Право природопользования РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

На основе изучения законодательства Республики Беларусь и учебной литературы была поставлена цель данной контрольной работы: полное исследование и рассмотрение данных вопросов.
Для реализации названной цели были сформулированы следующие задачи:
♦ дать определение понятию «право природопользования»;
♦ раскрыть понятие субъектов и объектов права природопользования;
♦ рассмотреть права и обязанности природопользователя;
♦ проанализировать основания возникновения и прекращения права природопользования;
♦ рассмотреть правовую охрану земель, недр, вод, животного и растительного миров, атмосферного воздуха.

Оглавление

Введение
Вопрос 1. Право природопользования:
а) понятие права природопользования, его виды;
б) субъекты и объекты права природопользования;
в) права и обязанности природопользователя;
г) основания возникновения и прекращения права природопользования.
Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности природных, оздоровительных и рекреационных территорий:
а) правовая охрана земель;
б) правовая охрана недр;
в) правовая охрана вод;
г) правовая охрана лесного фонда;
д) правовая охрана животного мира;
е) правовая охрана атмосферного воздуха.
Задача 1.
Задача 2.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 87.64 Кб (Скачать)

В Кодексе Республики Беларусь о земле установлены  экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При осуществлении указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. В противном случае, как определено в статье 137 указанного Кодекса, ввод в эксплуатацию данных объектов и применение новых технологий запрещается. [3, с.94-100]

б) правовая охрана недр;

Правовая  охрана недр представляет собой совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные и карательные меры, закрепленные в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния недр.

Основными требованиями по охране недр являются:

  ♦ соблюдение    установленного    законодательством Республики Беларусь порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

  ♦ регистрация и учет работ, связанных с пользованием недрами;

  ♦ достоверный учет состояния движения запасов, потерь и разубоживания основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

  ♦ сохранение и учет попутно добываемых и (или) временно не используемых полезных ископаемых;

  ♦ полное   и   комплексное   геологическое   изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участков недр, предоставляемых в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  ♦ достоверная геологическая оценка горных массивов и происходящих в них процессов;

  ♦ сохранность геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дополнительном изучении недр;

  ♦ недопущение порчи разрабатываемых и близлежащих месторождений полезных ископаемых в результате пользования недрами, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах;

  ♦ соблюдение технологических схем переработки сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;

  ♦ обеспечение наиболее полного извлечения из запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

  ♦ охрана геологической среды;

  ♦ предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, и в первую очередь при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении производственных, 
бытовых и иных отходов, сбросе сточных вод.

В целях определения  промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс пользователями недр, проводившими геологическое изучение недр, осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых на основе критериев и требований, устанавливаемых органами Минприроды. Для подсчета запасов полезных ископаемых устанавливаются кондиции на минеральное сырье, представляющие собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству запасов, горно-геологическим, технологически и экологически безопасным условиям разработки месторождений полезных ископаемых. Кондиции на минеральное сырье с экономической оценкой целесообразности разработки месторождения полезных ископаемых утверждаются Минприроды.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых и размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с Положением, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 1998 г. № 1931 (с изменениями и дополнениями от 6 августа 2002 г.). Указанные мероприятия допускаются на основании разрешения Проматомнадзора, а застройка площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропелей, размещение на площади их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на основании разрешения Минприроды.

  Указанные разрешения выдаются при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или экономической целесообразности застройки.

Для получения  разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, лицо, заинтересованное в застройке, представляет в Проматомнадзор заявку с горно-геологическим обоснованием и копией решения местного исполнительного и распорядительного органа о выборе места застройки. Если объекты застройки не требуют применения строительных или горных мер их охраны от вредного влияния горных работ, содержание горно-геологического обоснования застройки площади залегания полезных ископаемых с согласия Проматомнадзора может быть упрощено. Документы и материалы горно-геологического обоснования заверяются подписью руководителя и печатью проектной организации. При необходимости Проматомнадзор может потребовать заключение независимой экспертизы представленных материалов. Проматомнадзор рассматривает заявку на застройку площади залегания полезных ископаемых и в месячный срок со дня ее получения принимает решение. При необходимости по его требованию лицо, подающее заявку, обязано представить дополнительно справки, документы и обоснования по вопросам, связанным с намечаемой застройкой. В этих случаях решение принимается в месячный срок со дня получения дополнительных материалов. Заявка на застройку площади залегания полезных ископаемых может рассматриваться Проматомнадзором с участием лица, подавшего заявку, а также других заинтересованных лиц.

При ликвидации или консервации горного предприятия либо его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение в государственный архив.

Ликвидация или  консервация считается завершенной после подписания органами Минприроды соответствующего акта. Затраты, связанные с ликвидацией или консервацией горного предприятия, горных выработок и иных сооружений, связанных с недропользованием, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, несут, как правило, пользователи недр. В тех случаях, когда право пользования недрами ограничивается, приостанавливается или прекращается в связи с возникновением явной угрозы жизни и здоровью людей, возникновению чрезвычайных ситуаций, необходимостью изъятия недр для государственных или общественных нужд, расходы на ликвидацию

или консервацию  горного предприятия, горных выработок и иных сооружений несет государство.

Важное место  в системе организационно-правовых мероприятий в области охраны недр принадлежит системе экологических ограничений, и прежде всего установлению лимитов на пользование природными ресурсами. Лимиты добываемых природных ресурсов представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, устанавливаемые природопользователям на определенный период времени Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (с последующими изменениями и дополнениями)1. В соответствии со статьей 3 указанного Закона за превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога. [3, с.168-173]

в) правовая охрана вод;

  Охрана вод рассматривается как одна из важнейших проблем охраны окружающей среды. Это объясняется жизненно важным значением данного природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к усиливающемуся воздействию человека на окружающую среду.

  Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения и истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия.

Правовое регулирование  охраны вод осуществляется Водным кодексом Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь: от 11 декабря 1980 г. № 415 «Об усилении охраны малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов» (с изменениями и дополнениями от 6 января 1989 г.); от 24 декабря 1999 г. № 2001 «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения» и другими нормативными правовыми актами.

Правовой основой  охраны вод (водных объектов) являются положения статьи 69 указанного Кодекса, в соответствии с которой все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.

  Под загрязнением вод (водных объектов) понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды. При этом антропогенное изменение физико-химического состава вод должно достигнуть уровня, который представляет опасность для здоровья людей, рыб и животного мира, для промышленного и сельскохозяйственного использования вод. Загрязнение вод может наступить в результате сброса в водные объекты производственных, бытовых и иных отходов, животноводческих комплексов, удобрений и ядохимикатов, применяемых  в  сельском  хозяйстве,   радиоактивных  веществ и отходов и т. д.

Засорение вод (водных объектов) представляет собой накопление в водных объектах посторонних предметов. Оно может наступать вследствие сброса в воды строительного мусора, твердых промышленных, бытовых отходов, затонувшей древесины и т. д.

Истощение вод (водных объектов) - это устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод. Уменьшение запасов воды может происходить по причине бесхозяйственного использования вод, уничтожения водоохранных лесов, нарушения правил забора воды для полива, использования прибрежных земель и т. д.

Юридические и  физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод.

Владельцы средств  водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов.

Юридические и  физические лица обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водных объектов производственными, бытовыми и другими отходами, отбросами и выбросами, а также нефтяными, химическими продуктами и иными продуктами, которые могут повлечь ухудшение физических, химических и биологических показателей качества вод.

В целях охраны водных объектов, используемых для  хозяйственно-питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии со статьей 76 Водного кодекса Республики Беларусь. [3. с. 217-220]

г) правовая охрана  лесного фонда;

Охрана лесного  фонда включает комплекс организационных, правовых, экономических и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения, засорения и иных негативных воздействий и осуществляемых с учетом биологических и иных особенностей лесов.

В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Республики Беларусь все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Осуществление комплекса  мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с вредителями и болезнями  леса обеспечивают Совет Министров - Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Минлесхоз и его лесопользователями мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; территориальные органы в соответствии с Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Для охраны и  защиты лесов, в том числе животного  мира, государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в нашей стране создается государственная лесная охрана в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Работники лесной охраны в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах ее компетенции обязаны:

  ♦ предотвращать и пресекать нарушения лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, обеспечивать правопорядок на территории лесного фонда;

Информация о работе Право природопользования РБ