Ценообразование в условиях формирующейся рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение цен и механизмов ценообразования в современной рыночной экономики, а также определение их значения и роли в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.doc

— 264.00 Кб (Скачать)
 

     Ц = И + Р + Н (И + Р), 

     где И — издержки производства;

     Р — административные расходы и  расходы по реализации; Н — средняя  норма прибыли на данном рынке  или в отрасли.

     6. Престижная цена — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели).

     Выбор одного из названных методов определения  цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

  • скорость внедрения на рынок нового товара;
  • доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;
  • характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);
  • период окупаемости инвестиций;
  • конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);
  • положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

     На  товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

     1.Скользящая или падающая цена — устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод становления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете — цены.

     Однако  при таком методе определения  цены требуется:

  • затруднить появление на рынке конкурента;
  • постоянно повышать качество товаров;
  • сокращать издержки производства.
  1. Долговременная цена — устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.
  1. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены — например, на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.
  2. Гибкая цена — меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).

     Применение  этой цены дает эффект тогда, когда  право по принятию решения по ценам  дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).

     Чем больше уровней управления у фирмы, тем больше времени требуется ей для принятия решений и тем меньше шансов добиться успеха при использовании этой цены.

     5.Преимущественная цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

     Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

  • предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;
  • заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.
  1. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.
  1. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, который реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама. Например, паровозик с вагончиками от детской железной дороги продается по пониженной цене. Покупатель учитывает преимущества и выгоду покупки товара, оснащенного дополнительными устройствами, и приобретает его.
  2. Договорная цена. Суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.

     Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

     1) отражают внешнеэкономические связи  государства с другими странами;

     2) находятся в зависимости от  цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

     Внешнеторговые  цены используются при экспорте товаров  и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

     Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

     Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

     В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:

  1. цена франко — станция отправления;
  2. цена франко — станция назначения.

     Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них имеет много разновидностей.

     На  экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.

     На  импортируемые товары цены устанавливаются  на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка России. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

     Розничные цены на импортные потребительские  товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

     Уровень мировых цен учитывается и  в розничных ценах, и в тарифах  на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах.;

     Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.

     К ценам, используемым в учете и  статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными.

     В настоящее время в условиях инфляционного  роста цен большое значение приобретают  расчеты индексов цен и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и имеющего в связи с этим социальный характер.

     Индексы цен производителей (индексы оптовых  цен предприятий, индексы цен  капитальных вложений, индексы цен  на продукцию сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и  др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов и, прежде всего, валового внутреннего продукта, что очень важно для анализа развития экономики.

     Существуют  также лимитные (предельно допустимые) цены, которые устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия.

     Имеются также проектные и ориентировочные  цены, используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.

     Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств, определяются прогнозные цены. В условиях рыночных отношений их роль значительно  возрастает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Структура рынка и ценообразование

     2.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка

     Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.

     Структура рынка — это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

     Существуют  разнообразные варианты сочетания  элементов рыночной структуры, другими  словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей — максимизации прибыли — результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции. Конкуренция — это борьба между частными товаро- производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.

     Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

     Обычно  выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков. 

 

       

     Рынок чистой конкуренции характеризуется  следующими показателями:

     • наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного  влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая  доля рынка;

  • однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
  • отсутствием ценовых ограничений.

     В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.

Информация о работе Ценообразование в условиях формирующейся рыночной экономики