Право природопользования РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

На основе изучения законодательства Республики Беларусь и учебной литературы была поставлена цель данной контрольной работы: полное исследование и рассмотрение данных вопросов.
Для реализации названной цели были сформулированы следующие задачи:
♦ дать определение понятию «право природопользования»;
♦ раскрыть понятие субъектов и объектов права природопользования;
♦ рассмотреть права и обязанности природопользователя;
♦ проанализировать основания возникновения и прекращения права природопользования;
♦ рассмотреть правовую охрану земель, недр, вод, животного и растительного миров, атмосферного воздуха.

Оглавление

Введение
Вопрос 1. Право природопользования:
а) понятие права природопользования, его виды;
б) субъекты и объекты права природопользования;
в) права и обязанности природопользователя;
г) основания возникновения и прекращения права природопользования.
Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности природных, оздоровительных и рекреационных территорий:
а) правовая охрана земель;
б) правовая охрана недр;
в) правовая охрана вод;
г) правовая охрана лесного фонда;
д) правовая охрана животного мира;
е) правовая охрана атмосферного воздуха.
Задача 1.
Задача 2.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 87.64 Кб (Скачать)

При наступлении  определенных событий, совершении разными  лицами конкретных действий или их бездействии могут иметь место основания полного или частичного прекращения нрава природопользования. Право природопользования прекращается полностью при утрате при-родопользователями всех фактических и юридических связей с ранее находившимися в их пользовании или в собственности природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами. Частичным прекращением права природопользования является сохранение у приро-допользователей определенных правомочий на указанные ресурсы, объекты и комплексы или оставление в их пользовании частей данных ресурсов, объектов и комплексов. Например, по окончании вырубки расчетной лесосеки за лесозаготовителем сохранено право заготовки побочных лесоматериалов на том же участке леса; после выработки на участке недр пласта полезных ископаемых горное предприятие в пределах этого же участка перешло на другой горизонт добычи этих ископаемых и т.д.

Многие основания  прекращения разных природопользований по своему характеру и общему содержанию совпадают. Так, право природопользования прекращается в случаях: минования надобности в осуществления природопользования; истечения сроков природопользования или добровольного от него отказа; неосвоения в течение установленных законом сроков природных ресурсов или возникновения необходимости их изъятия для государственных либо общественных нужд; использования указанных ресурсов не по целевому назначению; систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование; ликвидации пли реорганизации юридического лица, смерти физического чипа, выступавших в качестве природопользоватедей и (или) земельных собственников.

Виды природных ресурсов, круг их пользователей, владельцев пли собственников, некоторые другие факторы обусловливают специфику других оснований прекращения конкретных природопользований. Так, право землепользования может прекращаться при: прекращении трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональном использовании земельного участка, выразившемся в уровне его урожайности ниже кадастрового; систематическом невыполнении мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли и т.д.

Право пользования  недрами прекращается в случаях: систематического невыполнения мероприятий по охране и защите недр; появления условия, зафиксированного в лицензии, с наступлением которого право недропользования подлежит прекращению. Право пользования водами прекращается при аннулировании права на специальное водопользование. Аннулирование лесорубочного билета (ордера) и лесного билета прекращает право лесопользования.

Наконец, право  природопользования может прекращаться в связи с уничтожением или необратимым повреждением используемых природных ресурсов. Примерами могут служить выветривание, иная эрозия почв на участках сельскохозяйственных угодий, выгорание месторождения торфа, высыхание озера или колодца, гибель рыбы или диких животных и т.д.

В экологическом  законодательстве предусмотрен определенный порядок прекращения права природопользования. Право лесопользования предприятий, организаций и учреждений, а также граждан прекращается путем аннулирования лесорубочного билета (ордера) или лесного билета предприятиями, организациями и учреждениями, выдавшими лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.

При прекращении  права природопользования предусматривается  возмещение природопользователем причиненных убытков. В случае, если приро-допользователь нанес ущерб нерациональным использованием природных объектов, то он возмещает нанесенный ущерб из собственных средств. [4, с. 54-58]

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды  и обеспечение экологической  безопасности природных, оздоровительных  и рекреационных территорий.

 

а) правовая охрана земель;

В Республике Беларусь большая распаханность территории, высокая интенсивность использования земель сочетаются со сложными природными условиями и культур-технической неустроенностью земель. Из 9333 тыс. га сельскохозяйственных земель 8556 тыс. га интенсивно используется и в то же время 550 тыс. га подвержены эрозии, 103 тыс. га заболочены, 87 тыс. га заросли кустарником и мелколесьем, 548 тыс. га засорены камнями.

Сельскохозяйственные  земли в силу ряда причин постепенно утрачивают признаки земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, и переходят в несельскохозяйственные.

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Вопросы использования  и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодательства. Среди них Кодекс Республики Беларусь о земле, Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, приказы и инструктивный материал Минприроды, Госкомимущества и др.

Содержащиеся  в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются:

♦ на предупредительные;

    ♦  запретительные;

    ♦  восстановительные;

    ♦  карательные.

В статье 135 Кодекса  Республики Беларусь о земле содержатся предупредительные меры - «система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды».

Статья 40 Кодекса  Республики Беларусь о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением.

Нормы Кодекса  Республики Беларусь о земле по возмещению в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (статьи 66 и 133), а также по возврату самовольно занятых земельных участков и приведению их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц (статья 159) относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством.

К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные:

♦ в самовольном занятии земельных участков;

♦ порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;

♦ засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;

♦ размещении, строительстве, проектировании, в воде в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

     ♦  невыполнении  требований  природоохранного  режима использования земель;

    ♦  использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;

    ♦  невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;

    ♦  несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

    ♦  уничтожении, самовольном переносе межевых знаков границ землепользовании и землевладений;

   ♦ искажении сведений, содержащихся в земельно- кадастровой   книге   сельского   (поселкового)   исполни тельного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, - несут гражданскую, административную или уголовную ответственность  в  соответствии   с  законодательством Республики Беларусь.

В силу статьи 135 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:

    ♦  предотвращение деградации и нарушения земель, других   неблагоприятных   последствий   хозяйственной деятельности;

    ♦  обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;

    ♦  создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;

     ♦  обеспечение собственников земли,  землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

Для реализации указанных целей собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.

Новое земельное  законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 136 Кодекса Республики Беларусь о земле. Так, землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют:

    ♦  рациональную организацию территории;

    ♦  восстановление и повышение плодородия почвы, а также других полезных свойств земли;

    ♦  защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

  ♦ защиту от зарастания  сельскохозяйственных  земель  кустарником  и мелколесьем,   других  процессов ухудшения состояния земель;

  ♦ мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;

  ♦ консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

  ♦ рекультивацию нарушенных  земель,  повышение их плодородия;

  ♦ снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В содержание правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения входит два комплекса мероприятий:

  • охрана земель от истощения;
  • охрана земель от загрязнения.

Основной причиной истощения почв является безхозяйственность - нарушение агротехнических правил обработки почвы, отсутствие научно обоснованной системы земледелия, необеспечение выполнения мероприятий по повышению плодородия почв, истощение водных ресурсов, усиливающих процессы водной и ветровой эрозии (пыльные бури, смыв плодородного слоя, заболачивание и засоление земель). Кодекс Республики Беларусь о земле (статьи 135 и 136) и дополняющие его земельно-правовые акты вкладывают в содержание понятия «охрана земель от истощения» меры по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, а также других свойств земли, предотвращению сокращения сельскохозяйственных земель как источников продовольственно-сырьевого фонда страны. В числе таких мер - борьба с ветровой и водной эрозией почв, защита земельных участков от подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, мелиорация, рекультивация нарушенных земель и др.

Загрязнением  земель называется изменение их физико-химического состава в результате поступления в почву вредных для человека, растительного и животного мира химических элементов, содержащихся в отходах и иных веществах. Источниками загрязнения служат отходы и выбросы промышленных, строительных и других предприятий, неочищенные сточные воды, нефть и нефтепродукты, всевозможные химические вещества, бытовые отходы.

Главным направлением защиты земель от загрязнения остается выявление и устранение источников поступления загрязненных веществ в почву. В этом плане первостепенное значение приобретает организация мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами и разработка комплекса общегосударственных мероприятий по охране земель.

Информация о работе Право природопользования РБ