Анализ финансового рынка страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить его структуру и механизм функционирования.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
* рассмотреть методы анализа финансового рынка;
* дать характеристику структуре и факторам развития финансового рынка;
* проанализировать особенности финансовой системы Узбекистана.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

1.Методы анализа финансового рынка…………………………... 5

2.Структура финансового рынка…………………………………. 7

3.Факторы развития финансового рынка………………………… 10

4.Особенности развития финансовой системы Узбекистана…… 11
4.1 Денежно-кредитное регулирование…………………………….12
4.2 Центральный банк Республики Узбекистан…………………..13
4.3 Коммерческие банки……………………………………………22
4.4 Кредитные союзы……………………………………………….34
4.5 Микрокредитные организации………………………………. 39

Заключение………………………………………………………… 42

Список использованной литературы…………………………….. 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

     Одной из основных задач Центрального банка  Республики Узбекистан является регулирование  банковской деятельности и надзор за банками и другими кредитными организациями. Это необходимо для поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов акционеров, вкладчиков и кредиторов.

     К числу важнейших средств реализации данной цели относится лицензирование банков и других кредитных организаций. Целью лицензирования является допуск на рынок банковских и кредитных услуг финансово-устойчивых организаций, управляемых лицами с безупречной репутацией, способными обеспечить доверие населения к банковско-финансовой системе.

     Центральный банк содействует поддержанию международных  резервов на уровне, достаточном для  осуществления монетарной и валютной политики Республики Узбекистан, а также для обеспечения расчетов по международным операциям.

     Статья 4 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» определяет запрещенные виды деятельности Центрального банка.

     Согласно  данной статье, Центральный банк не вправе:

  • заниматься оказанием финансовой помощи;
  • осуществлять коммерческую деятельность;
  • участвовать в капиталах банков и других юридических лиц, за исключением участия в  капиталах Народного банка  Республики Узбекистан, акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк», а также  предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.

     Центральный банк подотчетен Сенату Олий Мажлиса  Республики Узбекистан и это утверждает особый характер его деятельности. В соответствии с международной практикой центральные банки, ответственные за внутреннюю и внешнюю стабильность национальной денежной единицы, отчитываются перед своими парламентами, но не подчиняются им в своей деятельности.

     Сенат Олий Мажлиса рассматривает годовой  отчет Центрального банка, а также заключение независимого аудитора. Вместе с тем, Центральный банк ежегодно публикует в печати доклады о текущей ситуации в денежно-кредитной сфере и основных направлениях монетарной политики. Эта информация необходима для анализа экономической ситуации как на макроуровне, так и на микроуровне. Она позволяет определять ориентиры своей деятельности для государственных органов, всех хозяйствующих объектов. Такая практика способствует поддержанию и укреплению доверия населения к банковской системе страны.

     Согласно  статье 6 Закона «О Центральном банке  Республики Узбекистан» Центральный банк независим в принятии решений в пределах своих полномочий.

     Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка, а Центральный банк  по обязательствам государства, если они сами не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено законодательными актами.

     Мировая практика показывает, что чем более  независим Центральный банк, тем  эффективнее результаты его денежно-кредитной  и валютной политики. Высокая ответственность Центрального банка в обеспечении эффективного функционирования внутреннего денежного обращения, стабильной работы банковской системы обусловливают необходимость правового закрепления его независимости в разработке и осуществлении тактики и стратегии денежно-кредитной и валютной политики.

     Статья 7 вышеуказанного Закона устанавливает, что Центральный банк в пределах своей компетенции издает нормативные  акты, обязательные для исполнения всеми лицами на территории Республики Узбекистан.

     Правление Центрального банка обладает следующими полномочиями:

  • определяет основные направления монетарной политики, включая масштаб операций Центрального банка на открытом рынке, учетные и ссудные процентные ставки Центрального банка и норму обязательных резервов банков в Центральном банке;
  • утверждает нормативные акты Центрального банка;
  • решает вопрос об участии Центрального банка в международных организациях;
  • определяет номинальную стоимость и образцы банковских билетов и монет, а также условия изъятия денежных знаков;
  • утверждает размеры и условия предоставления ссуд правительству Республики Узбекистан;
  • утверждает экономические нормативы для банков и правила проведения финансовых операций для кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов, а также рассматривает их соблюдение;
  • принимает решения о выдаче и отзыве лицензий на занятие банковской деятельностью, осуществляет лицензирование деятельности кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов, а также производства бланков ценных бумаг;
  • определяет организационную структуру Центрального банка;
  • создает, реорганизовывает и ликвидирует учреждения и предприятия Центрального банка;
  • утверждает смету расходов и доходов Центрального банка;
  • рассматривает годовые и финансовые отчеты Центрального банка;
  • утверждает руководителей структурных подразделений, учреждений и предприятий Центрального банка;
  • заслушивает отчеты и доклады руководителей структурных подразделений Центрального банка, его учреждений и организаций;
  • устанавливает условия найма, увольнения, оплаты труда работников Центрального банка в соответствии с законодательством, а также порядок получения ими кредитов и приобретения акций;
  • рассматривает и решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Центрального банка.

     Также, согласно Закону «О Центральном банке Республики Узбекистан» Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов, а также мониторинг и контроль за соблюдением ими правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган.

     Центральный банк регистрирует банки и кредитные  союзы, а также выдает лицензии на право осуществления банковских операций, лицензирует деятельность кредитных союзов, микрокредитных организаций, ломбардов и производство бланков ценных бумаг.

     Центральный банк ведет Государственную книгу  регистрации банков, реестры лицензий, выданных кредитным союзам, микрокредитным организациям, ломбардам и на производство бланков ценных бумаг.

