Анализ финансового рынка страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить его структуру и механизм функционирования.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
* рассмотреть методы анализа финансового рынка;
* дать характеристику структуре и факторам развития финансового рынка;
* проанализировать особенности финансовой системы Узбекистана.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

1.Методы анализа финансового рынка…………………………... 5

2.Структура финансового рынка…………………………………. 7

3.Факторы развития финансового рынка………………………… 10

4.Особенности развития финансовой системы Узбекистана…… 11
4.1 Денежно-кредитное регулирование…………………………….12
4.2 Центральный банк Республики Узбекистан…………………..13
4.3 Коммерческие банки……………………………………………22
4.4 Кредитные союзы……………………………………………….34
4.5 Микрокредитные организации………………………………. 39

Заключение………………………………………………………… 42

Список использованной литературы…………………………….. 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

     На  валютном рынке объектом купли-продажи  выступает иностранная валюта и  финансовые инструменты, обслуживающие  операции с ней. На валютном рынке фактически происходит обмен денежной единицы одной страны на денежную единицу другой страны. По соотношению количества одной и другой валюты в сделках устанавливается рыночный валютный курс. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в эквивалентном количестве денежных единиц другой страны. Валютный курс фиксируется на определённую дату. На валютном рынке покупают валюту других государств те хозяйствующие субъекты, которым она необходима для оплаты внешнеторговых операций, чаще всего – импорта товаров. Продажей валюты занимаются хозяйствующие субъекты осуществляющие экспорт, имеющие выручку в валюте. Ещё одним важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка. Центральный банк способствует реализации денежно-кредитной политики государства.

     На  рынке драгоценных металлов объектом купли-продажи выступают драгоценные металлы, прежде всего золото. Другие виды драгоценных металлов, такие, как серебро, платина и другие играют на этом рынке менее заметную роль. На рынке драгоценных металлов покупают и продают металлы и финансовые инструменты, цены которых привязаны к ценам на драгоценные металлы. На этом рынке покупают золото те хозяйствующие субъекты, которые используют его в производственном процессе, кому оно необходимо для изготовления определённых видов продукции, например, ювелирных изделий, электроники и др. Другой целью покупки золота является сбережение накопленных активов, обеспечение резервирования средств для приобретения валюты, осуществления спекулятивных сделок. Многофункциональность рынка золота связана, во-первых, с его незаменимостью в качестве сырья для отдельных видов производства и, во-вторых, с тем, что оно является в долгосрочном плане наименее рискованным и высоколиквидным средством резервирования (золото в период с 2001 года по сегодняшний день увеличилось в цене более чем в 4 раза с 250 американских долларов за унцию до 1190). Именно с этим его свойством связано понятие «тезаврация» (сокровище), а также накопление золота как сокровища частными лицами. Накопление государством золотых запасов для международных расчётов, образования стратегических запасов для международных расчётов, образования стратегических резервов, укрепления денежного обращения и т.п., тезаврацией не являются.

     Все перечисленные выше элементы структуры  финансового рынка тесно взаимосвязаны друг с другом. Это проявляется, например, следующим образом: курс акций золотодобывающих компаний, обращающихся на рынке ценных бумаг, напрямую зависит от цен на золото, в свою очередь цены на золото, зависят от курса доллара на валютном рынке (имеется в виду пара евродоллар): чем «сильнее» доллар, тем ниже цены на золото, и наоборот.

3.ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

     Факторы становления и развития международных финансов. К основным факторам становления и развития международных финансов можно отнести:

     во-первых, возникновение мировых рынков, особенно товарных;

     во-вторых, международное разделение труда;

     в-третьих, интернационализацию и глобализацию экономических связей;

     в-четвертых, усиление интеграционных процессов в политической и социальной сферах.

     Объективной основой становления и развития международных финансов есть закономерности международного кругооборота функционирующего капитала, на одном полюсе которого возникают временно свободные средства, на второму — постоянно появляется спрос на них.

     Международные финансы начали формироваться в период, когда еще:

  • составлялись первые признаки международных товарообменных отношений;
  • возникали обязательства уплатить дань;
  • начала применяться уплата контрибуций, репараций, разнообразных даров и т.п.;
  • начала развиваться торговля между купцами не только в пределах определенных государств, а и с другими странами;
  • разрабатывалось монетное дело, чеканка феодалами собственных монет и их порча;
  • развивалось меняльное то вексельное дела (меняли и меняльные конторы обменивали иностранные монеты на местные и были посредниками во время платежей);
  • стали предоставляться первые денежные займы (появление банкиров).
 

4.ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА

 

    В странах с переходной экономикой финансовая система выполняет распределительно-контрольную  функцию, стимулируя развитие материального производства и социальной сферы, рациональное использование ресурсов на макроэкономическом и микроэкономическом уровне на этапе формирования рыночных отношений.

    Финансовая  политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и включает себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области финансов и кредита, финансово-кредитный  механизм, а также управление финансово-кредитной системой.

    Основу  финансовой политики государства составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают достижение основных целей, вытекающих из сущности и функций финансов, характерных особенностей социально-экономической политики страны.

    Наиболее  действенными инструментами финансовой политики являются денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование.

 

4.1 Денежно-кредитное регулирование

 

     Инструменты денежно-кредитного регулирования  получили широкое распространение  в странах с переходной экономикой. Разные подходы к использованию денежно-кредитных рычагов, связанные с различиями в целевых установках на макроэкономическом уровне, на современном этапе оцениваются с позиции эффективности функционирования экономической системы страны. В этом смысле опыт Узбекистана является эксклюзивным и для практики государственного регулирования, и для экономической науки.

