Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель данного исследования - изучения и анализ государственного регулирования занятости и рынка труда. Чтобы достичь поставленной цели, в работе были рассмотрены наиболее важные моменты государственного регулирования рынка труда, как теоретически, так и практически.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
теоретические основы рынка труда;
структура занятости и безработицы;
анализ государственного регулирования занятости и рынка труда;
совершенствование путей и методов регулирования занятости и рынка труда.
введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы Рынка труда
1.1 Социально-экономическая сущность рынка труда
1.2 Особенности молодежного сегмента рынка труда в Кыргызстане
Глава 2. Анализ рынка труда И ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В Кыргызской Республике
2.1 Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2
ГЛАВА 3. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Заключение
Список использованной литературы
В 1990-х гг. произошли
серьезные политические и экономические
изменения, которые оказали драматическое
влияние на рынки труда в странах
бывшего социалистического
В Кыргызстане многие люди, лишившись работы, перешли в неформальный сектор и натуральное сельское хозяйство. Безработица привела также к интенсивной миграции как внутри страны (между регионами и из села в город), так и из нее. Точный уровень безработицы неизвестен, но то, что она приняла огромные масштабы и затяжной характер, понятно и без цифр.
Необходимо отметить, что официальные цифры по занятости не отражают реальной действительности в силу несовершенства статистической методологии, а также в силу некоторых объективных факторов, в том числе большой доли теневой экономики и неформальной занятости.
По данным регистрации,
безработица находится на уровне
3,0-3,3 процента, хотя общий ее уровень,
согласно данным национальной программы
по занятости, составляет 9%. Мизерные пособия
от 250 до 700 сомов в месяц, которые
получают только 15 % зарегистрированных
безработных, не стимулируют всех безработных
регистрироваться в службах занятости.
К тому же реальные возможности служб
занятости трудоустроить
Среди молодежи уровень безработицы составляет, по официальным данным, 10 %. Эти цифры, по общему признанию, отражают только верхушку айсберга.
Особенностью нынешнего рынка труда является значительное число неактивного населения (24 %), и большую часть его составляют так называемые отчаявшиеся найти работу в результате длительной безработицы. Более половины зарегистрированных безработных - это не работающие более года, то есть длительные безработные. Почти 60 % учтенной безработной молодежи относится к длительным безработным, с существенной долей выпускников высших учебных заведений (14 %.). В целом на рынке труда сложилась ситуация, когда основные его потоки складываются чаще по схемам занятость - занятость, безработица - неактивность, чем безработица - занятость.
Одной из самых больших проблем для страны в настоящее время является интеграция молодых людей в рынок труда. Поэтому при реализации программы приоритеты необходимо придать данной категории населения. (Из Программы Национальная политика занятости Кыргызской Республики до 2010 г.)
До настоящего времени
внимание в основном уделялось явлению
безработицы в целом. В значительной
степени безработица среди
Необходимость обратить особое внимание на занятость молодежи обоснована прежде всего спецификой молодежного рынка труда, характеризуемого дополнительными барьерами для молодых трудоспособных граждан. Изменения совокупного спроса на труд и любые макроэкономические изменения особенно сильно отражаются на молодых, в частности, на тех, кто впервые вступает на рынок труда.
Проблемы при
вступлении молодежи на рынок, в свою
очередь, ведут к бедности среди
этой категории, переходу молодежи в
неформальный сектор, характеризуемый
плохими условиями труда, рисками
для здоровья, социальной незащищенностью,
а также увеличивают
Важность проблемы
занятости молодежи связана с
тем, что в структуре рынка
труда молодежь составляет весьма существенный
сегмент, который в настоящее
время характеризуется
Специфичность молодежного
рынка труда и в том, что
он характеризуется большей
Важно отметить, что
молодежь, особенно впервые вступающая
на рынок труда, не конкурентоспособна,
поскольку большинство
Рост числа молодых людей, закончивших вузы, но оказавшихся безработными, означает для государства и общества потерю инвестиций, неиспользованные человеческие ресурсы.
Согласно данным
национального опроса в Кыргызстане,
проведенном в марте-апреле 2007 г.,
самыми острыми проблемами страны в
настоящее время называются проблемы
безработицы и экономического развития
страны, соответственно - главными проблемами,
стоящими перед семьями, названы
вопросы трудоустройства и
Снижение экономической
активности молодежи в определенной
степени объясняется уходом ее части
на теневой рынок труда. Небольшая
доля молодежи связывает свою деятельность
с натуральным хозяйством. В сельской
местности доля незанятой молодежи
очень велика, так как кроме
сельского хозяйства здесь
Безработица и низкооплачиваемая работа способствуют тому, что молодежь чаще других категорий становится жертвой торговли людьми. Часть молодежи, пытаясь уехать на заработки в другие страны, пользуется услугами организованной преступности, занимающейся торговлей людьми, и подвергается рискам для здоровья и личной безопасности. Нередки случ��и попадания в рабство.
Безработица среди молодежи чревата и увеличением социальных проблем, в том числе насилия, суицидов и злоупотребления наркотиками.
К числу позитивных
изменений молодежной занятости
можно отнести появление
Учеба вместо работы
В свое время прежнее
руководство страны дало зеленый
свет созданию множества высших учебных
заведений в стране, исходя из нескольких
соображений. Считалось, что высшее
образование улучшит шансы
С точки зрения влияния на занятость это было и способом растянуть период вступления молодежи на рынок труда. Безусловно, на какое-то время бум высшего образования снизил общую напряженность на рынке труда, но итоги оказались не такими, какие ожидались. В результате массовый выпуск специалистов, не востребованных на рынке труда, только усугубил ситуацию с занятостью, поскольку отсутствовал целостный подход к политике занятости, основанный прежде всего на стратегии экономического развития страны, не проводились анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда и не предпринимались адекватные меры.
