Аттестация кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение современных подходов к аттестации. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время роль аттестации работников существенно возрастает. Аттестация выполняет наряду с традиционными функциями и совершенно новые, раскрывающиеся в инновационном подходе к управлению персоналом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Теоретический аспект аттестации…………………………………………................................................6
1.1.Понятие аттестации, ее цели и задачи…………………………………...6-11
1.2. Элементы аттестации……………………………………………………11-13
Глава 2. Внедрение системы аттестации персонала в организации.……………………………………………………………………..14
2.1. Подготовка и проведение аттестации.………………………………....14-18
2.2. Методы и критерии оценки при аттестации персонала…………........18-30
2.3. Оценка результатов аттестации………………………………………...30-37
Заключение…………………………………………………………………..38-40
Список используемой литературы……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.62 Кб (Скачать)

2. Оценка квалификации  заключается в «экзамене» –  работники в письменной форме  отвечают на вопросы по специальности. (Возможна и устная форма –  необходимо только стандартизовать  ее.) Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.

3. Оценка личности. Организация  использует систему Томаса. Система  Томаса позволяет оценить основные  поведенческие характеристики человека, сопоставить их с поведенческими  требованиями к данной должности,  оценить взаимоотношения в коллективе. В результате можно: 

а) сравнив личностные требования, предъявляемые к должности, с  фактическими личностными особенностями  сотрудника, занимающего данную должность, разработать для сотрудника программу  обучения и развития;

б) при наличии стрессовых или конфликтных ситуаций определить причины и пути устранения конфликтов;

в) при наличии существенных претензий к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и  его руководитель понимают поведенческие  требования, предъявляемые к данной должности;

г) избегая субъективизма, построить структурированное аттестационное интервью.

Такое проведение аттестации позволяет получить и формализовать  комплексную информацию о работнике. Однако для многих компаний этот вариант  мало применим, особенно на первых порах, когда только начинается внедрение процесса аттестации. Например, если в компании нет четкого плана работ (доведенного до каждого сотрудника) или не фиксируются случаи отклонения от плана, оценка деятельности может оказаться непонятной как руководителю, так и подчиненному. Разработка мини экзамена по специальности – также процесс трудоемкий, требующий высокого уровня квалификации экзаменатора.

Вышесказанное, безусловно, не означает, что от аттестации следует  отказаться вообще. Следует лишь отказаться от распространенного подхода: разработаем  положение об аттестации, несколько  бланков, чтобы создать видимость  формализации, соберем руководителей  и будем по очереди вызывать подчиненных  на собеседование. Как только организация  достигла того уровня развития, когда  проведение аттестации ставится на повестку дня, следует в соответствии с  поставленными целями определить свои возможности и приступить к выбору метода.

2.3. Оценка результатов  аттестации.

Наиболее сложным процессом  с научной и практической точки  зрения является разработка системы  оценки рабочих мест, выбор базы оценки соответствия рабочего места  нормативам.

Анализ аттестации рабочих  мест проводится на основе форм организационно-технического паспорта инженерного коллектива, в  котором должны находить отражение  следующие ниже разделы.

Общие положения:

    • определить место бригады, бюро, отдела в общей структуре управления, разработать новую структуру управления отделом;
    • установить процедуру связей подразделений и порядок их стимулирования, сформулировать функции работника и инженерного коллектива и обеспечить эти связи и функции средствами оргтехники.

Организация труда:

    • провести анализ существующей организации труда и принять необходимые меры, чтобы они соответствовали новым достижениям науки и техники;
    • определить круг лиц, ответственных за аттестацию;
    • проанализировать состояние уровня нормирования труда.

Учет, контроль и оценка работы:

    • организовать учет показателей бригады (по функциям) и каждого работника в отдельности;
    • разработать систему учета работы бригад, позволяющую просто и быстро учитывать результаты деятельности (не допускать случаев ненадежного, неточного и непостоянного учета непроизводительных затрат труда);
    • сформировать и апробировать простой и безотказный метод контроля исполнения всех распоряжений, поручений, заданий, позволяющий не только фиксировать выполнение (или невыполнение) плановых заданий, но и предупреждать его возможные срывы (система контроля, эффективности и качества работы бригад и каждого в отдельности исполнителя должна позволить оценивать труд по месячным, квартальным и годовым результатам работы);
    • установить систему морального и материального стимулирования, позволяющую премировать работников отдела через комплексную систему управления качеством труда (работы) - КСУКТ.

Разделение и кооперация труда:

    • найти оптимальное соотношение между специалистами с высшим и средним специальным образованием (1:5) и вспомогательным персоналом;
    • обеспечить в бригаде необходимый уровень взаимозаменяемости;
    • в соответствии с разработанной структурой управления отделом сделать возможным необходимую интеграцию усилий инженерного коллектива для решения крупных научно-технических проблем;
    • расставить персонал по квалификации и должностям в соответствии со структурой работ;
    • разработать регламенты работы, не позволяющие выполнение высококвалифицированными специалистами обязанностей и функций малоквалифицированных работников.

