Деятельность монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 81.57 Кб (Скачать)

    Введение

    Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие  функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки  усиливают роль государства в  регулировании общественного производства.

    Одним из важных видов государственного регулирования экономики является регулирование монополий.

     Очевидно, что при несовершенной конкуренции  экономика теряет множество положительных  черт и качеств, свойственных ей при  конкуренции совершенной. Но иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что это обуславливает единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.

     Подобное  состояние рынка является монополией. Монополия (от греч. mono — один и poléo — продаю) — 1) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. 2) крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров1.

    В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы  экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция  как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители  на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции конкурентов. Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой  рукой рынка".

    Но  здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.

      Проблемы совершенствования конкуренции  на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских  товаров, борьба с монополизмом  являются крайне актуальными  в современной России. Поскольку существует большое количество не только естественных, но и искусственных монополий. И те, и другие должны подвергаться государственному регулированию, поскольку их существование значительно влияет на экономическое состояние страны.

    Цель  данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.

 

    Глава 1. Понятие монополии.

    1. Общая характеристика монополий

    Как было указано выше, существуют два  подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или  в мире в целом. Обычно монополия  ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они  могут держать незначительную часть  рынка.

    Но  может существовать и другая трактовка  понятия "монополия" - это экономическое  поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно небольшое  по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

    На  основе частных монополий появляются государственные. Государственной  монополией является эмиссия денег, а также часто производство и  реализация определенных товаров, например, вооружений.

    Обращаясь к монополии как виду экономической  структуры рынка, ее следует рассматривать  как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих отношений  диктовать свои условия на рынке  определенного товара.

    Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно  отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

    Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль  других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и  это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

    1. Эффект масштаба.

    Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего  из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию  обычно называют "естественной монополией". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение  природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных  газопроводов, местных распределительных  сетей и т.д.) Новым конкурентам  чрезвычайно трудно войти в такую  отрасль, так как это требует  крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить  цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

    2.   Исключительные права.

    В ряде стран Европы, Америки и в  России правительство предоставляет  фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление монопольной  властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.

    3.  Патенты и лицензии.

    Правительство гарантирует патентную защиту новым  продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные  позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует  их исключительное право на владение рынком данного товара.

    4. Собственность на  важнейшие виды  сырья.

    Некоторые компании являются монополистами благодаря  безраздельному владению источниками  производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного  продукта. Так,  «Aluminum Company of America»  является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство  алмазных рудников контролируется южноафриканской  компанией «De Beers».

    Осмысливая  сущность монополии, как особой формы  материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии  характерно не то, что она одна производит тот или иной товар (является монополией по значению слова - "единственный продавец"), а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединиться к тем, кто насчитал в бывшем СССР многие сотни монопольных предприятий, на которых работали заключенные и рабочие, получающие мизерную заработную плату, обеспечивая государство прибылью в интересах всего народа.

    В целом монополии свойственны  следующие отличительные признаки:

    • единственный продавец;
    • получает большую прибыль;
    • обладает силой против конкурентов;
    • часть сильного государства.
 
 

 

1.2 Виды монополий

Монополии можно классифицировать по разным видам.

  1. По признаку принадлежности выделяют частные и государственные монополии. К государственным относят эмиссию денег, а также часто производство и реализация определенных товаров, например, вооружений и т.п. Остальные являются частными.
  2. По сфере деятельности различают следующие формы монополий: кредитные, торговые и промышленные.

    Кредитная монополия возникла с появлением ростовщического капитала, который  устанавливает высокие проценты за кредит. Это первая форма экономической  монополии, более или менее сформировавшаяся в самостоятельное явление. Возникшая  кредитная система первоначально  была направлена против ростовщичества. В настоящее время кредитный  капитал также пользуется этой формой борьбы.

    Торговая  монополия приобрела значение в  средневековье. Тогда возникли различные  компании - ост-индская, ганзейская и  другие, привилегии которых обычно закреплялись государством, даровались им на основе указов. Современный торговый капитал также часто пользуется этой возможностью.

    Промышленная  монополия возникла не сразу. Первоначально  она появилась в отношении  не воспроизводимых товаров, например, при производстве шампанских вин  во Франции. В таком случае особые природно-климатические условия, как  и традиции виноделия, были основой  монополии. И такие монополии  сохраняют значение в современном  рынке. В то же время не они послужили  основой современной монополизации  производства, начавшей интенсивно развиваться  в 19 веке. Современные монополии  производят любые, свободно воспроизводимые  товары. Условием становления таких  монополий стал НТП в экономике 19 века.

  1. По мере возникновения выделяют случайные и неслучайные монополии.  Под случайной монополией мы понимаем монополию, возникающую для покупателя и продавца из случайного соотношения спроса и предложения. Остальные формы монополий не случайны.
  2. Закрытые и открытые монополии. Исторически исходной формой монополии, как особого рода не случайного явления, можно считать закрытую ее форму. Закрытая монополия - это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т.п. Обычно это принимает форму государственного лицензирования на совершение определенного бизнеса. Этому служат и системы патентования инновационных идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать изобретения без получения за плату специального права на это. Такую монополию называют авторским правом. Многообразны формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм. Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка.
  3. По использованию ресурсов различают невоспроизводимые и воспроизводимые монополии. При развитой конъюнктуре рынка монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами: месторождением полезных ископаемых, курортными зонами и т.п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.
  4. Естественные и искусственные. К естественным монополиям относятся те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение, электроэнергию и т.д. В таком случае государство регулирует цены и устанавливает стандарты на товары.

Информация о работе Деятельность монополий