Анализ планирования себестоимости (на примере «ТД ВИК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д.

Файлы: 1 файл

планирование 1.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы  видно, что из пяти элементов затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости в 2009 году составила 74,0%, а в 2010 году 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что «ТД ВИК» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2010 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2009 г. по 2010 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.

Данный показатель вырос в связи с увеличением  объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в  структуре составляет 9,2% в 2009 г. и 10,0% в 2010 г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2010 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.

Следовательно, с ростом заработной платы в 2010 г. выросли и отчисления. При росте заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2009 г. и 2,7% в 2010 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2009 г. 5,4% и в 2010 г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2009 г. сумма отчислений составляла 3640000 руб., а в2010 г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.

Изменение по «прочим расходам» за 2010 г. составило 732000 руб., в сторону уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2009 г. их доля была 9,3%, а в 2010 г. 7,5%. В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с увеличением объема производства колбасного. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

Данные о  постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2009 г. переменные затраты занимали 73,3%, а в 2010 г. 72,0%, изменение составило 1,3%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении говорит об увеличении объема производства.

Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2009 г. постоянные затраты составили 26,7%, а в 2010 г. 28,0% (2611000 руб.).

2.2 Анализ затрат  на рубль товарной продукции

В большинстве  отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости  одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью.

К достоинствам этого показателя можно также  отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 3 фактора, которые находятся с  ним в прямой функциональной связи:

  • изменение структуры выпущенной продукции,
  • изменение структуры себестоимости отдельных видов изделий,
  • изменение оптовых цен на продукцию.

 

Таблица 2 - Затраты на рубль товарной продукции «ТД ВИК» за 2009 - 2010г.г.

Наименование  показателя

№ строки

Формула расчета

Сумма

Полная себестоимость  всей товарной продукции в базисном году, в руб.

 

1

 

∑qпSп

 

14089257,01

Себестоимость фактически выпущенной продукции в  отчетном году

а)по себестоимости  базисного года, руб.

 

2

∑qфSп

 

14278883,56

б) по фактической  себестоимости, руб.

 

3

 

∑qфSф

 

15240837,31

Объем товарной продукции в ценах:

а)в базисном году, руб.

4

∑qпСп

19760445,98

б)фактический  выпуск в отчетном году в ценах  базисного года, руб.

5

∑qфСп

20026373,31

в) фактический  выпуск в отчетном году в действующих  ценах, руб.

6

∑qфСф

21374820,15

Затраты на рубль  товарной продукции в базисном году(п.1:п.4) коп.

7

∑qпSп

∑qпСп

71,30

а) по себестоимости  и ценам базисного года пересчитанным  на выпуск и ассортимент отчетного  года (п.2:п.5), коп.

 

 

8

 

∑qфSп

∑qфСп

 

71,30

б)фактически в  ценах базисного года (п.3:п.5), коп.

 

9

∑qфSф

∑qфСп

 

76,10

в)фактически в  ценах действующих в отчетном году (п.3:п.6)

 

10

∑qфSф

∑qфСф

 

71,30


                   

  Условные  обозначения:

                      q—количество изделий,

                      S—себестоимость единицы изделия,

                      С—оптовая цена единицы изделия.

Проанализируем  влияние каждого из 3-х вышеперечисленных  факторов на изменение затрат на рубль  товарной продукции.

Влияние структурных  сдвигов в составе продукции  определяется сравнением строк 8 и 7 табл.2:

71,30-71,30=0 копеек. Таким образом, изменения структуры колбасной продукции не привело к изменению затрат на рубль товарной продукции.

Влияние изменения  себестоимости отдельных видов  продукции в составе продукции  определяется разницей строк 9 и 7 табл. 2:

Себестоимость единицы продукции способствовала увеличению затрат на 4,8 копейки(76,10-71,30=4,8) на единицу колбасы.

Влияние последнего фактора-изменения оптовых цен  на продукцию определяется сравнением строки 9 и 10 табл.2:

71.30-76.10=-4.8 копейки. Увеличение оптовых цен в 2010 году способствовало снижению показателя затрат товарной продукции. Данное изменение является очень значительным, изменение составило-4.8 копейки на каждый рубль колбасной продукции.

Умножив сумму  изменения затрат на рубль товарной продукции за счет какого-либо фактора на фактический выпуск продукции в ценах базисного года можно определить влияние изменения себестоимости:

Оценка влияния  факторов на изменение себестоимости :

1.за счет  изменения себестоимости отдельных  видов продукции:

4.8*20026373,31=96126591 рубль.

2.за счет  изменения оптовых цен на продукцию:

-4.8*20026373,31=-96126591 рубль.

Сумма факторных  оценок:(96126591-96126591)=0 руб.

Проведенный факторный  анализ выявил, что затраты на рубль товарной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом не изменился.

2.3 Факторный  анализ себестоимости продукции

Для того чтобы  проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбас. Мясокомбинат выпускает  около 25 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске.

 

Таблица 3 - Удельный вес основных видов колбасной продукции  в общем объеме выпуска продукции «ТД ВИК» за 2009 - 2010 г.г 

 

 

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный  вес, в %

2009 г.

2010 г.

+,-

2009 г.

2010 г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Мадера с/к

38847

37647

-1200

25,46

22,8

-2.26

2.Брауншвейгская  с/к

30385

28900

-1485

19,92

17,5

-2.42

3.Салями Московская  с/к

13753

15311

1558

9,01

9,3

0.29

4.Сергиевская  с/к

13677

15096

1419

8,97

9,1

0,13

5. Престиж, с/к

8490

10314

1824

5,57

6,2

0,63

6.Прочие виды  колбас с/к

47406

57851

10445

31,07

35,03

3,9

Итого общий  выпуск за год

152559

165120

12561

100,00

100,00

-


 

Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам колбасной продукции достигает высокого показателя68,93% в 2009 году и 64,9% в 2010 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 4,03), но их доля в общем выпуске остается весомой.

 

 

Таблица 4 - Анализ выпуска основных видов колбасной продукции «ТД ВИК» за 2009 - 2010 г.г.

 

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный  вес, в %

2009 г.

2010 г.

+,-

2009 г.

2010 г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Мадера с /к

38847

37647

-1200

36,9

35,1

-1.8

2.Брауншвейгская  с/к

30385

28900

-1485

28,9

26,9

-2

3.Салями Московская  с/к

13753

15311

155

13,1

14,3

1,2

4.Сергиевская  с/к

13677

15096

1419

13,0

14,1

1,1

5. Престиж, с/к

8490

10314

1824

8,.1

9,6

1,5

Итого общий  выпуск за год

105152

107268

2116

100,00

100,00

-


 

Как следует  из таблицы 4 наибольший удельный вес в 2009 году занимает Адмиральская п/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2010 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).

Структура выпуска Варшавская п/к сократилась на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска  доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.

Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Полная себестоимость  колбасной продукции (С) может измениться из-за объема  выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

С=ВП*Дi*Сi                                                                                                    

 

 

 

 

Таблица 5 – Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости колбасной продукции за 2009 - 2010 г.г.

 

 

 

Виды  продукции

 

Кол-во колбасы, ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

 

Полная  себестоимость продукции, руб.

           2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

Отклонение

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8=2x6

9=4x7

10=9-8

1.Мадера с /к

38847

36,9

37647

35,1

134,41

147,15

5221425,27

5539756,05

318330,78

2.Брауншвейгская  с/к

30385

28,9

28900

26,9

157,42

150,94

4783206,7

4362166,0

-421040,7

3.Салями Московская  с/к

13753

13,1

15311

14,3

98,49

126,36

1354532,97

1934697,96

580164,99

4.Сергиевская  с/к

13677

13,0

15096

14,1

102,21

120,80

1397926,17

1823596,8

425670,63

5. Престиж, с/к

8490

8,1

10314

9,6

156,91

153,25

1332250,8

1580620,5

248369,7

Итого:

105152

100,00

107268

100,00

-

-

14089341,91

15240837,31

1151495,4

Информация о работе Анализ планирования себестоимости (на примере «ТД ВИК»)