Анализ финансового рынка страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить его структуру и механизм функционирования.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
* рассмотреть методы анализа финансового рынка;
* дать характеристику структуре и факторам развития финансового рынка;
* проанализировать особенности финансовой системы Узбекистана.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

1.Методы анализа финансового рынка…………………………... 5

2.Структура финансового рынка…………………………………. 7

3.Факторы развития финансового рынка………………………… 10

4.Особенности развития финансовой системы Узбекистана…… 11
4.1 Денежно-кредитное регулирование…………………………….12
4.2 Центральный банк Республики Узбекистан…………………..13
4.3 Коммерческие банки……………………………………………22
4.4 Кредитные союзы……………………………………………….34
4.5 Микрокредитные организации………………………………. 39

Заключение………………………………………………………… 42

Список использованной литературы…………………………….. 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

     Первое  место среди коммерческих банков по значимости  и размерам активов  занимает Национальный банк ВЭД РУз. Среди его клиентов значатся совместные и промышленные предприятия, иностранные компании, частные фирмы и др. НБ ВЭД РУз является основным партнером международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, обслуживая выделяемые ими кредитные линии. Он также активно участвует в инвестиционной деятельности. Также лидерами банковского рынка Узбекистана являются «Узпромстройбанк», Асакабанк, «Капиталбанк», Пахтабанк и др. Важной особенностью деятельности, как отмеченных, так и других крупных и средних банков является их связь с предприятиями реального сектора экономики, содействие их экономической стабилизации и развитию.

     Деятельность  коммерческих банков постоянно находится  под надзором и регулирующим воздействием со стороны Центрального Банка, что обеспечивает поддержку стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одной из главных задач в деятельности ЦБ является проведение в жизнь требований денежно-кредитной политики, в содержание которой входит необходимость регулирования объемов денежной массы в обращении, регулирование деятельности коммерческих банков с целью сбалансированности спроса и предложения на рынке ссудного капитала.

     Процесс воздействия ЦБ на деятельность коммерческих банков по кредитованию включает меры, обеспечивающие увеличение или сокращение их ресурсов и соответственно, объемов их кредитных возможностей. Как показывает практика, ЦБ для этой цели использует следующие основные механизмы: операции на открытом рынке; рефинансирование коммерческих банков и ставок ЦБ; обязательные резервные требования.

     Операции  на открытом рынке заключаются в покупке и продаже государственных ценных бумаг (облигаций и т.п.). ЦБ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, а также конвертируемую валюту, ограничивает кредитную возможность коммерческих банков, добивается снижения объемов денежной массы в обращении.

     Рефинансирование  коммерческих банков. Центральный банк осуществляет операции по рефинансированию путем продажи и покупки кредитов. Размеры кредитов, а также ставка рефинансирования устанавливаются в соответствии с целевыми задачами денежно-кредитной политики на текущий период. Поднимая ставку рефинансирования, ЦБ повышает цену представляемых коммерческим банкам кредитов, что, в конечном счете, влияет на их %ную политику, то есть делает более дорогими новые кредиты, которые коммерческие банки предоставляют своим клиентам. В результате, с одной стороны определенно снижается спрос на ссудный капитал со стороны заемщиков, с другой – у коммерческих банков появляется возможность привлечения новых вкладов и депозитов под более высокий процент, что становится выгодным для вкладчиков. В итоге растут ресурсы коммерческих банков, и уменьшается давление денег на рынки спроса.

     Обязательные  резервные требования обусловлены Законом РУз «О банках и банковской деятельности», в соответствии, с которым банки должны держать обязательные резервы в Центральном банке. Норматив обязательных резервов устанавливается Центральным банком. Повышение или снижение нормы отчислений в фонд обязательных резервов оказывает влияние на величины денежных ресурсов коммерческих банков, их возможности кредитования, что, соответственно, сдерживает или стимулирует деловую активность в экономике, и, следовательно, оказывает влияние на состояние денежной массы в обращении. Норма отчислений в фонд обязательных резервов составляет в среднем 20% от привлеченных банком вкладов и депозитов.

     Начало  современному этапу развития банковской системы было положено Указами Президента РУз «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» и «О мерах по совершенствованию деятельности акционерных коммерческих банков», а также Постановлением КМ «О дополнительных мерах по реформированию банковской системы» и Программой реформирования банковской системы  в 2000-2003 годах, утвержденной этим Постановлением. Программа реформ практически охватывает все сферы деятельности банковской системы. К числу наиболее важных мероприятий реформирования можно отнести:

  • процесс приватизации и реструктуризации банков, имеющих государственную долю в своих уставных фондах, превышающую 25%, путем продаж акций иностранным инвесторам. В этом мероприятии участвуют такие банки как Национальный банк ВЭД, «Асака-банк», Узпромстройбанк, «Пахта-банк», Узжилсбербанк, ипотечный банк «Замин» и другие. Для реализации указанных мероприятий при Министерстве финансов республики созданы Агентство по приватизации банков и Агентство по реструктуризации активов банка;
  • меры по повышению финансовой устойчивости банков, уровня их капитализации за счет привлечения средств новых акционеров;
  • либерализация управления в банках за счет снижения вмешательства государственных и местных органов в деятельность банков.

     Важное  место в процессе углубления реформирования банковской системы заняло:

  • расширение возможности доступа предпринимательских структур к кредитным ресурсам путем создания в коммерческих банках специального Фонда льготного кредитования производственных микрофирм, малых и средних предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, высокотехнологичных и инновационных проектов. Пополняться фонд будет за счет отчислений в него до 25% от прибыли банков;
  • одновременно с созданием Фонда банками предусматриваются льготы по налогообложению: часть их дохода, получаемого от кредитования за счет ресурсов фонда, освобождается от уплаты налога сроком до 5 лет;
  • с 1 апреля 2000 года установлена плавающая ставка рефинансирования Центрального Банка с ежемесячной её корректировкой, исходя из динамики уровня инфляции, спроса и предложения на денежном рынке. Это позволит коммерческим банкам, как уже отмечалось, регулировать %ные ставки по кредитам, предоставляемым производственным микрофирмам, малым и средним предприятиям;
  • принятие мер по увеличению ресурсной базы каждого банка путем дополнительного привлечения свободных средств физических и юридических лиц, а также иностранных инвесторов. Для этого коммерческие банки устанавливают более привлекательные процентные ставки по срочным вкладам (депозитам) физических и юридических лиц;
  • весьма важно отметить также об имеющихся сдвигах в процессах стимулирования частнопредпринимательской инициативы: для субъектов малого и среднего бизнеса значительно упрощены процедуры оформления документации, необходимой для получения кредитов; в стране получила распространение система микрокредитования, а также создание мини-банков в отдельных регионах республики. Всё это направлено на обеспечение финансовой поддержки и создание необходимых удобств клиентам;
  • в деятельности банков важное значение имеет завоевание доверия вкладчиков и кредиторов, поэтому Указом предусмотрено создание на базе страхового фонда «Омонат химоя» Ассоциации банков Узбекистана Фонда коллективного страхования вкладов населения.

     Перечисленные направления реформирования банковской системы направлены на повышение самостоятельности коммерческих банков, расширение кредитования производственных субъектов, усиление защиты интересов вкладчиков. В этой ситуации задачей Центрального Банка является обеспечение долгосрочного характера процессов финансовой стабилизации, создание предпосылок для притока капитала в реальный сектор экономики, роста сбережений населения в банках и инвестирование их в производство.

     Итоги реализации Программы реформирования банковской системы свидетельствуют  о том, что деятельность Центрального банка и всей системы банков республики направлена на: обеспечение макроэкономической стабильности; снижение уровня инфляции; решение задач по либерализации валютного рынка; укрепление платежной дисциплины; поддержку предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие ресурсной базы коммерческих банков, активации их деятельности по привлечению свободных денежных средств населения в виде срочных вкладов. Денежная система Республики Узбекистан формируется под воздействием процесса развития банковского сектора, что, безусловно, соответствует общей тенденции развития финансовых систем практически всех переходных экономик.

     В настоящее время в нашей стране действуют 30 банков, из них: государственных банков – 3, акционерно-коммерческих банков – 13, частных банков – 9, банков с участием иностранного капитала – 5 (рис. 4.3.).

 

Рис. 4.3. Состав банков Республики Узбекистан в 2010 году. Примечание: 1 – государственные банки, 2 – частные банки, 3 – акционерно-коммерческие банки, 3 – банки с участием иностранного капитала.

 

    За  последние два года кредитно-банковская система Узбекистана сыграла существенную роль в поддержании стабильности экономической системы страны на фоне происходящего мирового финансово-экономического кризиса. Именно в этот период в 2 раза увеличен совокупный капитал коммерческих банков. Только в 2009 году на пополнение уставных капиталов ведущих банков было дополнительно выделено свыше 500 млрд. сумов государственных средств1. Совокупный капитал коммерческих банков в 2010 году вырос на 36 %, а. объем депозитов – более чем в 1,5 раза.

    Банковская система Узбекистана не только остается одной из самых стабильных, отвечающей строгим международным требованиям, но и по ряду установленных нормативов имеет более устойчивые позиции. Уровень достаточности капитала банков Узбекистана превышает 23 %, что почти в 3 раза выше международных стандартов, установленных Базельским комитетом.

    Высокую рейтинговую оценку «стабильный» от ведущих международных рейтинговых компаний, таких, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс» получили 15 коммерческих банков республики, чьи активы в совокупности составляют более 90 % банковской системы.

    Уровень достаточности банковского  капитала – это соотношение всего капитала к привлеченным к риску активам, которое должно составлять не менее 8%, согласно Международному Базельскому соглашению.

    Международный Базeльский комитет  – организация, созданная в 1974 году руководителями центральных банков развитых стран. В ее рамках обсуждаются проблемы по упорядочению международной банковской деятельности. В 1975 году комитетом было разработано Базельское соглашение. Затем Базельский комитет начал разрабатывать международные рекомендации по нормам банковской деятельности.

    Банковские депозиты – свободные денежные средства физических и юридических лиц, вложенных в банковские учреждения в виде срочных и бессрочных вкладов.

    Стабильность  банковско-финансовой системы – способность полного соответствия банков и других финансовых учреждений требованиям по своим обязательствам. Это определяется показателями ликвидности, достаточности капитала, качества активов, рентабельности.

    Международные рейтинговые компании «Фитч Рейтингс», «Мудис», «Стандарт  энд Пурс» международные рейтинговые агентства, деятельность которых направлена на своевременную и четкую оценку кредитной способности банков, финансовых институтов, инвестиционных и акционерных компаний.

    Ликвидность и устойчивость отечественных банков служит мощным фактором роста доверия  к банковской системе, мобилизации на депозитные счета свободных средств предприятий и населения. Объем вкладов населения только в течение 2009 года увеличился в 1,7 раза. В целом за последние десять лет внутренние источники, направляемые на кредитование реальных секторов экономики, увеличились более чем в 25 раз.

      Общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз больше текущих обязательств банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная защита всей банковской системы республики. В результате укрепления банковской системы и повышения к ней доверия населения в ощутимой степени возрастают и объемы вкладов. Объем вкладов населения только в течение прошлого года увеличился в 1,7 раза (рис.4.2.).

Рис.4.2. Динамика роста вкладов населения в банках (млрд. сум.)

 

    Из  рисунка ясно, что в течение 2003-2010 годов объемы доходов населения возросли более чем в 16 раз.

    Кардинально изменилась структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 году кредитный портфель почти на 54 % формировался за счет внешних заимствований, то в 2009 году 84 % всего кредитного портфеля2 наших банков было сформировано за счет внутренних источников. В 2010 году общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики, увеличился на 35 %. Характерно, что по состоянию на конец 2010 года удельный вес кредитов, выданных за счет внутренних источников, в общей сумме кредитного портфеля коммерческих банков составляет 85,1 %3.

    При этом внешние заимствования привлекаются преимущественно на долгосрочной основе исключительно на финансирование инвестиционных проектов по модернизации стратегических отраслей экономики, поддержку субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

    Качественные  изменения происходят в структуре кредитного портфеля. Доля долгосрочных инвестиционных кредитов в общем объеме кредитного портфеля – это кредиты со сроком свыше 3-х лет, возросла с 35 % на конец 2000 года до 75,2 % на конец 2010 года.

    За  истекший год объем кредитов, выделенных субъектам малого бизнеса, возрос в 1,4 раза и составил 2,7 трлн. сумов, в том числе микрокредитов – на сумму свыше 485 млрд. сумов с ростом в 1,5 раза против 2009 года.

    Примечательно, что коммерческими банками в  деле поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 2008 года под № 4051 «О мерах по дальнейшему расширению деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк», по поддержке субъектов предпринимательства» снижены максимальные ставки по предоставляемым АКБ «Микрокредитбанк»:

  • льготным микрокредитам для начала предпринимательской деятельности сроком до 18 месяцев в сумме до 200-кратного размера минимальной заработной платы – с 5 до 3 % годовых;
  • микрокредитам на расширение деятельности и пополнение оборотных средств субъектов малого бизнеса сроком до 24 месяцев в сумме до 500-кратного размера минимальной заработной платы – со 100 до 50 % ставки рефинансирования Центрального банка;
  • услугам по льготному микролизингу для субъектов малого бизнеса сроком до 3 лет в сумме до 2000-кратного размера минимальной заработной платы – с 7 до 5 % годовых.

Информация о работе Анализ финансового рынка страны