Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить его структуру и механизм функционирования.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
* рассмотреть методы анализа финансового рынка;
* дать характеристику структуре и факторам развития финансового рынка;
* проанализировать особенности финансовой системы Узбекистана.
Введение…………………………………………………………… 3
1.Методы анализа финансового рынка…………………………... 5
2.Структура финансового рынка…………………………………. 7
3.Факторы развития финансового рынка………………………… 10
4.Особенности развития финансовой системы Узбекистана…… 11
4.1 Денежно-кредитное регулирование…………………………….12
4.2 Центральный банк Республики Узбекистан…………………..13
4.3 Коммерческие банки……………………………………………22
4.4 Кредитные союзы……………………………………………….34
4.5 Микрокредитные организации………………………………. 39
Заключение………………………………………………………… 42
Список использованной литературы…………………………….. 44
Первое место среди коммерческих банков по значимости и размерам активов занимает Национальный банк ВЭД РУз. Среди его клиентов значатся совместные и промышленные предприятия, иностранные компании, частные фирмы и др. НБ ВЭД РУз является основным партнером международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, обслуживая выделяемые ими кредитные линии. Он также активно участвует в инвестиционной деятельности. Также лидерами банковского рынка Узбекистана являются «Узпромстройбанк», Асакабанк, «Капиталбанк», Пахтабанк и др. Важной особенностью деятельности, как отмеченных, так и других крупных и средних банков является их связь с предприятиями реального сектора экономики, содействие их экономической стабилизации и развитию.
Деятельность коммерческих банков постоянно находится под надзором и регулирующим воздействием со стороны Центрального Банка, что обеспечивает поддержку стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одной из главных задач в деятельности ЦБ является проведение в жизнь требований денежно-кредитной политики, в содержание которой входит необходимость регулирования объемов денежной массы в обращении, регулирование деятельности коммерческих банков с целью сбалансированности спроса и предложения на рынке ссудного капитала.
Процесс воздействия ЦБ на деятельность коммерческих банков по кредитованию включает меры, обеспечивающие увеличение или сокращение их ресурсов и соответственно, объемов их кредитных возможностей. Как показывает практика, ЦБ для этой цели использует следующие основные механизмы: операции на открытом рынке; рефинансирование коммерческих банков и ставок ЦБ; обязательные резервные требования.
Операции на открытом рынке заключаются в покупке и продаже государственных ценных бумаг (облигаций и т.п.). ЦБ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, а также конвертируемую валюту, ограничивает кредитную возможность коммерческих банков, добивается снижения объемов денежной массы в обращении.
Рефинансирование коммерческих банков. Центральный банк осуществляет операции по рефинансированию путем продажи и покупки кредитов. Размеры кредитов, а также ставка рефинансирования устанавливаются в соответствии с целевыми задачами денежно-кредитной политики на текущий период. Поднимая ставку рефинансирования, ЦБ повышает цену представляемых коммерческим банкам кредитов, что, в конечном счете, влияет на их %ную политику, то есть делает более дорогими новые кредиты, которые коммерческие банки предоставляют своим клиентам. В результате, с одной стороны определенно снижается спрос на ссудный капитал со стороны заемщиков, с другой – у коммерческих банков появляется возможность привлечения новых вкладов и депозитов под более высокий процент, что становится выгодным для вкладчиков. В итоге растут ресурсы коммерческих банков, и уменьшается давление денег на рынки спроса.
Обязательные резервные требования обусловлены Законом РУз «О банках и банковской деятельности», в соответствии, с которым банки должны держать обязательные резервы в Центральном банке. Норматив обязательных резервов устанавливается Центральным банком. Повышение или снижение нормы отчислений в фонд обязательных резервов оказывает влияние на величины денежных ресурсов коммерческих банков, их возможности кредитования, что, соответственно, сдерживает или стимулирует деловую активность в экономике, и, следовательно, оказывает влияние на состояние денежной массы в обращении. Норма отчислений в фонд обязательных резервов составляет в среднем 20% от привлеченных банком вкладов и депозитов.
Начало современному этапу развития банковской системы было положено Указами Президента РУз «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» и «О мерах по совершенствованию деятельности акционерных коммерческих банков», а также Постановлением КМ «О дополнительных мерах по реформированию банковской системы» и Программой реформирования банковской системы в 2000-2003 годах, утвержденной этим Постановлением. Программа реформ практически охватывает все сферы деятельности банковской системы. К числу наиболее важных мероприятий реформирования можно отнести:
Важное место в процессе углубления реформирования банковской системы заняло:
Перечисленные направления реформирования банковской системы направлены на повышение самостоятельности коммерческих банков, расширение кредитования производственных субъектов, усиление защиты интересов вкладчиков. В этой ситуации задачей Центрального Банка является обеспечение долгосрочного характера процессов финансовой стабилизации, создание предпосылок для притока капитала в реальный сектор экономики, роста сбережений населения в банках и инвестирование их в производство.
