Право пользования природными объектами и ресурсами и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Файлы: 1 файл

Семенар №3.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Управляет государственной  собственностью на природные ресурсы  в соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство России. Законом  устанавливаются правовые рамки управления. Чтобы предупредить истощение природных ресурсов, особенно невозобновимых, важно установить в законодательстве четкие лимиты использования природных ресурсов, в пределах которых Правительство вправе в определенный период времени распоряжаться тем или иным природным ресурсом. 

    1. Право муниципальной собственности  на природные ресурсы

Право муниципальной  собственности на природные ресурсы  устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом  законов.

Согласно п. 3 ст. 37 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»* в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др.). Формула «могут находиться» выражает лишь потенциальную возможность владения и распоряжения природными ресурсами со стороны органов местного самоуправления.

Федеральный закон  от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  в ст. 29, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

По мнению В.П. Мозолина, в законе следует определить минимум  объектов, которые в интересах  граждан должны обязательно находиться в муниципальной собственности. С его точки зрения, к таким  объектам относятся отдельные виды земель, вод и лесов общего пользования, предназначенные исключительно для жизнеобеспечения граждан: парки, скверы, сады, дороги, улицы, площади, водоемы и т.д.*

В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной  собственности не определены. Вне  федеральной земельной собственности земли принадлежат субъектам РФ. Как пишет И.А. Иконицкая, «область или республика, к примеру, как субъект Федерации состоит из районов и городов. Какие же земли следует признать собственностью области и муниципальной собственностью, имея в виду, что процесс приватизации только начался и основная часть земель не является частной собственностью?» По ее мнению, целесообразно пойти по следующему пути: к объектам права собственности субъектов Федерации отнести земельные участки с особым правовым режимом, а также земельные участки, на которых расположены объекты, подчиненные субъектам Федерации. Все иные земли, за исключением переданных в частную собственность, следует признать муниципальными землями. Таким образом, основная масса земель составит муниципальную собственность*.

Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной  собственности на водные объекты. Согласно ст. 39, муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно  права муниципальной собственности на леса. В нем дается лишь отсылка к федеральному закону, который может установить формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (ст. 19).

В собственности  муниципальных органов могут  находиться особо охраняемые природные  территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения (ст. 2). 

    1. Право пользования природными объектами и ресурсами  и его виды.

Оценивая значение природопользования в рамках права окружающей среды, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. 

Использование человеком  природных ресурсов для своих  нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных  богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. 

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом. 

В природоресурсном законодательстве и доктрине права  окружающей среды выделяется ряд  классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: 

• право землепользования,

• право недропользования,

• право водопользования,

• право пользования  атмосферным воздухом,

• право лесопользования,

• право пользования  растительным миром вне лесов,

 • право пользования  животным миром. 

Правда, в юридической  литературе о пользовании атмосферным  воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими  природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий Закон называется «Об охране атмосферного воздуха». Хотя обратим внимание на то, что он предусматривает также регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд: потребление может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир (ст. 41). 

Основной считается  правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством  с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Земельный кодекс РСФСР (ст. 4) выделяет:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов;

• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

• земли лесного  фонда, земли водного фонда и  земли запаса.

Кроме того, названные  категории земель могут иметь  внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:

• земли городской, поселковой и сельской застройки;

• земли общего пользования;

• земли сельскохозяйственного  использования и другие угодья;

• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

• земли, занятые  лесами, а в городах – городскими лесами;

• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ст. 71).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О недрах» недра  предоставляются в пользование  для:

• регионального  геологического изучения, включающего  региональные геолого-геофизические  работы, геологическую съемку, инженерно-геологические  изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений  полезных ископаемых;

• разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• образования особо  охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости)

 • сбора минералогических, палеонтологических и других  геологических  коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться  в пользование одновременно для  геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В  этом случае добыча может производиться  как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты  могут использоваться для следующих  целей:

• питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения;

• здравоохранения;

• промышленности и  энергетики;

• сельского хозяйства;

лесного хозяйства;

• гидроэнергетики;

• рекреации;

• транспорта;

• строительства;

• пожарной безопасности;

• рыбного хозяйства;

• охотничьего хозяйства;

• лесосплава;

• добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;

• для иных целей.

Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

• заготовка древесины;

• заготовка живицы;

• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

• побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

• пользование участками  лесного фонда для нужд охотничьего  хозяйства;

• пользование участками  лесного фонда для научно-исследовательских целей;

• пользование участками  лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Федеральный закон  «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

• охота;

• рыболовство, включая  добычу водных беспозвоночных и морских  млекопитающих;

• добыча объектов животного  мира, не отнесенных к объектам охоты  и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств; 

• использование  полезных свойств жизнедеятельности  объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);

• изучение, исследование и иное использование животного  мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);

Информация о работе Право пользования природными объектами и ресурсами и его виды