Право пользования природными объектами и ресурсами и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Файлы: 1 файл

Семенар №3.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие и формы права  собственности на природные ресурсы

Собственность на природные  ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений  по природопользованию и охране окружающей природной среды.

Право собственности  как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

Право собственности  в субъективном смысле - это право  конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности  является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности  на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др.

Осуществляемые в  нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают  в первую очередь отношения собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты  права собственности на природные  ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные  ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать  государство (Российская Федерация  и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником  природных богатств нашей страны является российское государство. В  соответствии с законодательством  ему принадлежат большая часть  земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ*. В частности, такими объектами являются:

- земельные участки  и другие природные объекты,  предоставленные для нужд обороны  и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;

- земельные участки,  занятые федеральными энергетическими,  транспортными и космическими  системами, объектами ядерной  энергетики, связи, метеорологической  службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки  и другие природные объекты  государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных  природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

- виды растений  и животных, занесенные в Красную  книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные  в хозяйственном отношении и  отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных  ископаемых, имеющие общегосударственное  значение;

- лесной фонд РФ  и леса на землях обороны;

- водные объекты,  расположенные на территориях  двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные  водные объекты, внутренние морские  воды, территориальное море РФ;

- естественные ресурсы  морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;

- иные природные  ресурсы по взаимной договоренности  Российской Федерации и ее  субъектов.

В муниципальной  собственности - собственности муниципальных  образований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим  лицам может принадлежать право  частной собственности на земельные  участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

Данные виды природных  объектов являются неотъемлемой принадлежностью  земельных участков, на которых они  расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства. 

  

Содержание  права собственности  на природные ресурсы

В содержание права  собственности на природные ресурсы  входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность  фактического обладания природным  объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность  извлекать из природного объекта  пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных  законом пределах определять юридическое  положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим  ему имуществом, совершать в отношении  него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем  в сфере экологических отношений  реализация указанных правомочий имеет  существенные особенности, связанные  как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с  видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной  стоимостью в силу своего естественного  происхождения, они ограничены в  пространственном отношении, а также  имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние  и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера  не только и не столько частных, сколько  публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы*.

Учитывая большую  экологическую и социально-экономическую  ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование  и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается  законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ). 

В силу рассмотренных  причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами  субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в  виду, что правовой режим некоторых  видов природных ресурсов в связи  с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения  государства как субъекта права  собственности на природные ресурсы  состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Право государственной  собственности на  природные ресурсы

Государственная собственность  на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством  форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых  говорилось в начале данного раздела.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный  вопрос – о разграничении права  государственной собственности  на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в  соответствии с Конституцией РФ Федерация  и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности  на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В соответствии с  Федеративным договором о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). По существу, в Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы. Но имеет ли данное положение юридическую силу? В некоторых работах дается положительный ответ на этот вопрос*. Думается, однако, что оснований для положительного ответа нет. Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ, действуют положения Конституции. Разграничение права государственной собственности отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Следовательно, применительно к регулированию отношений собственности на природные ресурсы Федеративный договор юридической силы не имеет.

Информация о работе Право пользования природными объектами и ресурсами и его виды