Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие
сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- рассмотрение сущности и функций финансов;
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного бюджета на примере Республики Казахстан;

Оглавление

Введение .............................................................................................................3
I. Сущность и структура финансовой системы............................................4
I.1 Сущность и функции финансов....................................................................4
I.2 Основные составляющие финансовой системы ........................................11
I.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы .................18
I.4 Формирование государственной политики в области финансов................23
II. Финансовая система Республики Казахстан...........................................26
II.1 Государственный бюджет Республики Казахстан...................................26
II.2 Финансовая политика Республики Казахстан ........................................30
Заключение....................................................................................................43
Список использованной литературы...............................................................44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа экон теория.docx

— 109.35 Кб (Скачать)

           При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

             Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

            Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

          Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства.

          При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

          Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

          Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.

 

 

 

 

II  ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

II. 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

          В октябре 2000 года в своем послании народу Казахстана "К свободному, эффективному и безопасному обществу" Глава государства определил ключевые задачи Правительства на 2001 год.

В отчетном году был увеличен минимальный размер заработной платы  на 30%. Это стало первым шагом выполнения задачи по обеспечению прироста реальной заработной платы не менее чем  на 30 процентов за пятилетний период.

         Был также повышен до 4 тысяч тенге минимальный размер пенсии. В целях социальной поддержки пенсионеров, у которых пенсия выше минимальной и не превышает 10 тыс. тенге увеличен размер пенсий на 455 тенге, что составляет 13% от минимальной пенсии.

Кроме того, повышено денежное довольствие военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов на 30-40%.

          В 2001 году проведена значительная работа по погашению кредиторской задолженности по социальным выплатам, образовавшейся за прошлые годы. Из республиканского бюджета на эти цели направлено почти 10 млрд. тенге. Полностью выполнены обязательства прошлых лет по приобретению жилья семьям репатриантов (оралманов), прибывшим по квоте иммиграции в 1993-1998 гг., по гарантиям по обязательному социальному обеспечению, по компенсациям за санаторно-курортные путевки. 5,5 млрд. тенге было направлено на выплату надбавок к пенсиям граждан, проживающим в Семипалатинском регионе, 2 млрд. тенге - на выплату долгов по пособиям по безработице.

         Согласно Военной доктрине расходы на нужды Министерства обороны, начиная с 2001 года, стали предусматриваться в размере не менее 1% к ВВП. Это на 13,1 млрд. тенге больше, чем в 2000 году, что позволило в значительной степени удовлетворить потребности Вооруженных Сил в финансовых средствах, материально-технических ресурсах и повысить обороноспособность государства.

         В 2001 году на 13,6 млрд. тенге больше, чем в 2000 году, направлено средств на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности.

Одним из приоритетов было определено развитие инфраструктуры и 2000 год был объявлен Президентом Годом дорог.

         Если в 2000 году из республиканского бюджета на финансирование дорожной отрасли предусматривалось 14,6 млрд. тенге, то в 2001 году - уже 23,9 млрд. тенге.

         В течение последних трёх лет идет поступательное увеличение расходов республиканского бюджета на поддержку аграрного сектора республики. Если в 2000 году из республиканского бюджета на решение проблем села было предусмотрено 8,8 млрд. тенге, то в 2001 году расходы уже составили 24,5 млрд. тенге. Из них на организацию весенне-полевых и уборочных работ в 2001 году направлено 4 млрд. тенге.

          В мае 2001 года в соответствии с законодательством республики создан Банк Развития Казахстана с уставным фондом 30 млрд. тенге. Этот финансовый институт призван решать задачи по совершенствованию и повышению эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитию производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействию в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. В истекшем году на формирование уставного капитала банка выделено из республиканского бюджета 20 млрд. тенге.

          Для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов создан Национальный фонд Республики Казахстан, выполняющий две основные функции - формирование накоплений государства (сберегательная функция) и снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция). Рыночная стоимость активов Национального фонда Республики Казахстан на 1 января 2002 года составляет 1240,4 млн. долларов США.

         С целью соблюдения норм действующего законодательства, эффективности и своевременности исполнения бюджетов республики была продолжена работа по созданию и вводу в действие новой системы казначейства. В 2001 году она была внедрена в двух пилотных зонах - Акмолинской области и г. Астане.

         В результате мобилизации внутренних резервов экономического роста и благоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках, достигнуто увеличение темпов экономического роста и устойчивость государственного бюджета, значительно улучшено состояние платежного баланса, увеличен уровень монетизации экономики, повышен кредитный рейтинг страны.

         В течение прошлого года в реальном секторе экономики наблюдались положительные тенденции. Рост ВВП за 2001 год составил 13,2 %, а в абсолютной сумме достиг 3 285,4 млрд. тенге. В основном прирост ВВП обусловлен повышением темпов производства в промышленности, сельском хозяйстве и в строительном комплексе.

         Инфляция на конец отчетного года составила 6,4 %, ставка рефинансирования Национального Банка снижена до 9 %.

         В результате дальнейшего улучшения экономических тенденций в 2001 году государственный бюджет исполнен с дефицитом 0,4 % к ВВП.

         Объем поступлений в госбюджет за прошлый год составил 746,6 млрд. тенге или 22,7 % к ВВП. В сравнении с 2000 годом доходная часть бюджета увеличилась почти на четверть. Расходы госбюджета в 2001 году возросли по сравнению с 2000 годом на 26,2 %, составив 759,6 млрд. тенге, то есть 23,1 % к ВВП.

          Поступления в республиканский бюджет за отчетный год составили 490 млрд. тенге или 14,9 % к ВВП. Годовой план перевыполнен на 1,1 млрд. тенге. По отношению к ВВП поступления в бюджет увеличились по сравнению с 2000 годом на 0,2 процентных пункта. Было мобилизовано доходов на сумму 393,6 млрд. тенге.

          Полученные официальные трансферты, основная доля которых приходится на бюджетные изъятия, зачислены в республиканский бюджет на сумму 84,2 млрд. тенге.

          В счет погашения долга по ранее выданным из бюджета кредитам получено 12,2 млрд. тенге.

          Расходы и кредитование исполнены на 97,3% от годового плана, кассовое исполнение составило 502,5 млрд. тенге. По сравнению с отчетными данными за 2000 год исполнение годового плана расходной части в прошлом году улучшилось на 0,5 процентных пункта (в 2000 году расходы и кредитование исполнены на 96,8% от годового плана).

          Дефицит бюджета по отношению к планируемому объему снижен на 14,4 млрд. тенге и составил 12,4 млрд. тенге (0,4% к ВВП).

         Более детально о результатах исполнения республиканского бюджета было доложено на рабочих группах и заседаниях Мажилиса и Сената. Считаю, что в этом году мы поработали достаточно конструктивно. На прозвучавшие вопросы по Отчету были оперативно подготовлены ответы и переданы вам. При этом разделяю положительные отзывы ряда депутатов о том, что новшеством в нашей работе в этом году стало заслушивание на рабочих группах отчетов администраторов бюджетных программ. Данную практику, считаю, следует распространить и на дальнейшую нашу совместную деятельность не только при рассмотрении Отчета Правительства, но и в процессе обсуждения и утверждения проекта бюджета.

        Доложенные в этих стенах показатели деятельности Правительства по исполнению бюджета в истекшем году говорят о достижениях в экономическом развитии страны в целом. Думаю, многие согласятся с тем, что в целом республиканский бюджет за 2001 год исполнен на достаточно высоком уровне.

Финансирование расходов бюджета осуществляется на основании  смет государственных учреждений. В  зависимости от целого ряда обстоятельств (сезонность проводимых работ, сроки  организации тендеров на закупку  товаров, работ и услуг и т.д.) вовсе необязательно, что в сметы  расходов помесячно будут закладываться  равномерно распределенные в течение  года утвержденные годовые суммы. То, что планировали государственные  учреждения на определенную дату, то фактически и было профинансировано. Важно, чтобы  финансирование было подкреплено финансовыми  ресурсами. И это Правительством было обеспечено.

        Поквартальный анализ динамики финансирования расходов республиканского бюджета за прошлый год свидетельствует о том, что объем финансирования расходов и кредитования (без учета внешних займов) за 4 квартал (136 млрд. тенге) практически равен соответствующему показателю за 2 квартал (135 млрд. тенге), объемы финансирования за 1 и 3 квартал также, практически, находятся на одном уровне - 100 и 106 млрд. тенге, соответственно.

         Другой вопрос, что получателями бюджетных средств несвоевременно осваиваются объемы финансирования. Это, в основном, и приводит к наличию свободных денежных средств на ЕКС.

        Анализ кассового исполнения бюджета свидетельствует, что расходы и кредитование (без учета внешних займов) в 4 квартале 2001 года были осуществлены на 32,8% от годового объема кассового исполнения (165 млрд. тенге), в том числе в ноябре и декабре - на 27,2% (136,7 млрд. тенге).

       Также следует принимать во внимание, что в апреле и ноябре 2001 года республиканский бюджет был уточнен в сторону увеличения расходов и кредитования в целом на 28,4 и 19,6 млрд. тенге, соответственно.

       По состоянию на 1 января 2002 года остаток просроченной задолженности по бюджетным кредитам (ссудам), выданным из республиканского бюджета в предыдущие годы, составил 2,7 млрд. тенге. И в проекте республиканского бюджета на 2003 год планируется предусмотреть погашение местными исполнительными органами части указанной задолженности.

 

 

 

II. 2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

         10 октября 1997 года было опубликовано Послание Президента Республики Казахстан "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", которое определило долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года. В целях реализации предварительного этапа долгосрочной Стратегии Указом Президента от 28 января 1998 года №3834 был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан на 1998-2000 годы. В целом трехлетний Стратегический план успешно реализован.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан