Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение антиинфляционной политики российского государства.
Заявленная цель реализуется через решение следующих задач:
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
выявить особенности инфляции и антиинфляционной политики России.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Социально-экономические последствия инфляции……………...5
Глава 2.Монетаристские икейнсианские методы антиинфляционной
политики…………………………………………………………….8
Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России на
современном этапе………………………………………………...14
Глава 4. Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Послед-
ствия их длительного применения»……………………………...25
Заключение..................................................................................................29
Литература……………………………………………………………………30
Так как инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, то достичь относительной макроэкономической стабильности можно путем регулирования либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.
Эволюция
рыночного мировоззрения
В 30-х годах, когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Суть концепции Кейнса заключалась в следующем:
Кейнс выступал с критикой, так называемого закона Сэя, который разделялся многими экономистами. Ж. Б. Сэй считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, само исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма.
Кейнс утверждал, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.
Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый – психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупку товаров, часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов склонность к потреблению снижается, склонность к сбережению – растет. Второй тормоз – снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.[16]
Кейнс
предложил следующие
В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса — денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
Со второй половины 70-х – начала 80-х г.г. шел интенсивный поиск новых подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. Эта ситуация получила название стагинфляции. Кейнсианские рекомендации по увеличению бюджетных расходов и проведению политики дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило. [11]
Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту!», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов, во главе которых стоял М. Фридман.
Основные положения концепции Фридмена и его сторонников:
Монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития.
Регулирование денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, способствует техническому
прогрессу,
поддержанию экономической
Денежным инструментом следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и соответственно повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развертывается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная сила денег. Потребность в них возрастает, ибо увеличивается объем товарооборота (в номинальном выражении). Нехватка денежных средств может привести к кризису платежей и расчетов. [11]
Как говорилось выше, спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от «горячих» денег. Их трансформируют в другие виды активов, например, в ценные бумаги, недвижимость, а не в производство, так как риск инвестиционных вложений растет.
Исходные положения монетаристской теории — устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными формами богатства и может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.
Вывод: монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен — зависимость доходов от денег.
Глава
3. Особенности антиинфляционной
политики в России на
современном этапе.
Антиинфляционная политика государства в 2009 году [14]
Антиинфляционная политика — система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.
Антиинфляционная
политика государства представляет собой
комплекс мер, направленный на борьбу
с повышением цен, обесцениванием денег,
а также уменьшением качества товаров
и услуг.
|
Внутренние факторы снижения инфляции в 2009 году: слабый потребительский спрос (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса). Внешние факторы снижения инфляции в 2009 году: снижение цен на нефть, уменьшение притока капитала, укрепление рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию. Учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции). [8]
В 2009 году рост потребительских цен составил 8,8%, что оказалось ниже официальных прогнозов. Наибольший рост цен зафиксирован на услуги ЖКХ - 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение и электроснабжение).
Снижение цен наблюдалось на продовольственные товары – за 2009 год они выросли на 6,1% (в 2008 году рост составлял 16,5%). Однако на такие продукт, как, сахар-песок подорожали на 42,7% (в 2008 году рост составлял 7%).
Меньше всего за 2009 год подорожали услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).
В 2009 году цены на продукты питания выросли на 4,9%. Также в наибольшей степени подорожали сахар, джем, мед, шоколад и конфеты - на 22,0%. Цены на мясо выросли на 6,2%, хлеб и крупы – 3,6%, а фрукты – 0,5%.
Антиинфляционная
политика государства
в 2010 году [15]
|
Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления