Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:19, курсовая работа
Цель работы доказать, что финансы играют большую роль в государственном регулировании экономики.
Для решения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
1. Изучить сущность, а также функции, признаки финансов и особенности
2. Посмотреть как используются финансы для регулирования экономики
3. В динамике показать как государственные финансы влияют на экономику
Введение
1. Сущность финансов
1.1 Понятие и необходимость финансов
1.2 Функции и признаки финансов
1.3. Особенности финансов
2. Влияние финансов на экономику
2.1 Использование финансов для регулирования экономики
2.2 Место и роль финансов в рыночной экономике
2.3 Государственные финансы и их влияние на экономику
Заключение
Список использованной литературы
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.[2]
В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.
Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.
Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.[2]
Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
общественные финансы,
финансы хозяйствующего субъекта.
Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.
В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).[4]
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов -- второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
через эффективное вложение финансовых ресурсов;
создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Роль современного государства и его финансов в экономике или в экономическом кругообороте - огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.
Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.
Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям населения.
Пособия, выплаты, дотации, льготы на 25 ноября 2011 года:
6357,08 рублей (ежемесячно) - социальная пенсия детям - инвалидам. С уральским коэффициентом от 7300 до 7312 рублей (Выплачивается из Пенсионного фонда)
От 1050 до 1060 рублей (ежемесячно) - ЕДВ детям-инвалидам (Выплата из Пенсионного фонда)
1380 (ежемесячно) - только неработающим.
(1200+районный коэффициент) Дополнительное пособие неработающему родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. (Выплачивается из Пенсионного фонда)
Итого: неработающий родитель получает около 9700 рублей
1000 рублей (ежемесячно) - как работающим, так и не работающим родителям.
Областное пособие родителю, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом. (Пособие выплачивается из Соцзащиты)
1200 рублей (в год) - монетизация за проезд.
600 рублей ребенку-инвалиду+600рублей сопровождающему лицу.
Выплачивается из Пенсионного фонда.
от 1000 до 1500 (в месяц) - монетизация коммунальных льгот
750,83 (ежемесячно) - при отказе от НСУ (набор социальных услуг) (Выплачивается из Пенсионного фонда)
379,5 рублей (ежемесячно) - ежемесячное пособие на ребёнка для малоимущих семей (Выплачивается из Соцзащиты)
Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.
Государственный сектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным, поэтому ему выделяются субсидии.
При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.
Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета. С ноября 2011 года по январь 2012-го в России заявлен, начат или запущен 41 частный инвестиционный проект на общую сумму 6,93 млрд долларов. Несколько лет назад еще можно было сомневаться, кто главенствует в российской экономике — частный бизнес или госструктуры, то сейчас ситуация безальтернативна. Именно госкомпании определяют экономическую повестку дня в стране, по крайней мере в плоскости реальных инвестиций. Не так давно Росстат сообщил, что по итогам 2011-го инвестиции в основной капитал в России выросли на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Это впечатляющий результат на фоне любого года из последних (в 2009-м было падение инвестиций более чем на 15%, а рост в 2010 году составил всего 6%).
Во-первых, наблюдается постепенное снижение номинального объема инвестиций по начатым, реализующимся и запущенным проектам частного бизнеса (см. рисунок 1). К слову, в ноябре 2011-го — январе 2012 года зафиксировали 26 проектов с объемом инвестиций 4,27 млрд долларов, в то время как годом ранее — 33 проекта на 7,2 млрд долларов. Спад год к году на 22% по количеству проектов и почти на 40% по объему инвестиций.
Рис.1 «Объем инвестиций по частным инвест-проектам за 2011 год»
Во-вторых, замечено, что потенциальных инвесторов, рассказывающих в СМИ о своих планах по строительству новых заводов, фабрик, свинокомплексов и т. п., вообще стало заметно меньше по сравнению с первой половиной 2011 года (см. рисунок 2).
Рис.2 «Объем инвестиций за 2010-2011 года»
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ— размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ РФ за кредиты, которые он предоставил кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Поэтому, через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки. В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями, а также является одним из методов антиинфляционнной политики.
В России ставка рефинансирования является фискальной мерой (для расчета налоговых и др. штрафов) помимо функции экономического регулятора, как в других экономиках.
Применение ставки рефинансирования при налогообложении:
Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.
Проценты по валютным банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 9 процентных пунктов.
Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами.
Примечание: Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора
При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.
Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов, и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: [6]
Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании).
Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, милиции.
Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малообеспеченным слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.
Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой зависит от поставленных конкретных задач. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.
Государственный бюджет или - бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года): [1]
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро;
5) дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей.