Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:30, реферат
Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Различают три типа воспроизводства населения:
· расширенное – превышение числа рождений над числом смертей;
· простое – число рождений равно числу смертей;
Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. 3а последние годы усилились диспропорции в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на демографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в 2008 г. составила 12 лет. Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.
Ho имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53 % зависят от образа жизни человека, на 18-22 % - от наследственности и биологии, на 17-20 % - от внешней среды и экологии, на 8-10 % - от уровня развития здравоохранения. Поэтому разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний. Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.[1]
В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».
Индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого
развития, разработан специалистами
Программы развития ООН (ПРООН) для
сравнения отдельных стран по
уровню развития человеческих ресурсов,
а именно, насколько условия жизни
в данной стране близки к общепризнанным
критериям благополучия отдельного
человека и всей нации - возможности
жить долго, получить образование и
иметь достойный уровень
В 2002 г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,790) занимала 62-е место среди 177 стран и относилась к группе государств со средним уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме России (Российская Федерация занимает 57-е место, Украина - 70-е, Казахстан - 78-е, Армения - 82-е, а Таджикистан - только 116-е место).
По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ (таблица 2.2).[5]
Таблица 2.2 – Экспериментальные оценки человеческого капитала стран СНГ на начало ХХI века
Страна |
Потенциальный человеческий капитал |
Удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве | |
Всего, трлн дол. США |
На душу населения, тыс. дол. США |
||
Страны СНГ-всего |
39,9 |
142,2 |
|
Азербайджан |
0,6 |
70,0 |
42,2 |
Армения |
0,2 |
58,0 |
54,3 |
Беларусь |
1,8 |
181,6 |
55,4 |
Грузия |
0,3 |
58,8 |
52,2 |
Казахстан |
1,5 |
100,7 |
35,4 |
Киргизия |
0,2 |
50,0 |
45,9 |
Молдова |
0,2 |
53,5 |
51,4 |
Россия |
28,7 |
197,1 |
50,9 |
Таджикистан |
0,2 |
26,8 |
53,7 |
Туркмения |
0,3 |
55,0 |
10,2 |
Узбекистан |
1,4 |
58,6 |
50,1 |
Украина |
4,5 |
91,8 |
53,1 |
Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Минску и стране в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2004 г. Произошли существенные изменения в структуре занятости (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Распределение численности занятого населения по отраслям экономики
Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельньй вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.[5] 3а время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Распределение численности занятого населения по формам собственности, %
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||||||||
государственная |
59,8 |
57,2 |
57,2 |
55,1 |
52,9 |
52,4 |
51,7 |
51,2 |
50,5 |
50,7 |
частная |
40,1 |
42,4 |
42,2 |
44,0 |
46,1 |
46,4 |
47,0 |
47,4 |
48,0 |
47,7 |
смешанная с иностранным участием |
0,5 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,2 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
иностранная |
0,1 |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
Удельный вес занятых
в государственном секторе
Важным показателем оценки
трудового потенциала является уровень
образования населения, в том
числе занятого в экономике. Республика
Беларусь относится к государствам
с высоким уровнем образования
населения удельный вес работников
с высшим и средним специальным
образованием в нашей стране увеличился
с 36,4% в 1995г. до 43,9% в 2003г. В целом следует
отметить, что высокий
безработица занятость беларусь
Предмет и методы государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь
Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.
В отношении безработицы
государство располагает тремя
видами политики: социальной, макроэкономической
и в сфере занятости. Функция
социальной политики состоит в оказании
помощи безработным с целью
Все методы и меры, с помощью
которых государство
Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:
кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;
организационные законодательные
и финансовые меры государства, которые
включают организацию системы
Пассивная политика занятости
включает создание системы социального
страхования и материальной помощи
безработным. Система социального
страхования предусматривает
политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
7. международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
1) пассивный;
2) активный.
Политика пассивного типа
регулирования занятости
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Информация о работе Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь