Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие
сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- рассмотрение сущности и функций финансов;
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы - государственного бюджета на примере Республики Казахстан;

Оглавление

Введение .............................................................................................................3
I. Сущность и структура финансовой системы............................................4
I.1 Сущность и функции финансов....................................................................4
I.2 Основные составляющие финансовой системы ........................................11
I.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы .................18
I.4 Формирование государственной политики в области финансов................23
II. Финансовая система Республики Казахстан...........................................26
II.1 Государственный бюджет Республики Казахстан...................................26
II.2 Финансовая политика Республики Казахстан ........................................30
Заключение....................................................................................................43
Список использованной литературы...............................................................44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа экон теория.docx

— 109.35 Кб (Скачать)

          Основными задачами бюджета являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП (рисунок 1.3);

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществление  социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Рисунок 1.3 Схема "роль бюджета  в перераспределении валового национального  продукта"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 Схема "понятие  бюджета"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов  бюджета;

2) использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

          Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

          В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти.       Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

          Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

          Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

         Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на две группы:

1) государство, государственные  и муниципальные организации 

1) представительные и  исполнительные органы государственной  и местной власти;

         Сущность бюджета отражает:

- базовые функции финансов  в целом;

- текущую финансовую политику  конкретного государств.

         Цели бюджета:

- ресурсное обеспечение  функций, установленных государству  в части расходов централизованного  характера;

- регулирование экономики  путем перераспределения национального  дохода.

         Общая структура бюджета:

а) по направлениям:

- доходная часть;

- расходная часть.

б) по уровням управления:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты.

         Бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

         В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборота, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

            Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

             Бюджет как финансовый план государства базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

             Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел "Взаимоотношения с бюджетом", где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или городском ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития.

            Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд.

           Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

          Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

          Структура доходов государственного бюджета. Бюджетные доходы - это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений - различные виды платежей государству.

          Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.

          Основные виды налоговых доходов:

- налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, пошлины и сборы.

         Структура расходов бюджета. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют: Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

         Капитальные расходы - это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов. Предметный признак - все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

- расходы на национальную  безопасность;

- расходы на научные  исследования;

- расходы на осуществление  внешней политики;

- финансирование социальной  сферы (образование, здравоохранение,  культура, спорт и др.);

- создание резервных фондов;

- расходы на государственное управление;

- расходы по обслуживанию  государственного долга.

        Функции государственного бюджета. Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

          Согласно 1-ой функции делятся на:

1. распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.

1. контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов.

          Согласно 2-ой классификации функции подразделяется на:

1. экономические - финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры;

1. социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения,  культуры, спорта и другие социальных программ;

1. политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на государственное управление;

1. функция межотраслевого и межрегионального перераспределения ресурсов - поддержка депрессивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей народного хозяйства;

1. финансирование фундаментальных и прикладных научных изысканий больше предыдущего периода.

 

 

 

 

I.4 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

 

         В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

     Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

- выработку научно обоснованных  концепций развития финансов. Они  формируются на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа состояния  развития хозяйства, перспектив  развития производительных сил  и производственных отношений,  потребностей населения;

- определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей  достижения поставленных целей,  предусмотренных экономической  политикой, учитываются международные  факторы, возможности роста финансовых  ресурсов;

- осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

         Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

          Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

          Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан