Деятельность монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 81.57 Кб (Скачать)

    Искусственная монополия не вытекает из внутренних законов экономического развития, а  навязывается ему стремлением получить монопольную прибыль. Они - результат  сговора. При всеобщем стремлении к  максимизации прибыли ее получают главным  образом те, кто имеет для этого  основания. В качестве такого основания  становится потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени  одна фирма становится единственным поставщиком товара, но не имеет  специальной защиты от конкуренции.

  1. Доминантные и чистые. Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которой противостоит множество мелких предприятий - ценоискателей. "Чистыми" монополиями называют те, которые возникают в отношении уникальных товаров, не имеющих субститутов, защищенных патентами, месторождения полезных ископаемых или исключительные права. Главной формой чистых монополий являются "естественные" монополии.
  2. Дискриминационные и простые монополии. Дискриминационные монополии используют систему цен, различие которых не обосновано уровнями издержек, например, подписка на печать при разной цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной и той же цене всем покупателям. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию - устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей "резервную цену" и присваивает "ренту потребителя". Эти монополии используют систему "двойного тарифа".

 

1.3 Экономический механизм  функционирования  монополий.

      Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы  показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход  монополиста будет максимально  приближен к предельным издержкам  и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции  на рынке, и сведем данные об ее издержках  и доходах в табл. 1.

      Мы  предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции  монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому  предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать  прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска  ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем  к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

      На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.

      Таблица 1.

Выпуск  продукции, тыс. ед. Издержки Цена Доход Прибыль, тыс. руб.
Валовые тыс. руб. Предельные, руб. Валовой, тыс. руб. Предельный, руб.  
0 1000 - - - - -1000
1 1470 470 500 500 500 -970
2 1890 420 498 996 496 -894
3 2265 375 496 1488 492 -777
4 2600 335 494 1976 488 -624
5 2920 320 492 2460 484 -460
6 3230 310 490 2940 480 -290
7 3535 305 488 3416 476 -119
8 3850 315 486 3888 472 38
9 4180 330 484 4356 468 176
10 4535 355 482 4820 464 285
11 4900 365 480 5280 460 380
12 5280 380 478 5736 456 456
13 5680 400 476 6188 452 508
14 6105 425 474 6636 448 531
15 6560 455 472 7080 444 520
16 7040 480 470 7520 440 480
17 7550 510 468 7956 436 406
18 8090 540 466 8388 432 298
19 8665 575 464 8816 428 151
20 9275 610 462 9240 424 -35

      Графически  процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан  на рисунке 1:

         Поскольку в  нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит  между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная  монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть  из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.

        Любая фирма, спрос  на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход  меньше цены. Поэтому цена и объем  производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной  конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной  властью, которая наиболее сильна при  чистой монополии.

 

     Глава 2. Необходимость, сущность, и направления  антимонопольной  политики

     2.1 Особенности российского монополизма

     Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации  российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики.

      Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.

      Причины для концентрации такого типа:

  1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов2 - сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
  2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

      В итоге советские монополисты  были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ)3. При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.

      Так же советской экономике была свойственна  непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

      Но, я считаю, что  советскую монополию  нельзя полностью сопоставлять с  её капиталистическими аналогами. Существуют отличия советской монополии от капиталистической:

  1. Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
  2. Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.
  3. Капиталистические монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных условиях.
  4. Монополистом в капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.
  5. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
  6. Такое последствие монополизации, как Х-неэффективность проявлялось исключительно сильно. Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции замедленный темп её обновления. Особенно большому объёму Х-монополизации способствовали следующие обстоятельства:
  • Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись главными для советских предприятий. Если завод выполнял план, то его руководство мало заботилось о прибыльности предприятия как таковой, что стимулировало расточительность производства.
  • Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
  • Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.

      В результате начала рыночных реформ в  России, монополистические тенденции  резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических  связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.

      Стало ясно, что необходимо разрабатывать  антимонопольную политику.

 

2.2 Методы антимонопольной  политики

    Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной  политики для России оказались ограничительные  меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются  антимонопольным органом к хозяйствующим  субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые  могут неблагоприятно сказаться  на развитии конкуренции.

      Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства4.

      Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги5.

Информация о работе Деятельность монополий