Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии, проблему монополизации экономики страны и методы государственного регулирования деятельности монополий (включая антимонопольную политику) и определить основные пути решения проблемы монополизации.
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Для того чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, я сочла необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.
Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.
Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка6.
Этот запрет на установление
монопольных цен, по моему
Сейчас
в России чаще практикуются монопольно
высокие цены, а в странах с
развитой конкуренцией - монопольно низкие,
иногда даже демпинговые. Российский монополизм
проявляет свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с
потребителями или
Так
же российское антимонопольное
Наряду с запретами на
Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются:
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
А) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
Б)
одно предприятие (группа лиц) получает
в собственность или
В)
лицо (группа лиц) приобретает права,
позволяющие определять условия
ведения предпринимательской
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия9.
При
создании нового хозяйствующего субъекта
учредители освобождены от предварительного
контроля, однако они должны уведомить
антимонопольный орган о
Российское
антимонопольное
Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.
В
целом, можно сказать, что контрольная
деятельность антимонопольного ведомства
пока недостаточно эффективна. Оно
не привлекает отраслевые министерства
к проведению конкурентной политики
в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от
японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые
сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией
и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью
Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении
монопольных ограничений
Важным для антимонопольной
А что такое недобросовестная конкуренция?
Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. 10
В
антимонопольной политике используются
ещё и запреты на антиконкурентные
действия органов власти и управления.
Развитие рыночных отношений предполагает
устранение прямого вмешательства
государственных органов власти
в деятельность предприятий. Законом
запрещено принимать
Однако
власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Подобные
действия органов власти имеют экономическую
подоплеку, желание угодить "своим"
предприятиям или тем, кто обещает
финансовую поддержку на выборах. Между
тем законодательство многое запрещает
должностным лицам
Кроме
того, не разрешается создавать
Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.