Безработица в Кузбассе и ее влияние на уровень и качество жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости, трудовое принуждение отсутствует. Одна из серьёзных проблем рыночной экономики - безработица - социально опасное неблагоприятное явление. Но при уровне безработицы не превышающем примерно 5%, она не приводит к социальным катаклизмам. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы приходится специально создавать рабочие места; сокращать время поиска работы и предоставлять возможность получить желаемую работу ищущим. И ещё одна из форм борьбы с безработицей - это переобучение безработных.

Чтобы стать на учет по безработице, неработающему человеку необходимо быть в трудоспособном возрасте, не иметь ни какой заработной платы, иметь российское гражданство, постоянную прописку, документы об образовании и трудовую книжку (для тех, кто уже работал). А главное - надо иметь желание трудоустроиться.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы

1.Сущность, виды и показатели безработицы 4
2.Уровень жизни населения 10
3.Причины безработицы. Полная занятость естественная
безработица 13

4.Социально-экономические последствия безработицы и методы борьбы
с ней 17

5.Государственная служба занятости населения и ее функции 20
6.Динамика и структура безработицы в России 24
Глава II. Безработица в Кузбассе

1.Анализ ситуации на рынке труда 27
2.Реализация программ, оказывающих влияние на сферу занятости
населения 33

Заключение 46

Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 842.00 Кб (Скачать)

     Естественный  уровень безработицы соответствует  потенциальному ВНП – максимально возможному реальному объему валового национального продукта в условиях полной занятости всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса труда.

     С развитием экономики естественный уровень безработицы имеет тенденцию к повышению. Это объясняется влиянием таких факторов, как:

1) ускорение  научно-технического прогресса,  внедрение трудосберегающих и «безлюдных» технологий;

2) повышение  минимума заработной платы государством, рост влияния профсоюзов;

3) высокие  налоги на заработную плату  и отчисления от нее, повышающие  затраты фирм на поддержание  уровня реальной заработной платы;

4) развитие  страхования по безработице, увеличение размеров и сроков выплат пособий, что подрывает стимулы к поиску работы;

5) различия  в темпах экономического роста  по отраслям экономики, повышающие структурную безработицу;

6) миграционные  и демографические процессы: рост  числа трудовых иммигрантов (как правило, малоквалифицированных).

     Отметим, что в качестве критериев оценки уровня безработицы в мировой практике применяются и еще два его значения: в пределах до 10% - допустимый уровень безработицы, характеризующийся снижением цен на рабочую силу по мере роста разрыва спроса на труд и предложения труда при сохранении общей стабильности экономической ситуации; за пределами 10% - социально опасный уровень безработицы, приобретающий обвальный характер, сопровождающийся неуправляемым и стремительным обесценением рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Социально-экономические  последствия безработицы  и методы борьбы с ней. 

     Суждения  о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

     Вместе  с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального.

     Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX в. По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%-3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

      Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет и к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до  уровня пособия по безработице.

     Как следствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада.

     Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные знания и навыки, а это затрудняет возможность их трудоустройства в будущем. Потеря работы, даже при удовлетворительном уровне пособий, является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чьи знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и это известно его окружению – семье, знакомым. Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обусловливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.

     В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по:

  • стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
  • содействию найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
  • подготовке и переподготовке рабочей силы;
  • страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным.

     В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение её негативных последствий.

     К активным мерам относят:

•  создание новых и сохранение имеющихся  рабочих мест;

•  содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов и т.п.);

•  содействие трудовой мобильности, в том числе  межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;

•  развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры  пассивного характера включают:

•  поддержание  частичной занятости (неполное рабочее  время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

•  субсидирование заработной платы:

а) частично занятых — доплаты до уровня оплаты полнозанятых;

б) для  сохранения занятости высококвалифицированных  работников — доплаты на период выхода предприятия из кризиса;

в) частичная  или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);

•  досрочный  выход на пенсию лиц, потерявших работу;

•  установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;

•  выплата  пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право  по окончании установленного срока его выплаты;

•  организация  оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

1.5 Государственная  служба занятости  населения и ее  функции 
       

       Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.                                                             Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

     При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства.В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. 
          Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

     Функции службы занятости  многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

    Для эффективного осуществления этих задач  необходимо комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

  1. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  2. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  3. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
  4. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    В связи  с этим необходима разработка новой  концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных  звеньев этой системы, перспективы  развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

Информация о работе Безработица в Кузбассе и ее влияние на уровень и качество жизни населения