Организационно-технический  уровень организации труда:

    • наличие оргтехники;
    • техническая оснащенность;
    • прогрессивность установленной оргтехники;
    • ее техническое состояние;
    • наличие элементов САПР на базе АРМ индивидуального и коллективного пользования.

Организационно-экономический  уровень.

Разделение и кооперация труда:

    • наличие и знание положений об отделе, бригаде, бюро, должностных инструкций;
    • степень развития совмещения должностей, выполнения функций отсутствующих работников;
    • соответствие образования и квалификации работника требованиям занимаемой должности;
    • рациональность обслуживания рабочего места.

Качественный уровень  планирования:

    • наличие нормативов для планирования;
    • охват текущим и перспективным планированием;
    • применение сетевого планирования;
    • качественный уровень оперативного планирования.

Информационное обеспечение:

    • высший уровень документооборота;
    • прогрессивность методов учета и контроля;
    • уровень обеспечения научно-технической информации и степень информационности УР о последних достижениях науки и техники в нашей стране и за рубежом;
    • удельный вес документов, обрабатываемых на ЭВМ.

Нормирование труда:

    • соответствие численности инженерных коллективов нормативам численности по функциям управления;
    • наличие отраслевых и межотраслевых нормативов затрат труда и удельный вес работников, охваченных данными нормативами;
    • уровень нормирования труда.

Рациональность планирования рабочего места коллектива:

    • обеспеченность площадью для размещения инженерного коллектива;
    • соответствие планирования рабочего места проекту.

Социально-психологический, санитарно-гигиенический и эстетический уровни.

Санитарно-гигиенические  условия:

        • метеорологические условия;
        • освещенность;
        • шум, вибрация.

Психофизиологические условия:

        • уровень морально-психологического климата;
        • стиль работы;
        • уровень интегративности;
        • ритмизация труда;
        • режим труда и отдыха;
        • проведение гимнастических пауз.

Эстетические условия:

1.Юцветовой интерьер;

2.Средства наглядной агитации;

3.Озеленение помещения.

Итоговая оценка по каждой группе показателей определяется как  среднеарифметическая величина оценок по отдельным критериям, а общая  по всем группам показателей - рассчитывается общая интегральная оценка по формуле:

К общ = (К1+К2+К3)/3

Окончательное решение об аттестации (не аттестации) рабочего места  принимается при соблюдении следующих  условий:

    • рабочее место считается аттестованным, если полностью отсутствуют нулевые оценки по перечисленным коэффициентам;
    • каждый из групповых интегральных показателей имеет значение не ниже 0,9;
    • рабочее место, на котором не соблюдено хотя бы одно из указанных условий, считается не аттестованным;
    • рабочие места, организационно-технический и экономический уровни которых оцениваются ниже 0,6, подлежат ликвидации.

Заключительным этапом аттестации является анализ итоговых результатов  и разработка мероприятий, направленных на совершенствование самого процесса аттестации, замену отдельных критериев, которые не полностью отражают действительно  достигнутый организационно-технический  уровень рабочего места. Анализируются  затраты, необходимые для рационализации рабочих мест УР, а также технические  и финансовые возможности предприятия, отдела для рационализации рабочих  мест.

С учетом возросших требований к организации и специфике  инженерного труда, его роли в  ускорении научно-технического прогресса, разрабатываются мероприятия, направленные на рационализацию рабочих мест.

Прежде всего:

    • внедрение прогрессивных средств механизации и средств оргтехники (АРМ коллективного и индивидуального пользования);
    • использование коллективных форм организации стимулирования труда;
    • распределение функций исполнителями в соответствии с полученным образованием и профилем квалификации;
    • внедрение совмещения должностей;
    • применение прогрессивных норм и нормативов;
    • качественное совершенствование текущего и перспективного планирования;
    • разработка номенклатуры должностей, которые подлежат замещению специалистами соответствующего профиля.

В процессе аттестации инженерно-управленческих работников необходимо разрабатывать  комплексный документ, в котором  должны найти отражение все стороны  деятельности инженерного коллектива. Таким документом должен быть организационно-технический  паспорт. [13] 

Оргтехпаспорт должен разрабатываться для каждого инженерного коллектива, в нем должны находить отражение следующие разделы: 1) мероприятия по улучшению организации труда; 2) структура отдела и место инженерного коллектива в данной структуре; 3) основные задачи коллектива бригады на плановый период; 4) качественный состав коллектива; 5) функции и закрепление исполнителей за видами или комплексом работ; 6) планировка и техническое оснащение рабочих мест; 7) сводный баланс рабочего времени, его структура и причины потерь; 8) регламент проведения совещаний, собраний с указанием их конкретных сроков, продолжительность, перечисление лиц, принимающих в них участие; 9) рекомендации по совершенствованию разделения и кооперации труда; 10) анализ выполнения функций коллективов; 11) документооборот, формы отчетности и связи с другими подразделениями.

Разработка и внедрение  организационно-технического паспорта необходима для: получения исчерпывающей  социально-экономической информации об инженерных коллективах; комплексной  оценки результатов их работы; документированного учета; использования паспортных данных для оценки деятельности коллективов  и исполнителей с использованием ЭВМ в динамике, аттестации рабочих  мест; подведения итогов соревнования.

Информация о работе Аттестация кадров