Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Различают три типа воспроизводства населения:
· расширенное – превышение числа рождений над числом смертей;
· простое – число рождений равно числу смертей;

Файлы: 1 файл

Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь.docx

— 93.64 Кб (Скачать)

Демографический потенциал  во многом определяется продолжительностью жизни людей.  3а последние годы усилились диспропорции в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на демографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в 2008 г. составила 12 лет. Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.

Ho имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53 % зависят от образа жизни человека, на 18-22 % - от наследственности и биологии, на 17-20 % - от внешней среды и экологии, на 8-10 % - от уровня развития здравоохранения. Поэтому разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний. Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.[1]

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов  страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого  потенциала» и «человеческий  капитал».

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого  развития, разработан специалистами  Программы развития ООН (ПРООН) для  сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни  в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации - возможности  жить долго, получить образование и  иметь достойный уровень материального  благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.  ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 - со средним, уровнем; менее 0,500 - низким уровнем развития человеческого потенциала.

В 2002 г. Беларусь по индексу  развития человеческого потенциала (0,790) занимала 62-е место среди 177 стран  и относилась к группе государств со средним уровнем человеческого  развития, опередив все страны СНГ, кроме России (Российская Федерация  занимает 57-е место, Украина - 70-е, Казахстан - 78-е, Армения - 82-е, а Таджикистан - только 116-е место).

По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ (таблица 2.2).[5]

Таблица 2.2 – Экспериментальные  оценки человеческого капитала стран  СНГ на начало ХХI века

Страна

Потенциальный человеческий капитал

Удельный вес человеческого  капитала в национальном богатстве

Всего, трлн дол. США

На душу населения, тыс. дол. США

   

Страны СНГ-всего

39,9

142,2

 

Азербайджан

0,6

70,0

42,2

Армения

0,2

58,0

54,3

Беларусь

1,8

181,6

55,4

Грузия

0,3

58,8

52,2

Казахстан

1,5

100,7

35,4

Киргизия

0,2

50,0

45,9

Молдова

0,2

53,5

51,4

Россия

28,7

197,1

50,9

Таджикистан

0,2

26,8

53,7

Туркмения

0,3

55,0

10,2

Узбекистан

1,4

58,6

50,1

Украина

4,5

91,8

53,1


Для характеристики трудового  потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Минску и стране в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2004 г. Произошли существенные изменения в структуре занятости (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Распределение  численности занятого населения  по отраслям экономики 

 

Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а  удельньй вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.[5] 3а время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Распределение  численности занятого населения  по формам собственности, %

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего занято в  экономике

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

                   

государственная

59,8

57,2

57,2

55,1

52,9

52,4

51,7

51,2

50,5

50,7

частная

40,1

42,4

42,2

44,0

46,1

46,4

47,0

47,4

48,0

47,7

смешанная с иностранным участием

0,5

1,4

1,6

1,8

2,2

2,5

2,6

2,7

2,9

3,2

иностранная

0,1

0,4

0,6

0,9

1,0

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6


 

Удельный вес занятых  в государственном секторе экономики  сократился с 58,8 % в 1995 г. до 50 % в 2008 г., а  в частном секторе увеличился с 40,1 до 47,7 %. На территории Беларуси появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает.

Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень  образования населения, в том  числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования  населения удельный вес работников с высшим и средним специальным  образованием в нашей стране увеличился с 36,4% в 1995г. до 43,9% в 2003г. В целом следует  отметить, что высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся  эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для  максимального использования этого  преимущества необходимо улучшать демографическую  ситуацию, совершенствовать структуру  занятости населения, повышать производительность труда.

безработица занятость беларусь

Предмет и методы государственного регулирования занятости  населения в Республике Беларусь

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания  их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование  денежно–кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров  по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью  которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно  разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;

организационные законодательные  и финансовые меры государства, которые  включают организацию системы образования  и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста  государственных субсидий; осуществление  программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных  работах; создание рабочих мест для  молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости  включает создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального  страхования предусматривает выплату  пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.

При этом под политикой  занятости понимается система принципов  и мер, направленных на обеспечение  и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А  занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам  страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).

Политика занятости опирается  на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1.   обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

2.   обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3.   предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4.   содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5.   принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

6.   участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7.   международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия  для реализации конкретной программы  в сфере занятости:

1)    пассивный;

2)    активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств  «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет  две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату  пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка  и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.

Активный тип регулирования  занятости отличается тем, что государство  оказывает влияние не на последствия  происходящего, а на само явление  – на состояние рынка труда. При  этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Информация о работе Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь