Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:15, курсовая работа
На основе изучения законодательства Республики Беларусь и учебной литературы была поставлена цель данной контрольной работы: полное исследование и рассмотрение данных вопросов.
Для реализации названной цели были сформулированы следующие задачи:
♦ дать определение понятию «право природопользования»;
♦ раскрыть понятие субъектов и объектов права природопользования;
♦ рассмотреть права и обязанности природопользователя;
♦ проанализировать основания возникновения и прекращения права природопользования;
♦ рассмотреть правовую охрану земель, недр, вод, животного и растительного миров, атмосферного воздуха.
Введение
Вопрос 1. Право природопользования:
а) понятие права природопользования, его виды;
б) субъекты и объекты права природопользования;
в) права и обязанности природопользователя;
г) основания возникновения и прекращения права природопользования.
Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности природных, оздоровительных и рекреационных территорий:
а) правовая охрана земель;
б) правовая охрана недр;
в) правовая охрана вод;
г) правовая охрана лесного фонда;
д) правовая охрана животного мира;
е) правовая охрана атмосферного воздуха.
Задача 1.
Задача 2.
Заключение
Список использованных источников
При наступлении определенных событий, совершении разными лицами конкретных действий или их бездействии могут иметь место основания полного или частичного прекращения нрава природопользования. Право природопользования прекращается полностью при утрате при-родопользователями всех фактических и юридических связей с ранее находившимися в их пользовании или в собственности природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами. Частичным прекращением права природопользования является сохранение у приро-допользователей определенных правомочий на указанные ресурсы, объекты и комплексы или оставление в их пользовании частей данных ресурсов, объектов и комплексов. Например, по окончании вырубки расчетной лесосеки за лесозаготовителем сохранено право заготовки побочных лесоматериалов на том же участке леса; после выработки на участке недр пласта полезных ископаемых горное предприятие в пределах этого же участка перешло на другой горизонт добычи этих ископаемых и т.д.
Многие основания прекращения разных природопользований по своему характеру и общему содержанию совпадают. Так, право природопользования прекращается в случаях: минования надобности в осуществления природопользования; истечения сроков природопользования или добровольного от него отказа; неосвоения в течение установленных законом сроков природных ресурсов или возникновения необходимости их изъятия для государственных либо общественных нужд; использования указанных ресурсов не по целевому назначению; систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование; ликвидации пли реорганизации юридического лица, смерти физического чипа, выступавших в качестве природопользоватедей и (или) земельных собственников.
Виды природных ресурсов, круг их пользователей, владельцев пли собственников, некоторые другие факторы обусловливают специфику других оснований прекращения конкретных природопользований. Так, право землепользования может прекращаться при: прекращении трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональном использовании земельного участка, выразившемся в уровне его урожайности ниже кадастрового; систематическом невыполнении мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли и т.д.
Право пользования недрами прекращается в случаях: систематического невыполнения мероприятий по охране и защите недр; появления условия, зафиксированного в лицензии, с наступлением которого право недропользования подлежит прекращению. Право пользования водами прекращается при аннулировании права на специальное водопользование. Аннулирование лесорубочного билета (ордера) и лесного билета прекращает право лесопользования.
Наконец, право природопользования может прекращаться в связи с уничтожением или необратимым повреждением используемых природных ресурсов. Примерами могут служить выветривание, иная эрозия почв на участках сельскохозяйственных угодий, выгорание месторождения торфа, высыхание озера или колодца, гибель рыбы или диких животных и т.д.
В экологическом законодательстве предусмотрен определенный порядок прекращения права природопользования. Право лесопользования предприятий, организаций и учреждений, а также граждан прекращается путем аннулирования лесорубочного билета (ордера) или лесного билета предприятиями, организациями и учреждениями, выдавшими лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.
При прекращении права природопользования предусматривается возмещение природопользователем причиненных убытков. В случае, если приро-допользователь нанес ущерб нерациональным использованием природных объектов, то он возмещает нанесенный ущерб из собственных средств. [4, с. 54-58]
Вопрос 2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности природных, оздоровительных и рекреационных территорий.
а) правовая охрана земель;
В Республике Беларусь большая распаханность территории, высокая интенсивность использования земель сочетаются со сложными природными условиями и культур-технической неустроенностью земель. Из 9333 тыс. га сельскохозяйственных земель 8556 тыс. га интенсивно используется и в то же время 550 тыс. га подвержены эрозии, 103 тыс. га заболочены, 87 тыс. га заросли кустарником и мелколесьем, 548 тыс. га засорены камнями.
Сельскохозяйственные земли в силу ряда причин постепенно утрачивают признаки земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, и переходят в несельскохозяйственные.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.
Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодательства. Среди них Кодекс Республики Беларусь о земле, Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, приказы и инструктивный материал Минприроды, Госкомимущества и др.
Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются:
♦ на предупредительные;
♦ запретительные;
♦ восстановительные;
♦ карательные.
В статье 135 Кодекса Республики Беларусь о земле содержатся предупредительные меры - «система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды».
Статья 40 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением.
Нормы Кодекса Республики Беларусь о земле по возмещению в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (статьи 66 и 133), а также по возврату самовольно занятых земельных участков и приведению их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц (статья 159) относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством.
К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные:
♦ в самовольном занятии земельных участков;
♦ порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;
♦ засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;
♦ размещении, строительстве, проектировании, в воде в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
♦ невыполнении требований природоохранного режима использования земель;
♦ использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;
♦ невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
♦ несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
♦ уничтожении, самовольном переносе межевых знаков границ землепользовании и землевладений;
♦ искажении сведений, содержащихся в земельно- кадастровой книге сельского (поселкового) исполни тельного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, - несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В силу статьи 135 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:
♦ предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
♦ обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
♦ создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;
♦ обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Для реализации указанных целей собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.
Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 136 Кодекса Республики Беларусь о земле. Так, землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют:
♦ рациональную организацию территории;
♦ восстановление и повышение плодородия почвы, а также других полезных свойств земли;
♦ защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
♦ защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;
♦ мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;
♦ консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;
♦ рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия;
♦ снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В содержание правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения входит два комплекса мероприятий:
Основной причиной истощения почв является безхозяйственность - нарушение агротехнических правил обработки почвы, отсутствие научно обоснованной системы земледелия, необеспечение выполнения мероприятий по повышению плодородия почв, истощение водных ресурсов, усиливающих процессы водной и ветровой эрозии (пыльные бури, смыв плодородного слоя, заболачивание и засоление земель). Кодекс Республики Беларусь о земле (статьи 135 и 136) и дополняющие его земельно-правовые акты вкладывают в содержание понятия «охрана земель от истощения» меры по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, а также других свойств земли, предотвращению сокращения сельскохозяйственных земель как источников продовольственно-сырьевого фонда страны. В числе таких мер - борьба с ветровой и водной эрозией почв, защита земельных участков от подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, мелиорация, рекультивация нарушенных земель и др.
Загрязнением земель называется изменение их физико-химического состава в результате поступления в почву вредных для человека, растительного и животного мира химических элементов, содержащихся в отходах и иных веществах. Источниками загрязнения служат отходы и выбросы промышленных, строительных и других предприятий, неочищенные сточные воды, нефть и нефтепродукты, всевозможные химические вещества, бытовые отходы.
Главным направлением защиты земель от загрязнения остается выявление и устранение источников поступления загрязненных веществ в почву. В этом плане первостепенное значение приобретает организация мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами и разработка комплекса общегосударственных мероприятий по охране земель.