Трудовая миграция
Другим уроком для Кыргызстана должна стать массовая миграция трудовых ресурсов за пределы страны. Экспорт избытка рабочей силы - это один из способов решения проблемы безработицы за счет уменьшения предложения рабочей силы внутри страны. В этом смысле наша страна - не уникальна, поскольку многие государства подходят к вопросу внешней трудовой миграции с прагматической точки зрения. С помощью трудовой миграции социальная напряженность в стране разряжается, к тому же налицо экономические выгоды в виде денежных переводов. Некоторые местные аналитики считают, что в данный момент для Кыргызстана это чуть ли не единственная стратегия развития, потому что отдельные секторы экономики, на которые возлагается надежда, попросту не конкурентоспособны. Есть мнение, что, набравшись в других странах опыта и навыков, молодежь возвращается с большим потенциалом. Данное утверждение, наверное, лишь отчасти относится к молодежи Кыргызстана, ведь не секрет, что из страны уезжают специалисты с высшим и средним специальным образованием, причем наблюдается тенденция, когда, наиболее, высококвалифицированные кадры уезжают из страны на длительные сроки или, навсегда. К тому же виды работ, которыми занимаются наши сограждане на зарубежных рынках, не позволяют говорить о наращивании потенциала человеческих ресурсов.
Несмотря на признание наличия определенных плюсов от трудовой миграции, вызывает сожаление то, что Кыргызстан превратил ее в своего рода панацею для рынка занятости в стране. Многие аналитики обращают внимание на негативные эффекты от массовой трудовой миграции, особенно в долгосрочной перспективе.
Трудовая миграция: потерянное население. Разделяя точку зрения последних, хотелось бы отметить, что стимулирование миграции из страны без каких-то параллельных действий со стороны государства, направленных на решение проблем занятости внутри страны и в целом развития страны, чревато серьезными последствиями.
Это важно для рынка труда, для развития страны, национальной безопасности. Представляется не совсем корректным, когда эффект от экспорта рабочей силы в других странах служат оправданием массовой миграции молодого трудоспособного населения из Кыргызстана. Не нужно забывать, что Кыргызстан - это не многомиллионные Турция или Мексика. Меры по защите прав наших сограждан, работающих в других странах, и созданию нормативно-правовых основ легальной трудовой миграции важны, и в этом направлении работают Госкомитет по миграции и некоторые общественные организации. Однако если не принимать другие, встречные меры по улучшению экономической ситуации в стране, такая стратегия не позволит переломить кризис в сфере занятости и может привести к весьма печальным последствиям. Чрезвычайно важно озаботиться принятием мер, которые позволили бы, с одной стороны, наиболее рационально воспользоваться краткосрочными положительными эффектами от трудовой миграции, а с другой стороны, создать устойчивые тенденции для уменьшения миграции вовне и создания более благоприятных условий в сфере занятости внутри страны в долгосрочном плане. К примеру, всерьез следует задуматься над стратегиями, которые сделают привлекательным возвращение наших граждан в свою страну путем создания для них возможностей для открытия или развития своего бизнеса, установления налоговых льгот, обеспечения доступа к кредитам и др.
Как остановить утечку мозгов - это другой важный вопрос. За весь период независимости республика уже безвозвратно потеряла тысячи квалифицированных кадров. Еще печальнее, что миграционные настроения очень сильны и по сей день среди наиболее образованной части молодежи, включая тех, кто получил образование в университетах США, Европы и други стран. Возможности самореализации для них внутри страны ограничены. Нерациональная политика использования человеческих ресурсов, несовершенство рынка и высокий уровень коррупции в обществе ограничивают возможности образованной и талантливой молодежи. Большая часть из них работает на специфическом рынке труда, главным образом - в международных или местных НПО, финансируемых международными донорами. Специфика этого рынка характеризуется крайней неустойчивостью: он очень узок (ограничен), не всегда гибок и не свободен от проявлений коррупции. Складывается ситуация, когда наиболее квалифицированная часть молодежи оказывается невостребованной у себя в государстве или работает в непроизводительных сферах.
Глава 2. Анализ рынка труда И ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В Кыргызской Республике
2.1 Демографическая
ситуация как источник
Население Кыргызстана увеличивалось за последнее десятилетие и к 2008 году достигло почти 5,421 миллиона человек. Согласно Общей оценки страны ООН (ООС) за 2006 год, население будет расти в ближайщие годы, как результат предыдущей высокой рождаемости и большого процента молодежи (36% до 20 лет) среди населения, которая входит в репродуктивный возраст. Из- за высокой рождаемости в сельской местности сельское население (65%) значительно превышает городское (35%). Отсюда вытекает одна из двух основных сложностей, связанных с ростом населения в Кыргызстане,- большая доля молодежи, ищущей место на рынке труда. Второй сложностью является большая доля растущего сельского населения, поскольку бедность в Кыргызстане в основном сосредоточена в сельской местности.
Несмотря на общую тенденцию к снижению, уровень бедности продолжает оставаться довольно высоким. Сельские регионы намного беднее и бедность составляет 55,5%. Около 70% тех, кто живет за чертой бедности, проживают в сельских районах.
Численность наличного населения Кыргызской Республики на конец 2008г. составила 5 млн. 421 тыс. человек, постоянного - 5 млн. 293 тыс. Более трети населения (35%) проживает в городах и около двух третей (65%) - в селах.
Плотность населения составляет в среднем 26 человек на квадратный километр. Показатель варьирует от 77 человек на квадратный километр в Чуйской долине, 44 - в Ошской области, до 6 человек на квадратный километр - в Нарынской.
Информация о работе Анализ рынка труда Кыргызской Республики