Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.
Введение
Проблема
взаимоотношения государства и
хозяйствующих субъектов
Одним из важных видов государственного регулирования экономики является регулирование монополий.
Очевидно,
что при несовершенной
Подобное состояние рынка является монополией. Монополия (от греч. mono — один и poléo — продаю) — 1) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. 2) крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров1.
В
конце XX столетия наша страна вступила
на путь перехода от плановой системы
экономики к рыночной, неотъемлемой
частью которой является конкуренция
как необходимое условие
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
Проблемы совершенствования
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.
Глава 1. Понятие монополии.
Как
было указано выше, существуют два
подхода к понятию "монополия".
Во-первых, монополию можно рассматривать
как тип фирмы. Она представляет
собой крупное объединение, занимающее
ведущее положение в
Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
На основе частных монополий появляются государственные. Государственной монополией является эмиссия денег, а также часто производство и реализация определенных товаров, например, вооружений.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия
предполагает, что в отрасли имеется
только один производитель, который
полностью контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.
В
ряде стран Европы, Америки и в
России правительство предоставляет
фирмам статус единственного продавца
(транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Но взамен на эти привилегии правительство
сохраняет за собой право регулировать
действия таких монополий, чтобы
исключить злоупотребление
3. Патенты и лицензии.
Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительное право на владение рынком данного товара.
4. Собственность на важнейшие виды сырья.
Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Aluminum Company of America» является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «De Beers».
Осмысливая сущность монополии, как особой формы материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар (является монополией по значению слова - "единственный продавец"), а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединиться к тем, кто насчитал в бывшем СССР многие сотни монопольных предприятий, на которых работали заключенные и рабочие, получающие мизерную заработную плату, обеспечивая государство прибылью в интересах всего народа.
В
целом монополии свойственны
следующие отличительные
1.2 Виды монополий
Монополии можно классифицировать по разным видам.
Кредитная
монополия возникла с появлением
ростовщического капитала, который
устанавливает высокие проценты
за кредит. Это первая форма экономической
монополии, более или менее
Торговая монополия приобрела значение в средневековье. Тогда возникли различные компании - ост-индская, ганзейская и другие, привилегии которых обычно закреплялись государством, даровались им на основе указов. Современный торговый капитал также часто пользуется этой возможностью.
Промышленная
монополия возникла не сразу. Первоначально
она появилась в отношении
не воспроизводимых товаров, например,
при производстве шампанских вин
во Франции. В таком случае особые
природно-климатические