Итоги реализации Программы реформирования банковской системы свидетельствуют о том, что деятельность Центрального банка и всей системы банков республики направлена на: обеспечение макроэкономической стабильности; снижение уровня инфляции; решение задач по либерализации валютного рынка; укрепление платежной дисциплины; поддержку предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие ресурсной базы коммерческих банков, активации их деятельности по привлечению свободных денежных средств населения в виде срочных вкладов. Денежная система Республики Узбекистан формируется под воздействием процесса развития банковского сектора, что, безусловно, соответствует общей тенденции развития финансовых систем практически всех переходных экономик.
В настоящее время в нашей стране действуют 30 банков, из них: государственных банков – 3, акционерно-коммерческих банков – 13, частных банков – 9, банков с участием иностранного капитала – 5 (рис. 4.3.).
Рис. 4.3. Состав банков Республики Узбекистан в 2010 году. Примечание: 1 – государственные банки, 2 – частные банки, 3 – акционерно-коммерческие банки, 3 – банки с участием иностранного капитала.
За последние два года кредитно-банковская система Узбекистана сыграла существенную роль в поддержании стабильности экономической системы страны на фоне происходящего мирового финансово-экономического кризиса. Именно в этот период в 2 раза увеличен совокупный капитал коммерческих банков. Только в 2009 году на пополнение уставных капиталов ведущих банков было дополнительно выделено свыше 500 млрд. сумов государственных средств1. Совокупный капитал коммерческих банков в 2010 году вырос на 36 %, а. объем депозитов – более чем в 1,5 раза.
Банковская система Узбекистана не только остается одной из самых стабильных, отвечающей строгим международным требованиям, но и по ряду установленных нормативов имеет более устойчивые позиции. Уровень достаточности капитала банков Узбекистана превышает 23 %, что почти в 3 раза выше международных стандартов, установленных Базельским комитетом.
Высокую рейтинговую оценку «стабильный» от ведущих международных рейтинговых компаний, таких, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс» получили 15 коммерческих банков республики, чьи активы в совокупности составляют более 90 % банковской системы.
Уровень достаточности банковского капитала – это соотношение всего капитала к привлеченным к риску активам, которое должно составлять не менее 8%, согласно Международному Базельскому соглашению.
Международный Базeльский комитет – организация, созданная в 1974 году руководителями центральных банков развитых стран. В ее рамках обсуждаются проблемы по упорядочению международной банковской деятельности. В 1975 году комитетом было разработано Базельское соглашение. Затем Базельский комитет начал разрабатывать международные рекомендации по нормам банковской деятельности.
Банковские депозиты – свободные денежные средства физических и юридических лиц, вложенных в банковские учреждения в виде срочных и бессрочных вкладов.
Стабильность банковско-финансовой системы – способность полного соответствия банков и других финансовых учреждений требованиям по своим обязательствам. Это определяется показателями ликвидности, достаточности капитала, качества активов, рентабельности.
Международные рейтинговые компании «Фитч Рейтингс», «Мудис», «Стандарт энд Пурс» – международные рейтинговые агентства, деятельность которых направлена на своевременную и четкую оценку кредитной способности банков, финансовых институтов, инвестиционных и акционерных компаний.
Ликвидность и устойчивость отечественных банков служит мощным фактором роста доверия к банковской системе, мобилизации на депозитные счета свободных средств предприятий и населения. Объем вкладов населения только в течение 2009 года увеличился в 1,7 раза. В целом за последние десять лет внутренние источники, направляемые на кредитование реальных секторов экономики, увеличились более чем в 25 раз.
Общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз больше текущих обязательств банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная защита всей банковской системы республики. В результате укрепления банковской системы и повышения к ней доверия населения в ощутимой степени возрастают и объемы вкладов. Объем вкладов населения только в течение прошлого года увеличился в 1,7 раза (рис.4.2.).
Рис.4.2. Динамика роста вкладов населения в банках (млрд. сум.)
Из рисунка ясно, что в течение 2003-2010 годов объемы доходов населения возросли более чем в 16 раз.
Кардинально изменилась структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 году кредитный портфель почти на 54 % формировался за счет внешних заимствований, то в 2009 году 84 % всего кредитного портфеля2 наших банков было сформировано за счет внутренних источников. В 2010 году общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики, увеличился на 35 %. Характерно, что по состоянию на конец 2010 года удельный вес кредитов, выданных за счет внутренних источников, в общей сумме кредитного портфеля коммерческих банков составляет 85,1 %3.
При этом внешние заимствования привлекаются преимущественно на долгосрочной основе исключительно на финансирование инвестиционных проектов по модернизации стратегических отраслей экономики, поддержку субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
Качественные изменения происходят в структуре кредитного портфеля. Доля долгосрочных инвестиционных кредитов в общем объеме кредитного портфеля – это кредиты со сроком свыше 3-х лет, возросла с 35 % на конец 2000 года до 75,2 % на конец 2010 года.
За истекший год объем кредитов, выделенных субъектам малого бизнеса, возрос в 1,4 раза и составил 2,7 трлн. сумов, в том числе микрокредитов – на сумму свыше 485 млрд. сумов с ростом в 1,5 раза против 2009 года.
Примечательно, что коммерческими банками в деле поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 2008 года под № 4051 «О мерах по дальнейшему расширению деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк», по поддержке субъектов предпринимательства» снижены максимальные ставки по предоставляемым АКБ «Микрокредитбанк»: