Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:15, курсовая работа
На основе изучения законодательства Республики Беларусь и учебной литературы была поставлена цель данной контрольной работы: полное исследование и рассмотрение данных вопросов.
Для реализации названной цели были сформулированы следующие задачи:
♦ дать определение понятию «право природопользования»;
♦ раскрыть понятие субъектов и объектов права природопользования;
♦ рассмотреть права и обязанности природопользователя;
♦ проанализировать основания возникновения и прекращения права природопользования;
♦ рассмотреть правовую охрану земель, недр, вод, животного и растительного миров, атмосферного воздуха.
Введение
Вопрос 1. Право природопользования:
а) понятие права природопользования, его виды;
б) субъекты и объекты права природопользования;
в) права и обязанности природопользователя;
г) основания возникновения и прекращения права природопользования.
Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности природных, оздоровительных и рекреационных территорий:
а) правовая охрана земель;
б) правовая охрана недр;
в) правовая охрана вод;
г) правовая охрана лесного фонда;
д) правовая охрана животного мира;
е) правовая охрана атмосферного воздуха.
Задача 1.
Задача 2.
Заключение
Список использованных источников
♦ осуществлять меры по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров и их ликвидации, недопущению незаконных порубок, браконьерства, предотвращению загрязнения лесов химическими и радиоактивными веществами, отходами, а также по защите лесов от вредителей и болезней;
♦ осуществлять контроль за организацией и осуществлением лесопользования, соблюдением санитарных правил в лесах;
♦ при
исполнении служебных обязанностей
иметь
при себе и предъявлять по требованию
служебное удостоверение;
♦ выполнять иные обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
В тех же целях организуется авиационная охрана, которая осуществляется специализированными подразделениями Минлесхоза. Зона авиационной охраны лесного фонда определяется Минлесхозом по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.
В соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбе с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
♦ организуют ежегодно разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство;
♦ ежегодно до начала
пожароопасного сезона утверж
дают оперативные противопожарные мероприятия;
♦ организуют привлечение в установленном порядке граждан, противопожарной техники, транспортных и других средств юридических лиц для тушения лесных пожаров, обеспечение лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
♦ осуществляют строительство и содержание дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов;
♦ обеспечивают
своевременную ликвидацию очагов
возгорания леса, координацию
всех мероприятий по
борьбе с лесными пожарами, вредителями
и болезнями
леса и др.
Лесопользователи согласно статьям 79—80 Лесного кодекса обязаны по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, разрабатывать и утверждать планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. В случае обнаружения очагов возгорания леса они обязаны срочно сообщать об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по их ликвидации. В местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий лесопользователи должны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными Мин лесхозом и МЧС, а также содержать эти средства в пожароопасный период в готовности.
В числе других мер правовая охрана и защита лесов занимает важное место и представляет собой совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов.
Особое значение в лесном законодательстве придается предупредительным мерам, способным предотвратить причинение вреда лесному хозяйству. В частности, лесопользователи, местные Советы депутатов, юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны принимать меры по предупреждению и распространению лесных пожаров, по профилактике возникновения и размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости леса.
В практике лесного законодательства широко используются запретительные меры. Запрещается:
На сохранение и улучшение состояния лесных ресурсов положительное влияние оказывают восстановительные меры. Так, в соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и лесопользователи обязаны осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качества лесов, направленные на осуществление системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования лесосеменной базы на селекционно-генетической основе.
Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с административно-правовым воздействием, уголовно-правовым наказанием виновных, и другие меры юридической ответственности. [3, с.302-307]
д) правовая охрана животного мира;
Под правовой охраной животного мира понимается совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения животного мира, восстановление среды его обитания и улучшение состояния.
Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» при планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, должны соблюдаться следующие основные требования:
♦ сохранение видового разнообразия и целостности сообществ животных в состоянии естественной свободы;
♦ сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных;
♦ научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира;
♦ регулирование численности объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения ущерба физическим и юридическим лицам.
Государственные
экологические программы
♦ установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира;
♦ установления ограничений и запретов в пользовании животным миром;
♦ предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленных правил пользования животным миром;
♦ организации охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
♦ предотвращения
гибели животных при
осуществлении производственных процессов
и эксплуатации
транспортных средств.
В целях сохранения и воспроизводства животных осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также использование отдельных видов животных в соответствии с экологическим законодательством использование этих видов могут быть ограничены либо полностью запрещены на определенной территории или на определенные сроки в порядке, установленном Минприроды Республики Беларусь по согласованию с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны и использования животного мира.
Всякая деятельность, влияющая на состояние животного мира, среду обитания, условия размножения и пути миграции животных, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот заболоченных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.
Юридические и физические лица обязаны принимать меры по предотвращению гибели диких животных при осуществлении любых видов хозяйственной и иной деятельности.
На территории заповедников запрещаются охота, рыболовство, а также другие виды пользования животным миром и иная деятельность, не совместимая с режимом заповедников. В национальных парках, заказниках и на других особо охраняемых природных территориях может быть запрещено или ограничено осуществление отдельных видов пользования животным миром и иной деятельности, не совместимой с режимом этих территорий. Порядок охраны и осуществления пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях устанавливается Законом Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона от 23 мая 2000 г. ).
Редкие виды животных и виды животных, находящиеся под угрозой исчезновения, заносятся в специальный реестр - Красную книгу Республики Беларусь. Положение о Красной книге Республики Беларусь утверждается Правительством Республики Беларусь. Порядок учета и охраны животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также учета мест их обитания и передачи под охрану основным землевладельцам и землепользователям, а также арендаторам охотничьих угодий устанавливается Минприроды Республики Беларусь.
Пользование животным миром с целью создания и пополнения зоологических коллекций путем изъятия животных из природной среды осуществляется в соответствии с установленными правилами. Положение о зоологических коллекциях: правила создания, пополнения, хранения, использования и учета зоологических коллекций, правила торговли зоологическими коллекциями, а также правила пересылки и вывоза за границу объектов зоологических коллекций - утверждается Правительством Республики Беларусь.
В силу статей 30 и 31 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» юридические и физические лица обязаны оказывать помощь животным в случае заболеваний, возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций, создающих угрозу гибели животных. Добыча животных в районах стихийных бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций, а также животных, терпящих бедствие, запрещается. Переселение диких животных в новые места обитания, акклиматизация новых для фауны Республики Беларусь видов диких животных, а также мероприятия по скрещиванию диких животных допускаются в научно-исследовательских и хозяйственных целях по разрешению Минприроды Республики Беларусь по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны и использования животного мира. Самовольное проведение переселения, акклиматизации и скрещивания диких животных запрещается. [3, с. 336-342]
е) правовая охрана атмосферного воздуха;
За последние годы в воздушное пространство Республики Беларусь в среднем за год выбрасывается около 2100 тыс. т загрязняющих веществ. Основными источниками этих выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Большая их часть продуцирована передвижными источниками, преимущественно автотранспортом- 80% (рис. 6.1). На долю стационарных источников приходится около 20% суммарных выбросов.
В составе выбросов преобладают (% ):
♦ оксид углерода - 59;
♦ диоксид серы - 10;
♦ углеводороды-17;
♦ оксиды азота - 9.
Распределение выбросов на территории Беларуси неравномерно. Наибольшее количество загрязняющих веществ (тыс. т/год) выбрасывается в атмосферу на территории:
♦ Минской области (включая г. Минск) - 553;
♦ Витебской области - 367;
♦ Гомельской области - 340;
♦ Брестской области -295.
Крайне отрицательное воздействие на здоровье людей и окружающую среду оказывает трансграничное загрязнение воздуха, которое характеризуется такими неблагоприятными последствиями, как уничтожение растительного покрова, обезлесение и подкисление водоемов.
Под охраной атмосферного воздуха понимается совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами. Законодательство об охране атмосферного воздуха конкретизирует эти общие направления его охраны, считая первостепенным сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление, устранение вредных воздействий на атмосферу в целях охраны здоровья человека, растительного, животного мира и окружающей среды в целом. [3, с. 377-379]
Заключение
В юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.
В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют: право землепользования, право водопользования, право недропользования, право лесопользования, право пользования животным миром, право пользования атмосферным воздухом.
Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования.
Основания возникновения, изменения
и прекращения права