Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:01, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...4
1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС……………………………….…………………………5
1.1 Рынок и закон спроса…………………………………………………….....5
1.2 Изменение спроса…………………………………………………………8
1.3 Спрос на ресурсы ……………………………………………………….....11
1.4 Эластичность спроса…………………………………………………….....14
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….…......20
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения ……………………………………...20
2.2 Экономический кругооборот …………………………………………......29
3 ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….……39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рыночный спрос: экономическая сущность…………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Спрос и предложение………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………………………………………………………………….46
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………
1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС……………………………….………
1.1 Рынок и закон спроса…………………………
1.2 Изменение спроса…………………………………
1.3 Спрос на ресурсы ……………………………………………………….....11
1.4 Эластичность спроса……………………………………………………....
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………………………
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения ……………………………………...20
2.2 Экономический кругооборот …………………………………………......29
3 ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рыночный спрос: экономическая сущность…………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Спрос и предложение………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Влияние спроса на экономическую
стратегию предприятия…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях
рыночных отношений центр
1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
1.1 Рынок и закон спроса
Рынок — косвенное, опосредованная
взаимосвязь между
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Спрос изображается в виде
графика, показывающего количество
продукта, которое потребители готовы
и в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
Величины спроса должны иметь
определенное значение и относиться
к определенному отрезку
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно
покупают данного продукта
2. В любой данный период
времени каждый покупатель
3. На несколько более
высоком уровне анализа закон
спроса можно объяснить
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. (Приложение А.Рисунок А.1.)
1.2 Изменение спроса
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение
на рынке числа покупателей
обуславливает повышение
3. Доход. Воздействие спрос
изменения денежного дохода
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.
4. Цены на сопряженные
товары. Приведет ли изменение
цены на сопряженный товар
к повышению или снижению
5. Ожидание. Потребительские
ожидания относительно будущих
цен на товары, наличие товаров
и будущего дохода способны
изменить спрос. Ожидание
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. (Приложение А. Рисунок А. 2.)
Возможны случаи, когда
предложение и спрос изменяются
в противоположных
Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).
Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.
Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.
Сначала предположим, что
и спрос и предложения
Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.
Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка