительства.9
 

       2.2 Проблемы налоговой  реформы в современной  России 

       Хроническое недопоступление налогов в бюджетную  систему на протяжении 1990-х гг. резко  ограничивало возможности финансирования необходимых функций государства. Недостаточные доходы и дефицитность бюджета привели к разрастанию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за быстрого нарастания соответствующих расходов, которые в отдельные годы превысили величину налоговых доходов бюджета. Расходы на погашение и обслуживание внешнего долга достигнут 18,9 млрд. долл. к 2005 году.

       Структура налоговой системы не соответствует  требованиям федеративного устройства России - доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Заложенная в Бюджетном кодексе норма о распределении налоговых доходов между центром и регионами 50% на 50% не соблюдается, из года в год регионы получают все меньшую долю доходов. 

       Необходима  дальнейшая реформа бюджетного федерализма:  более четкое разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Федерации  и местными органами власти, закрепление  доходов за каждым уровнем бюджетной системы.  Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы-«доноры» и регионы-«реципиенты», хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия. 

       На  развитие российской экономики, особенно производственного сектора, налоговая система оказывает подавляющее воздействие.  Несмотря на отмену налогов с выручки от реализации продукции, снижение ставки налога на прибыль предприятий до 30%, сохранились высокие ставки налогов с фонда оплаты труда, на добавленную стоимость и др.   

       В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем  широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам, в свою очередь, оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок.

       Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1,5-2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы.

       Результаты  проверок устойчиво показывают, что  число выявленных нарушений превышает  число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения  имеются повсюду и стали уже  не нарушением нормы, а нормой экономического поведения.

       Между тем, капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько  необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.

       В налоговой системе России недостаточна роль налогов с физических лиц.  Если устранение прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой ставки подоходного налога 13% увеличило поступления в бюджет по некоторым оценкам более чем на 0,5% валового внутреннего продукта, то налогообложение всего недвижимого имущества граждан – от квартир до коттеджей во многом позволит восполнить выпадающие доходы бюджетов всех уровней. 

       Согласно  имеющимся оценкам, в Германии укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны.

       Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию.  Реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.

       Реальная  налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:

  • предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли, личных доходов, занятости, создавая тем самым стимулы для труда, предпринимательской активности и инвестиций.  Необходима полная ликвидация индивидуальных льгот, как источника злоупотреблений и огромных финансовых потерь;
  • подведение под налогообложение льготного и теневого секторов позволит существенно увеличить доходы государства за счет расширения налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики.  Необходим перенос тяжести налогов с взимаемых по собственной отчетности плательщиков на прямое обложение не скрываемых от контроля объектов, в первую очередь тех, для которых существует государственная регистрация - транспортных средств, недвижимости и др.;
  • перенос базы обложения с результатов труда на потребление, ресурсы и материальную собственность не только юридических, но и физических лиц (все это менее мобильно, труднее спрятать). Необходимо усиление рентной составляющей налоговых платежей.  Немало специалистов на Западе полагают, что в компьютерный век миру придется возвращаться к налоговым системам средневековья (в средние века основные доходы казны собирались от поземельного налога). Еще в 1913 году в Соединенных Штатах 60% всех налоговых поступлений составляли налоги на собственность, а в наши дни около 10%;
  • выведение вопросов социальной и структурной политики за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база;
  • предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций;
  • сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.

       Для решения этих задач имеются следующие  резервы: повышение собираемости налогов; равномерное распределение налогового бремени; налогообложение «теневой экономики».

       Теоретический резерв увеличения налоговых поступлений  составляет 200-400%. Примером может служить  реформа подоходного налога с  физических лиц.  Несмотря на отказ  от прогрессивной шкалы налогообложения  и снижение фактической налоговой нагрузки, доходы в бюджет значительно возросли.   

       С точки зрения инструментария экономической  политики главным направлением налоговой  реформы является перенос тяжести  с налогов, взимаемых по собственной  отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.

       Конкретно предлагается в среднесрочной перспективе  сократить или полностью отменить такие налоги и платежи, как личный подоходный, налоги на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж, а также отчисления от официального фонда оплаты труда в различные социальные фонды. На смену им должно прийти обложение крупных и ценных объектов имущества - автомобилей, жилья повышенной комфортности, торговых и офисных площадей. Кроме того, предлагается ввести обложение конкретных видов хозяйственной деятельности (торговой, кредитной и др.), прав на разработку богатых месторождений природных ископаемых и т.д.

       В перспективе, по мере стабилизации экономического положения России в целом и  предприятий народного хозяйства, данные налоги могут быть распространены и на другие виды деятельности, а  также объекты движимого и  недвижимого имущества. 

       Обложение конкретных объектов собственности  и видов деятельности обеспечивает высокую собираемость налогов (по опыту  регионов, внедряющих такие налоги - практически 100%), причем для налоговых  органов не составляет труда отследить  наличие облагаемых объектов или осуществление облагаемых видов деятельности. Таким образом, капиталы и доходы, ныне находящиеся в «теневом» секторе, полностью подпадают под налогообложение.  Замена старых налогов новыми должна сопровождаться изменением принципов контроля за финансовыми показателями деятельности предприятий. 

       Сокращение  контроля и обложения финансовых результатов хозяйственной деятельности устраняет налоговые препятствия  для осуществления инвестиций и  для повышения показателей финансовой эффективности предприятий, что создает предпосылки для успешной реализации иных мер экономической политики, направленных на обеспечение экономического роста. 

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России