Правовые меры охраны окружающей природной среды городов и других населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, реферат

Краткое описание

Окружающая человека среда (среда обитания человека) представляет собой часть естественной природной среды, которая в результате взаимодействия общества и природы преобразуется в качественно новую структуру, органически соединяющую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.)

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
  1. Правовые меры охраны окружающей природной среды городов и других населенных пунктов.

В процессе своей жизнедеятельности  человек изменяет окружающую его  природу, формируя новую среду обитания.

Окружающая  человека среда (среда обитания человека) представляет собой часть естественной природной среды, которая в результате взаимодействия общества и природы преобразуется в качественно новую структуру, органически соединяющую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.) с искусственно созданными элементами, продуктами хозяйственной деятельности человека (средства производства, предметы быта, культуры и т. д.).

Понятием  окружающей человека среды охватываются города и другие населенные пункты, промышленные, аграрные, рекреационные  зоны.

Увеличение масштабов хозяйственной деятельности отрицательно влияет на состояние природы и условия жизни людей, приводит к тому, что на данных территориях наблюдается повышенная степень загрязнения почвы, воды и воздуха, обеднение или отсутствие дикой флоры и фауны, преобладание искусственных элементов среды, скопление промышленных и бытовых отходов, высокий уровень шума, магнитных полей и других вредных физических воздействий.

В связи с этим особенностью окружающей человека среды как объекта правовой охраны является то, что в ней нарушены естественные процессы саморегуляции и самовосстановления, действующие в природе, вследствие чего необходима постоянная и целенаправленная деятельность людей по поддержанию качества среды обитания, гармонизации экологических и эко­номических интересов общества.

Целью охраны окружающей человека среды является формирование такого ее качества, которое  бы обеспечивало закрепленное Конституцией РФ и российским законодательством  право граждан на благоприятную  для жизни и здоровья окружающую среду. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его обитания (ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Выделяют  несколько направлений, по которым осуществляется правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.

Планирование охраны окружающей среды.

Планирование  охраны окружающей среды городов  и других населенных пунктов проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, мероприятий по охране окружающей среды. В частности, эти вопросы предусматриваются в соответствии со ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных планах городских и сельских поселений.

Планировка и застройка территории с учетом экологических требований.

Организация территорий городских и сельских поселений предполагает, что разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека (ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Предусматриваются специальные мероприятия по охране недр, по землеустройству, а также охране окружающей среды зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, крупных промышленных центров и территориально-производственных комплексов.

Размещение  предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий  для проживания населения, а также  требованиям сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Жилые массивы, промышленные предприятия  и другие объекты должны размещаться  таким образом, чтобы исключить  неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются различные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки.

При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благоустройства  учитываются интересы поселений, расположенных  на прилегающих территориях, в целях  недопущения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.

При планировке и застройке территорий городов осуществляется зонирование, которое направлено на обеспечение  благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с градостроительной  документацией на территории городских  и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.

В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышленных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зависимости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений (ст. 43 Градостроительного кодекса, ст. 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Обеспечение санитарного режима городов.

Санитарный  режим обеспечивается путем проведения мероприятий по предупреждению и  ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими  вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению промышленных и бытовых отходов.

Цель  санитарной охраны городов - обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым Федеральный  закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимает такое  состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствуют опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности .

При проектировании, строительстве и  эксплуатации предприятий и коммунально-бытовых  объектов в городах должны осуществляться меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, водоемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответствовать санитарным правилам.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов  и выбросов. В отношении предприятий  и транспорта действуют все установленные  правила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.

Санитарный  режим городов связан с устранением  отрицательного влияния на здоровье людей и окружающую среду вредных  физических воздействий. Для производственно-хозяйственных  объектов, агрегатов, машин и т. д. установлены предельно допустимые уровни шума. Органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дворах, улицах и др.

При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего и неионизирующего излучения (вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила.

Общие принципы, требования и основные направления  обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.

В соответствии с Законом о радиационной безопасности населения введена  радиационно-гигиеническая паспортизация  организаций и территорий, которая  является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

Граждане  имеют право на регулярное получение  достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Производственные  и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения.

Охрана зеленой растительности городских и сельских поселений.

Растительность  городских и сельских поселений  может включать в себя городские  леса, лесопарки, лесные массивы, а также  парки и скверы, ботанические и  дендрологические сады, озеленительные деревья и кустарники.

Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.

Санитарные  и строительные правила предусматривают  оптимальные размеры площади  зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.

Важную  роль в обеспечении благоприятных  условий для жизнедеятельности  населения и развития города играют пригородные, а также рекреационные зоны.

На  территории рекреационных зон не допускается строительство и  расширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно  не связанных с эксплуатацией  объектов оздоровительного и рекреационного назначения (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Пригородные зоны - это земли, непосредственно  окружающие территорию города, которые  служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства  сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйственных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.) (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В пригородную зону может входить  или частично выходить за ее пределы  зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и являющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).

Город и его пригородная зона рассматриваются  в экономическом и планировочном  аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

  1. Международно-правовая охрана окружающей природной среды.

Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую  отрасль этой системы права и  регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

К объектам международно-правовой охраны относятся: международно-правовые объекты охраны, не входящие в юрисдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный бассейн, Антарктида, мигрирующие виды животных); международно-правовые объекты охраны, входящие в юрисдикцию государств (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, некоторые реки, моря, озера).

Российская  Федерация осуществляет международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды. К ним относятся следующие принципы:

  • право каждого человека на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
  • каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
  • экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
  • хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
  • недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
  • государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
  • все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Информация о работе Правовые меры охраны окружающей природной среды городов и других населенных пунктов