Правовые меры охраны окружающей природной среды городов и других населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:45, реферат

Краткое описание

Окружающая человека среда (среда обитания человека) представляет собой часть естественной природной среды, которая в результате взаимодействия общества и природы преобразуется в качественно новую структуру, органически соединяющую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.)

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Международные договоры в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора. Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды 1972г. приняла два основных документа Декларацию принципов и План мероприятий. Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Важнейшие из них: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

По  решению Конференции был организован  постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в  Европе, проходящее в г. Хельсинки  в августе 1975г., приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены вопросы экологической безопасности. Международное экологическое сотрудничество включает: борьбу с загрязнением атмосферы; охрану вод от загрязнения; охрану морской среды; охрану почвы, заповедников, окружающей среды в городах.

В ходе реализации хельсинских решений  странами-участниками впоследствии были приняты Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992г.).

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992г., Рио-де-Жанейро) приняла  следующие документы:

  • Декларацию по окружающей среде и развитию;
  • Повестку дня - XXI век, представляющую собой программу действий;
  • Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов;
  • Конвенцию по климату;
  • Конвенцию об охране биологического разнообразия.

В настоящее время в мире функционирует более ста различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии. Охраной окружающей среды занимаются следующие виды международных организаций: специализированные учреждения и органы ООН; межправительственные организации; международные неправительственные организации универсального типа; региональные и субрегиональные органы.

Ведущая роль в международном экологическом  сотрудничестве принадлежит ООН. Она  рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает  резолюции, проводит международные совещания и конференции. Специализированные учреждения ООН: Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Важной  составляющей международного сотрудничества является соблюдение международных  соглашений. Почти все природоохранные  конвенции, заключенные в последнее время, содержат положение, требующее от договаривающихся сторон принимать надлежащие меры для обеспечения эффективного соблюдения и применения соответствующих международных соглашений. Существуют конвенции, требующие от участвующих в них государствах применения уголовных санкций за экологические правонарушения.

Страны  ЕС также вносят свою лепту в область  охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности.

Европейское экономическое сообщество издало ряд  директив, в том числе директиву 337/85 об «оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Следует напомнить, что именно в рамках Европейского Союза на встрече глав государств и правительств в Париже в 1972г. было решено разработать программу экологических действий. Европейское экономическое сообщество стало инициатором движения за принятие законодательства об окружающей среде. Это является исключительно важным фактом для входящих в сообщество стран.

Одной из более действенных в экологической области организаций Европы является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она принимает необходимые меры для осуществления различных международных конвенций и соглашений, касающихся охраны окружающей среды.

Главами правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) подписано соглашение о сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, на основании которого учрежден Межгосударственный экологический совет. Под его управлением находится Межгосударственный экологический фонд для осуществления координируемых природоохранных программ. Стороны этого соглашения разрабатывают и проводят координируемую политику по вопросам обеспечения экологической безопасности и охраны природной среды, особенно в плане требований и норм безопасности, касающихся трансграничной перевозки опасных и радиоактивных грузов.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности влияет на национальное законодательство. Должен действовать принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой национального права. Он обязателен и для Российской Федерации.

Виды международно-правовой ответственности  государств: политическая и материальная. Политическая ответственность предусматривает в качестве санкций применение к государству-нарушителю принудительных мер, которые применяются в случае совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обязательств, которое связано с причинением материального ущерба, наступает материальная ответственность. Формы материальной ответственности: репарация - возмещение ущерба в денежном выражении; реституция - возврат в натуре неправомерно изъятого имущества; субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного.

Проблемы  охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или  регионов – они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения  в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды. Объективные законы природы определяют экологические требования. Окружающая нас среда представляет собой единое целое, составную часть планетарной экологической системы.

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

Главный государственный  санитарный врач обратился с просьбой к прокурору области опротестовать  решение областной администрации  о выделении садоводческому товариществу «Вымпел» 20 га земли, занятой лесом  первой категории, имеющим важное водоохранное значение. Участок расположен на берегу водохранилища, вода которого забирается в водопроводную сеть. Исполнение решения администрации привело бы к обмелению водохранилища, ухудшению качества воды и деградации природного ландшафта.

Скажите, законно  ли решение администрации? В роли прокурора примите решение по существу.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к  береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых  устанавливается специальный режим  осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных  вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных  мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка  транспортных средств (кроме специальных  транспортных средств), за исключением  их движения по дорогам и  стоянки на дорогах и в специально  оборудованных местах, имеющих твердое  покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями  запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных  животных и организация для  них летних лагерей, ванн.

Установление на местности  границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных  информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вывод: решение администрации  о выделении садоводческому товариществу «Вымпел» 20 га земли, занятой лесом  первой категории, имеющим важное водоохранное значение участок которой, расположен на берегу водохранилища, вода которого забирается в водопроводную сеть не законно. Исполнение решения привело бы к обмелению водохранилища, ухудшению качества воды и деградации природного ландшафта, что противоречит ст. 65 ВК РФ «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2.

 Согласно лицензии согласованный уровень ежегодной добычи угля определен в 2 млн. тонн. Однако в последние годы угледобывающее предприятие, как установлено в ходе проведенной представителем Росприроднадзора проверки, добывало ежегодно по 2,5 млн. тонн угля. При этом соответствующие платежи осуществлялись только за предусмотренные в лицензии 2 млн. тонн угля.

Поясните:

а) какие платежи  предусмотрены федеральным законодательством  за добычу, в частности, каменного угля;

б) какие действия должен предпринять представитель  контролирующего органа по результатам  проведенной проверки?

Так как каменный уголь  это энергосберегающее полезное ископаемое, то в соответствии с  главой 26 НК РФ предприятия, осуществляющие добычу каменного угля облагаются специальным налогом на добычу полезных ископаемых.

Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 НК РФ, а также  ряда других нормативных правовых актов  значительно видоизменило систему  налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных комментируемым Законом. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты налога на имущество, а также ряда других обязательных платежей.

Определяющей для правовой природы общественных отношений в сфере недропользования, а также организации налогообложения в этой сфере является правовая норма, закрепленная в ч. 1 ст. 1.2 «Закона о недрах». В соответствии с нею недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст 39 ФЗ "О недрах"от 21 февраля 1992 года N 2395-1

ред. Федеральных законов  от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

- разовые платежи за  пользование недрами при наступлении  определенных событий, оговоренных  в лицензии;

- регулярные платежи  за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие  в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу  лицензий.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст.39 ФЗ "О недрах" кроме указанных  платежей пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Так, в систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, также входят налог на добычу полезных ископаемых и акцизы на минеральное сырье и нефтепродукты. Кроме того, при совершении экспортных операций с добытыми полезными ископаемыми уплачивается таможенная пошлина на условиях, установленных таможенным законодательством. Особый налоговый режим установлен для лиц, с которыми было заключено соглашение о разделе продукции.

Информация о работе Правовые меры охраны окружающей природной среды городов и других населенных пунктов