     Денежно-кредитная  политика Узбекистана стала существенным фактором экономического роста в последние два десятилетия, открывшим возможности эффективного и гибкого управления ресурсным потенциалом республики. Особенности денежно-кредитной политики Узбекистана связаны с характером и целевой направленностью проводимых в стране реформ, сущность которых состоит в поэтапном создании рыночной экономической системы. Радикальное экономическое реформирование в республике потребовало создания практически заново всех кредитно-банковских структур, обеспечивающих функционирование экономики в условиях рыночных отношений.

     Реформирование  банковской системы началось в соответствии с программой перехода к рыночной экономике в стране. Началом реформирования стал Закон «О банках и банковской деятельности», принятый в 1991  году. Центральный банк получил статус государственного, эмиссионного и резервного банка республики. Была заложена правовая основа создания и функционирования банковской системы Республики Узбекистан, определены ее составные части, открыт путь к созданию сети коммерческих банков, основанных как на акционерном, так и на частном капитале, к созданию банков с участием иностранного капитала, открытию филиалов и представительств зарубежных банков.

 

     4.2 Центральный  банк Республики Узбекистан

 

     В Уставе Центрального банка, утвержденного 28 февраля 1992 года Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан, было четко зафиксировано, что Центральный банк Республики Узбекистан является главным банком республики, а также депозитарием для авуаров международных финансовых организаций, находится в собственности республики и подотчетен Олий Мажлису Республики Узбекистан.

     За  годы независимости нашей страны Центральный банк претерпел кардинальные изменения. Изменились функции и  принципы работы, существенно изменилась и его структура. Принятие Олий Мажлисом Республики Узбекистан 21 декабря 1995 года Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» и 25 апреля 1996 года Закона «О банках и банковской деятельности», которые определяют правовые и нормативно-регулирующие положения банковской деятельности, является, несомненно, существенным, принципиальным продвижением на законодательном уровне по пути приближения национальной банковской системы к мировым стандартам организации банковского дела. Новые законы создают прогрессивную правовую базу для реформирования и развития банковской системы страны.

     Правовой  статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Центрального банка Республики Узбекистан определяются Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» и другими законодательными актами.

     Центральный банк является государственным органом, который в рамках своей компетенции разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, имеет исключительное право на выпуск денежных знаков в обращение в виде банкнот и монет в качестве законных платежных средств, является органом государственного валютного регулирования и контроля, выступает в качестве банкира, советника и фискального агента правительства Республики Узбекистан, осуществляет функции по надзору и регулированию деятельности банков и других кредитных организаций.

     Имущество Центрального банка составляют его  денежные и иные материальные ценности, стоимость которых отражается в балансе Центрального банка.

     Согласно  Закону Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» главной целью Центрального банка является обеспечение стабильности национальной валюты.

     Основными задачами являются:

    • формирование, принятие и реализация монетарной политики и политики в области валютного регулирования;
    • организация и обеспечение эффективной системы расчетов в Республике Узбекистан;
    • лицензирование и регулирование банковской деятельности, деятельности кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов, надзор за банками, кредитными союзами, микрокредитными организациями и ломбардами, лицензирование производства бланков ценных бумаг;
    • хранение и управление официальными золотовалютными резервами Республики Узбекистан, включая резервы правительства по соглашению;
    • организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета.

     Для обеспечения стабильности национальной валюты Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет согласованную монетарную и валютную политику, обеспечивает в значительной степени контроль над совокупной денежной массой в обращении, стабильностью обменного курса национальной денежной единицы к иностранным валютам, способствует поддержанию доверия населения к банковской системе. Изменяя объем денежного предложения посредством своих кредитных и валютных операций, Центральный банк воздействует на динамику цен на товары и услуги, совокупный объем производства, объемы экспорта и импорта, влияет на уровень занятости населения. Центральный банк является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля.

     Центральный банк выполняет также следующие функции:

  • издает нормативные акты по валютному регулированию, обязательные для исполнения всеми лицами на территории Республики Узбекистан;
  • выдает и отзывает лицензии на проведение операций в иностранной валюте банкам, другим юридическим и физическим лицам, осуществляет надзор и регулирование их деятельности;
  • устанавливает лимиты открытой валютной позиции и другие экономические нормативы для банков;
  • устанавливает порядок определения курса национальной валюты к иностранной валюте;
  • владеет и управляет международными резервами Республики Узбекистан.

     Задача  организации и обеспечения системы  расчетов определяет важнейшую роль Центрального банка в обеспечении эффективной платежной системы в стране. Платежи на территории Республики Узбекистан осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов.

     Центральный банк Республики Узбекистан принимает  общеобязательные нормативные акты, определяющие правила расчетов. Единообразное применение этих правил обеспечивает бесперебойность и своевременность расчетов по всей территории республики.

     По  обеспечению эффективной системы  расчетов Центральный банк постоянно проводит работу по внедрению новых средств расчетов на базе современной техники и технологии, разрабатывает систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами для обеспечения финансовой и экономической информацией потребителей – акционеров, инвесторов, вкладчиков, аудиторов, кредиторов, зарубежных предприятий, организаций и банков.

Информация о работе Анализ финансового рынка страны