     Вместе  с тем, в рамках осуществления  надзорных функций, Центральный банк устанавливает:

  • обязательные для банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и банковской статистической отчетности, составления годовых отчетов;
  • обязательные для кредитных союзов и микрокредитных организаций правила проведения финансовых операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • обязательные для ломбардов правила осуществления деятельности и операций.

     Центральный банк вправе:

  • получать и проверять отчетность и другие документы банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов, запрашивать и получать информацию об их деятельности, в том числе об операциях;
  • требовать разъяснения по полученной информации;
  • проверять деятельность банков, кредитных союзов и микрокредитных организаций, их филиалов и аффилированных с ними лиц, а также деятельность ломбардов, применять санкции к нарушителям;
  • устанавливать требования по внутреннему аудиту банков;
  • устанавливать требования по осуществлению классификации качества активов банков и созданию адекватных резервов покрытия возможных убытков по активам;
  • определять условия и процедуру списания безнадежных активов;
  • направлять банкам, кредитным союзам, микрокредитным организациям и ломбардам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений;
  • запрашивать и получать информацию о финансовом положении и репутации акционеров банка в случае приобретения ими части уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер;
  • предъявлять квалификационные требования к руководителям, членам правления и главным бухгалтерам банков и их филиалов, руководителям исполнительных органов кредитных союзов и микрокредитных организаций.

     Центральный банк вправе требовать от аудиторов соблюдение нормативных актов Центрального банка, в том числе процедур и методологии, а также получать непосредственно от них информацию, связанную с аудитом банка.

     Центральный банк совместно со специально уполномоченным государственным органом утверждает правила внутреннего контроля, обязательные для банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов.

     Центральный банк устанавливает для банков обязательные экономические нормативы, в том числе:

  • коэффициент адекватности капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;
  • коэффициенты ликвидности;
  • требования по классификации и оценке активов, а также формирование резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой классификации, отчисления в которые относятся на операционные расходы банка;
  • требования по начислению процентов по ссудам и зачислению их на счет доходов банка;
  • лимиты открытой валютной позиции.

     За  прошедшее время в экономике Узбекистана произошли значительные изменения. Получили свое дальнейшее развитие процессы по разгосударствлению и приватизации предприятий, созданы равные стартовые условия для всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Сегодня предприятия негосударственной формы собственности заняли достойное место в производстве материального продукта и оказания всевозможных услуг, и уже ни у кого не возникает сомнений по поводу их возможностей.

     Появился  первичный и начал динамично  развиваться вторичный рынок ценных бумаг, что позволяет говорить о начале создания благоприятного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных потенциальных инвесторов. Немало способствовало этому и принятие целого ряда налоговых льгот иностранным инвесторам, что позволит Узбекистану «притягивать» капиталы со всего мира, направляя их на наращивание мощи отраслей народного хозяйства.

     Введение  национальной валюты сыграло важную социально-экономическую роль в  обеспечении и закреплении независимости Республики Узбекистан. Обретение нашей страной собственной денежной единицы положило начало формированию денежной системы, реальному осуществлению собственной программы реформ, основные принципы которой разработаны Президентом и правительством еще в начале рыночных преобразований. Собственное денежное и платежное пространство, институционализация двухуровневой банковской системы создали все необходимые предпосылки для проведения политики макроэкономической стабилизации, где монетарной политике Центрального банка отводилась ведущая роль.

 

                                    4.3 Коммерческие банки

 

     Коммерческие  банки (КБ) – это кредитные учреждения, которые производят кредитные, фондовые и посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всей экономики. КБ самостоятельны в осуществлении своей деятельности, свободны в проведении политики формирования ресурсов, в проведении кредитной политики в пределах своих ресурсов.

     В законодательных документах республики о банках и банковской деятельности отмечается сущность коммерческих банков, как самостоятельных организаций, преследующих коммерческие цели, деятельность которых заключается в проведении политики привлечения ресурсов и использования их для кредитования и инвестирования. В результате достижения этих целей коммерческие банки получают средства, направляемые для дальнейшего развития, а также обеспечения доходов своим акционерам, вкладчикам и кредиторам.

     Таким образом, в основе деятельности коммерческих банков лежит функция финансового посредника. Аккумулируя излишки средств населения и юридических лиц, они финансируют за счет этих средств заемщиков, нуждающихся в них в процессе своей предпринимательской деятельности.

     Коммерческие  банки в Узбекистане начали создаваться  в первые годы независимости, как по инициативе предпринимателей, так и по решению правительства, с целью поддержания развития отдельных отраслей экономики. Как правило, их начальный капитал формировался из средств министерств и ассоциаций тех отраслей, которые обслуживались этими банками. Создание коммерческих банков в условиях перехода на рыночные формы хозяйствования способствовало демонополизации и развитию основ конкуренции в банковской сфере, в частности с бывшими государственными банками.

     В то же время специализированная направленность банков, необходимая в этот период для финансирования определенных отраслей и производств, сужала возможности привлечения ресурсов и, соответственно, сферу кредитования, создавала угрозу их финансовой устойчивости.  Вследствие этого ЦБ начал отдавать предпочтение универсальным банкам, прекратив лицензирование новых специализированных. Среди них Национальный банк Внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, специализированный государственно-акционерный коммерческий банк «Асака», специализированный государственно-акционерный банк «Замин», государственно-коммерческий Народный банк, государственно-акционерный жилищно-сберегательный банк «Узжилсбербанк», одиннадцать акционерно-коммерческих банков, в числе которых значатся такие крупные, как акционерно-коммерческий промышленно-строительный банк «Узпромстройбанк», акционерно-коммерческий банк «Пахтабанк», акционерно-коммерческий банк «Алокабанк» и другие.

Информация о работе Анализ финансового рынка страны