Деятельность монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 81.57 Кб (Скачать)

      Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий  может быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.

      Но  внесение предприятия в реестр еще  не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует  применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства.

 

     2.3 Зарубежный опыт  антимонопольного  регулирования

    Одной из наиболее развитых стран в области  антимонопольного регулирования экономики  является США. Государственное регулирование  в этой стране осуществляется в отношении  отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства  в вопросах построения внутренней системы  организации производства, принятия инвестиционных решений.

    В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную  политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее  благосостояние граждан достигается  в случае, когда они имеют возможность  свободно обмениваться производимыми  ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все  сделки по подобному обмену будут  заключаться на уровне цен, устанавливаемых  в результате конкурентной борьбы между  поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший  объем материальных благ, чем в  случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся  от конкурентных в сторону как  завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает  универсальным регулятором общественного  производства, его пропорций.

    Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде  хозяйственного права США под  названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных  актах:

    • Закон Шермана (1890 год).

    Этот  закон составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Вне закона объявляется «всякий  контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

    • Закон Клейтона (1914 год) и Закон о  Федеральной торговой комиссии.

    Органы  Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев  преуспели в реализации антимонопольных  программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути - демонополизация и  разукрупнение «Standard Oil» и «American Tobacco» в 1911 году. Тем не менее, в  эту пору целый ряд должностных  лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости  мероприятий, регламентированных Законом  Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших  в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато  и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

    Одновременно  с Законом Клейтона Конгресс США  ратифицировал Закон о Федеральной  торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал  Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия  нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной  практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в  расширенном толковании незаконных средств и методов ведения  бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения  судебных разбирательств.

     Закон Робинсона - Питмэна (1936 год) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

    К 1950 г. к закону Клейтона была принята  поправка Селлера- Кефовера, которой  уточнялось понятие незаконного  слияния. Так, запрещались слияния  путем скупки активов. Если законом  Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

    Непосредственный  объект антимонопольного регулирования  – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных  отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что не может  быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется  и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной  защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.

    Неоднозначность исхода процесса формирования структуры  рынка в результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:

    • Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке  между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

    • Бойкот (полное или частичное прекращение  деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в  целях навязывания своих условий  ее реализации).

    • Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.

    • Раздел и закрепление покупателей  между компаниями-поставщиками в  результате договоренности между последними.

    • Лишение конкурентов возможности  действовать на данном рынке.

    Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью  в США проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, который  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское  законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная  торговая комиссия. Вместе с тем  следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который  оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных  условий в договорах или методах  хозяйственной деятельности.

    Исполнительные  органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые попадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для трех, 66,6%- для пяти.

    Антитрестовское, как впрочем, и большинство других видов законодательств, нацелено не только и не столько на то, чтобы  покарать его нарушителей, сколько  на то, чтобы предотвратить сами нарушения . По сути, оно является инструментом регулирования, нацеленного на формирование социально приемлемого распределения  общественных производственных ресурсов между хозяйственными субъектами, а, следовательно, и уровня цен. Карающие же функции антитрестовского законодательства скорее используются для предотвращения отклонений от подобного состояния  экономики, нежели носят характер самоцели. Этим, в частности, объясняется и  относительная мягкость самих наказаний  за нарушение антитрестовского законодательства, то есть в целом оно носит превентивный профилактический характер.

    Как видно, в США достаточно высокий  уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных  моментов государственного регулирования  особое внимание привлекает то, что  частные компании допускаются в  регулируемые отрасли на конкурсной основе. С одной стороны это  позволяет государственным органам  контролировать уровень цен на соответствующие  товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект – достигается решение антимонопольных  задач.

 

    3.1 Антимонопольная  политика в отношении  различных видов  монополий.

    Антимонопольная политика в отношении  естественных монополий.

     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

     Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего  за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики  страны – самые разрушающие. Увеличиваются  издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

     И это не абстрактная теория. Вся  российская деловая пресса последних  лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные  тарифы, сверхбыстро растущие цены на энергию и т.п.

     При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности  для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности  будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более  низкие издержки, чем несколько конкурирующих  электроэнергетических фирм. Но где  гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего  руководства фирмы. В реальной истории  РАО «ЕЭС России» был, в частности, случай, когда на издержки фирмы  была отнесена оплата полета в США  специальным самолетом тещи и  собаки генерального директора фирмы.

     Основной  путь борьбы с негативными сторонами  естественных монополий состоит  в государственном контроле над  ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию)12.

     Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При  этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного  уровня, на котором будут закреплены цены.

     Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения  фирмы-монополиста является изменение  кривой предельного дохода. Коль скоро  монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех  объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать  это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1, совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. В самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

Информация о работе Деятельность монополий