Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...4
1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС……………………………….…………………………5
1.1 Рынок и закон спроса…………………………………………………….....5
1.2 Изменение спроса…………………………………………………………8
1.3 Спрос на ресурсы ……………………………………………………….....11
1.4 Эластичность спроса…………………………………………………….....14
2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….…......20
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения ……………………………………...20
2.2 Экономический кругооборот …………………………………………......29
3 ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….……39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рыночный спрос: экономическая сущность…………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Спрос и предложение………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.40 Кб (Скачать)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...4

1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС……………………………….…………………………5

   1.1  Рынок и закон спроса…………………………………………………….....5

   1.2   Изменение  спроса…………………………………………………………8

   1.3  Спрос на ресурсы  ……………………………………………………….....11

   1.4  Эластичность спроса…………………………………………………….....14

2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….…......20

    2.1   Взаимосвязь спроса и предложения ……………………………………...20

    2.2   Экономический  кругооборот …………………………………………......29

3 ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ  СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….......33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….……39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....40

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рыночный спрос: экономическая сущность…………..41

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Спрос и предложение………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Влияние спроса на экономическую  стратегию предприятия………………………………………………………………….46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   В условиях  рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к  основному звену всей экономики  - предприятию. Именно на этом  уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются  различные услуги. На предприятии  сосредоточены наиболее квалифицированные  кадры. Здесь решаются вопросы  экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной  техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума  издержек производства и реализации  продукции. Разрабатываются бизнес-планы,  применяется маркетинг, осуществляется  эффективное управление- менеджмент. Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной  экономики выживет лишь, тот кто  наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции,  пользующейся спросом, обеспечит  высоким доходом высококвалифицированных  работников. Изучение же спроса  на рынке сейчас становится  первоочередной задачей при функционировании  предприятия. Постоянное отслеживание  спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его  изменения (то есть гибкость  производства) - все это предопределяет  выживание и успешную работу  предприятия. Сейчас для любой  фирмы важнее даже не произвести  какую-либо продукцию, а сбыть  ее, найти конкретную нишу на  рынке для своего товара. Поэтому-то  на первые роли выходят в  настоящее время многочисленные  отделы маркетинга, непосредственно  занимающиеся вопросами сбыта  и реализации продукции. И там  хорошо знают, что такое спрос  и как он изменяется с течением  времени. "Клиент всегда прав" – этот принцип, принятый на  вооружение многими ведущими  производителями, лишний раз доказывает  первостепенное значение такого  экономического понятия, как рыночный  спрос.

1 РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

 

 

1.1 Рынок и закон спроса

 

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в  форме купли-продажи товаров, сфера  реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это  единственная система отношений  купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок —  основа рыночной экономики.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный  или национальный характер. Некоторые  отличает личный контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение —  совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые  можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут  покупать по разным возможным ценам. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь  определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса. Бывают случаи, когда  практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения  при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой.  Уже тот факт, что фирмы устраивают  “ распродажи “, служит наглядным  свидетельством их веры в закон  спроса. Предприятия сокращают свои  товарные запасы не путем повышения  цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период  времени каждый покупатель продукта  получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от  каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено  действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене, человек  может позволить себе купить  больше данного продукта, не отказывая  себе в приобретении каких-либо  альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает  покупательную способность денежного  дохода потребителя, а поэтому  он в состоянии купить большее  количество данного продукта, чем  прежде. Более высокая цена приводит  к противоположному результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется  стимул приобрести дешевый товар  вместо аналогичных товаров, которые  теперь относительно дороже. Потребители  склонны заменять дорогие продукты  более дешевыми. Эффект дохода  и замещения совмещаются и  приводят к тому, что у потребителя  возникает способность и желание  покупать большее количество  продукта по более низкой цене

Обратную зависимость  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая  переменная, а величина спроса —  зависимая переменная. (Приложение А.Рисунок А.1.)

 

 

1.2 Изменение спроса

 

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого  продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они  действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения  спроса. Изменение одной из детерминант  изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание  и способность покупать большее  количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в  одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

Рассмотрим влияние неценовых  детерминант:

1. Потребительские вкусы.  Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3. Доход. Воздействие спрос  изменения денежного дохода более  сложно. В отношении большинства  товаров повышение дохода приводит  к увеличению спроса.

Товары, спрос на которые  изменяется в прямой зависимости  с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

Товары, спрос на которые  изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Примеры: увеличение доходов  повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие  товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

4. Цены на сопряженные  товары. Приведет ли изменение  цены на сопряженный товар  к повышению или снижению спроса  на рассматриваемый продукт, зависит  от того, является ли этот родственный  товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или  сопутствующим ему (взаимодополняющим  товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы,  между ценой на один из них  и спросом на другой существует  прямая связь. Когда два товара  являются взаимодополняющими, между  ценой на один из них и  спросом на другой существует  обратная связь. Многие пары  товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение  цены на один очень мало  повлияет или вовсе не повлияет  на спрос на другой. Примеры:  снижение тарифов на пассажирские  авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Потребительские  ожидания относительно будущих  цен на товары, наличие товаров  и будущего дохода способны  изменить спрос. Ожидание падения  цен и снижения доходов ведет  к сокращению текущего спроса  на товары. Обратное утверждение  также верно. Пример: неблагоприятная  погода в Южной Америке порождает  ожидания в будущем более высоких  цен на кофе и тем самым  повышает текущий спрос на  него.

Увеличение спроса, при  прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения  цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и  эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между  изменением спроса и вытекающими  отсюда изменениями равновесной  цены и количества продукта. (Приложение А. Рисунок А. 2.)

Возможны случаи, когда  предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях.

Предположим, что предложение  увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два  эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при  действии одного из эффектов. Направление  изменения количества продукта зависит  от относительных параметров изменения  предложения и спроса (если предложение  больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

Предположим теперь, что  предложение сокращается, а спрос  возрастает. Наблюдаются два эффекта  повышения цены. Если уменьшение предложения  больше, чем увеличение спроса, равновесное  количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны также случаи, когда предложение и спрос  изменяются в одном и том же направлении.

Сначала предположим, что  и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной  цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта  больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

Рассмотрим одновременное  уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения  больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда  ситуация противоположная, равновесная  цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения  с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка