Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:01, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...4
1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС……………………………….…………………………5
1.1 Рынок и закон спроса…………………………………………………….....5
1.2 Изменение спроса…………………………………………………………8
1.3 Спрос на ресурсы ……………………………………………………….....11
1.4 Эластичность спроса…………………………………………………….....14
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….…......20
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения ……………………………………...20
2.2 Экономический кругооборот …………………………………………......29
3 ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….……39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рыночный спрос: экономическая сущность…………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Спрос и предложение………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………………………………………………………………….46
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения
Если спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой. (Приложение Б. Рисунок.1.)
Основные элементы рыночного механизма- цена, спрос, предложение.
Спрос- это
количество продуктов, которые
потребители готовы и в
Снижение цены продукта увеличивает
покупательную способность
В реальной действительности «прочие равные условия» тоже подвержены динамике. Если они меняются, то происходит изменение в спросе и перемещении самой кривой спроса на графике. Влияние определенных факторов приводит к тому, что по прежним ценам покупатели готовы приобрести больше или меньше товаров. Если факторы оказывают положительное воздействие на спрос, кривая смещается вправо, если отрицательное- кривая смещается влево. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса:
1. Потребительские предпочтения.
Представления покупателей
о полезности блага изменяются в
благоприятном или
Изменение потребностей (это долговременные факторы воздействия-появлении нового, усовершенствованного товара, приводит к возрастанию спроса на него и понижению спроса на устаревшую модель).
Мода (если товар входит в
моду, то при сохранении прежней
цены, объем покупок будет
Реклама (очень сильное средство воздействия на потребительское предпочтение - успех рекламы- смещение кривой спроса вправо, провал рекламы- смещение кривой спроса влево).
2. Цена на другие товары.
Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.
Блага, способные удовлетворить одну и ту же потребность, получили название товаро-субститутов. Например, при увеличении цены на автобусные билеты, часть пассажиров отдаст предпочтение другому виду транспорта (железнодорожному), который стал относительно дешевле. Поэтому, при тех же ценах на ж/д билеты, спрос на них увеличится.
Для товара характерно еще одно свойство - взаимодополняемость. Это означает, что эффективное потребление одного из них возможно только при сочетании с другим. Такие блага называются комплементарными. Резкое подорожание бензина повлияет на спрос на автомобили.
3.Число покупателей.
4.Ценовые ожидания
5. Доходы. При росте доходов кривая спроса на качественные товары будет смещаться вправо, а на некачественные товары - влево.
Степень изменения спроса
под воздействием того или иного
фактора характеризует
Покупателю на рынке противостоит продавец, который является стороной, производящей и предлагающей товар.
Предложение можно определить
как шкалу, показывающую разное количество
продукта, которого производитель желает
и способен произвести и предложить
к продаже на рынке по каждой конкретной
цене из ряда возможных цен в течении
определенного периода времени.
В условиях товарной формы хозяйствования
производитель создает продукт
не для собственного потребления, а
для обмена, рассчитывая, что взамен
проданного товара он получит деньги,
по меньшей мере компенсирующие его
затраты по привлечению дополнительных
ресурсов. В каждый данный момент времени
производитель в состоянии
Кривая на графике предложения представляет собой совокупность точек, координаты которых соответствуют определенной цене и характерной для нее величине предложения. Изменение цены, при прочих равных условиях, перемещает точку на графике предложения, увеличивая или уменьшая тем самым величину предложения.
Изменение центы товара влияет на величину предложение, перемещая соответствующую точку на кривой предложения. Неценовые факторы изменяют само предложение, смещая кривую на графике вправо или влево. Среди них обычно выделяют следующие:
Цены на применяемые ресурсы (под воздействием изменения цен на ресурсы кривая предложения может смещаться как влево так и вправо. Подорожание ресурсов приводит к смещению кривой предложения влево и сокращению предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо и повышает предложение.)
Капитал и технология производства (на величину затрат на производство могут воздействовать и эффективность, результативность применения ресурсов. Внедрение новой техники и технологии приводит к повышению предложения.)
Государственная экономическая политика (продавая продукцию, производитель за счет вырученных средств должен не только возместить затраты, получить прибыль, но и выплатить налоги государству. Увеличение налоговых ставок, при прочих равных условиях, отрицательно влияет на рыночное предложение, а их снижение - положительно.)
Цены на другие товары (альтернативность использования товаров играет важное значение при выборе сферы производства. При повышении цены на один продукт, увеличится предложение этого продукта, но одновременно с этим произойдет снижение предложения альтернативного продукта - его кривая сместится влево.)
Ценовые ожидания продавцов
(предполагаемое повышение цен в
будущем, может привести к снижению
предложения сегодня, т.е. кривая сместится
влево. И наоборот, ожидаемое снижение
цен вынуждает продавцов
Число продавцов на рынке
(изменение числа продавцов
Теснота связи между предложениями
и факторами, оказывающими на него воздействие,
измеряется коэффициентом эластичности
предложения, он рассчитывается путем
сопоставления удельного
Абсолютно неэластичные предложения (когда предложение остается неизменным несмотря на рост или снижение цены. Это происходит при полной занятости какого-либо ресурса и отсутствии ресурсов-субститутов).
Слабо эластичное предложение (для него требуется значительное повышение цены для незначительного роста предложения);
Сильно эластичное предложение (отражает активную реакцию продавцов на доже незначительное изменение цены).
Абсолютно эластичные предложения
(предложение увеличивается
Можно рассчитывать коэффициенты эластичности предложения по цене, по ценам на ресурсы, по налогам и дотациям государства, по ценам на другие товары.
Механизмом, с помощью которого достигается взаимное согласие потребителя и производителя, является рынок. Рынок- это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации экономических действий.
Покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы продать самые различные товары. Все зависит от их цены. Избыточное предложение порождает уменьшение цены. При дефиците товара избыточный спрос ведет к росту цен за единицу товара. Колебания цен в конечном счете приводят к установлению такой цены, при которой спрос и предложение совпадают. Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающее спрос и предложение, называют равновесным количеством. Равновесная цена- это единственная цена из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.
При построении графика точка пересечения кривой спроса и предложения является ценой равновесия.
Учитывая характер кривых, такая точка может быть одна. Конкурентная борьба, изменяя цены, будет способствовать достижению рыночного равновесия.
Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые могут сместить кривые, изменяют и цену равновесия. При любой цене, превышающей цену равновесия, величина предложения окажется больше величины спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены продавцами, стремящихся избавиться от своего излишка. Любая цена ниже равновесной цены, влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при этом величина спроса превышает величину предложения.
При увеличении спроса и неизменности других условий, кривая спроса переместится вправо и цена равновесия и равновесное количество товаров возрастет. При уменьшении спроса сдвигают кривую влево, цена равновесия и равновесное количество уменьшается.
При увеличении предложения
кривая сместиться вправо, что приведет
к снижению цены равновесия, но при
этом увеличивает равновесное
При одновременном изменении спроса и предложения все будет зависеть от эластичности реагирования на эти факторы потребителей и производителей. При увеличении предложения и сокращении спроса (противоположное движение кривых) снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из этих факторов, взятого в отдельности. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
При одновременном сокращении предложения и увеличении спроса увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и в зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально, но если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.
Если предложение и спрос увеличиваются (кривые смещаются в одном направлении), при этом увеличение предложения больше, чем увеличение спроса, то равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, то равновесная цена увеличится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых в отдельности.
Уменьшение предложения и спроса ведет к уменьшению количества продукта. Если масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается.
Способность конкурентных сил
предложения и спроса устанавливать
цену на уровне, на котором решения
о продаже и купле
Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка