Финансы и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы доказать, что финансы играют большую роль в государственном регулировании экономики.
Для решения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
1. Изучить сущность, а также функции, признаки финансов и особенности
2. Посмотреть как используются финансы для регулирования экономики
3. В динамике показать как государственные финансы влияют на экономику

Оглавление

Введение
1. Сущность финансов
1.1 Понятие и необходимость финансов
1.2 Функции и признаки финансов
1.3. Особенности финансов
2. Влияние финансов на экономику
2.1 Использование финансов для регулирования экономики
2.2 Место и роль финансов в рыночной экономике
2.3 Государственные финансы и их влияние на экономику
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая топтыгина.doc

— 997.50 Кб (Скачать)

За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.

Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет.

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.

Государственный бюджет - это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.

Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.

Структура госбюджета составляют доходная и расходная части.

Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.


 

Рис.3 «Динамика доходов федерального бюджета с 2006 по плановый 2012-2014 года» (Данные Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства)

 

 

Рис.4 «Структура доходов федерального бюджета в 2012 году, фактическое исполнение по состоянию на 01.04.2012» (данные федерального казначейства)

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством финансы.

 

Рис.5 «Динамика расходов федерального бюджета с 2006 года по плановый 2012-2014» (Данные Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства)

 

Рис.6 «Структура расходов федерального бюджета в 2012 году, фактическое исполнение по состоянию на 01.04.2012» (данные федерального казначейства)

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, - региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства, хотя в России как видно на рисунке 4 составляет 20,6 %. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.[6]

С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач. Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица. Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других.

Расходы на экономику и социальные потребности производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей.

Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.[5]

Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, пособий по беременности и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и субсидии.

Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).


Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.[3]

 

Рис.7 «Исполнение федерального бюджета по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб. за 2012 год» (данные федерального казначейства)

 

 

Рис.8 «Исполнение федерального бюджета по источникам внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета, млрд.руб. за 2012 год» (данные Министерства финансов РФ)

Для сравнения предоставим данные 2011 года

Рис. 9 «Исполнение федерального бюджета по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб. за 2011 год» (данные федерального казначейства)

 

Рис.10 «Исполнение федерального бюджета по источникам внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета, млрд. руб. за 2011 год» (данные Министерства финансов РФ)

Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

 

Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов. [3]


Рис. 11 «Динамика объемов государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, млрд.руб.»

Рис.12 «Структура государственного внутреннего долга РФ по видам долговых обязательств на 01.05.2012 года,(%)»

Рис.13 «Динамика объемов государственного долга РФ, на 2012 год, млрд. долларов»

Рис.14 «Структура внешнего долга (%) на 01.04.2012 года»

 

В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Этого можно достичь путём уменьшения расходов на военные нужды, конверсии в оборонной промышленности, сворачивании социальных программ, приватизации низкорентабельных предприятий государственного сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.

Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть.

Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере тесным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

Не в последнюю очередь также необходима хорошо работающая банковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этого необходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств

 

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.

 


Список использованной литературы

 

1)     Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

2)     Финансы: Учебник/под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 20011.-504с.

3)     Финансы, деньги, кредит: Учебник/под редакцией О.В.Соколовой. - М.: Юристъ,2010.-781с.

4)     Финансы: Учебник / под редакцией М.В. Романовского. - М.: Перспектива, Юрайт, 2008.-522с.

5)     Финансы: Учебник для вузов/ под редакцией Л.А. Дробозиной. -М.: «Финансы», 2011. - 420с.

6)     Основы современной экономики: Учебник/под редакцией В.М. Козырева. - М.: Финансы и статистика, 2011.- 258с.

7)     Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ под редакцией А.М. Година, И.В. Подпориной. - М.: Прогресс- Академия, 2011.- 680с.

8)     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов/ под редакцией О.Е. Янина.- М.: 2009.- 490с.

9)     http://info.minfin.ru/debt.php Министерство Финансов  Российской Федерации, Официальный сайт, Аналитический раздел

 

2

 



Информация о работе Финансы и их роль в экономике