Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, контрольная работа
Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.
Управляет государственной 
собственностью на природные ресурсы 
в соответствии со ст. 114 Конституции 
РФ Правительство России. Законом 
устанавливаются правовые рамки управления. 
Чтобы предупредить истощение природных 
ресурсов, особенно невозобновимых, важно 
установить в законодательстве четкие 
лимиты использования природных ресурсов, 
в пределах которых Правительство вправе 
в определенный период времени распоряжаться 
тем или иным природным ресурсом. 
Право муниципальной собственности на природные ресурсы устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом законов.
Согласно п. 3 ст. 37 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»* в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др.). Формула «могут находиться» выражает лишь потенциальную возможность владения и распоряжения природными ресурсами со стороны органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в ст. 29, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
По мнению В.П. Мозолина, в законе следует определить минимум объектов, которые в интересах граждан должны обязательно находиться в муниципальной собственности. С его точки зрения, к таким объектам относятся отдельные виды земель, вод и лесов общего пользования, предназначенные исключительно для жизнеобеспечения граждан: парки, скверы, сады, дороги, улицы, площади, водоемы и т.д.*
В земельном законодательстве 
объекты муниципальной 
Водный кодекс РФ 
прямо установил право 
Лесной кодекс РФ 
не устанавливает непосредственно 
права муниципальной 
В собственности 
муниципальных органов могут 
находиться особо охраняемые природные 
территории местного значения. К такого 
рода территориям Федеральный закон «Об 
особо охраняемых природных территориях» 
относит лечебно-оздоровительные местности 
и курорты местного значения (ст. 2). 
Оценивая значение природопользования 
в рамках права окружающей среды, необходимо 
иметь в виду, что оно служит не только 
средством удовлетворения разнообразных 
потребностей человека и поддержания 
жизни, но одновременно является и наиболее 
значимым фактором вредного воздействия 
на природу. 
Использование человеком 
природных ресурсов для своих 
нужд в значительной мере регламентируется 
правом. Система норм, регулирующих 
отношения по использованию природных 
богатств, называется правом природопользования. 
Такие нормы содержатся главным образом 
в природоресурсном законодательстве 
– земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. 
Некоторые положения, касающиеся природопользования, 
предусмотрены также в Законе «Об охране 
окружающей природной среды», Федеральном 
законе «Об экологической экспертизе», 
иных актах законодательства об окружающей 
среде, в гражданском, уголовном и другом 
законодательстве. 
Право природопользования 
может оцениваться в разных качествах: 
как правовой институт, как правоотношение 
и как конкретное правомочие природопользователя. 
Совокупность норм, регулирующих отношения 
природопользования, образует комплексный 
правовой институт права природопользования. 
Как правоотношение право природопользования 
определяется совокупностью прав и обязанностей, 
которые принадлежат сторонам в конкретном 
отношении по поводу использования земли, 
недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования 
представляет собой принадлежащее природопользователю 
субъективное право, содержание которого 
включает правомочия владения, пользования 
и распоряжения предоставленным в пользование 
природным ресурсом. 
В природоресурсном 
законодательстве и доктрине права 
окружающей среды выделяется ряд 
классификаций видов 
• право землепользования,
• право недропользования,
• право водопользования,
• право пользования атмосферным воздухом,
• право лесопользования,
• право пользования растительным миром вне лесов,
 • право пользования 
животным миром. 
Правда, в юридической 
литературе о пользовании атмосферным 
воздухом говорится реже и меньше, 
чем о пользовании другими 
природными ресурсами. В этой сфере 
более остро стоят вопросы, связанные 
с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием 
его использования. Соответствующий Закон 
называется «Об охране атмосферного воздуха». 
Хотя обратим внимание на то, что он предусматривает 
также регулирование потребления атмосферного 
воздуха для производственных нужд: потребление 
может быть ограничено, приостановлено 
или запрещено в случае, когда это приводит 
к изменениям состояния атмосферного 
воздуха, оказывающим вредное воздействие 
на здоровье людей, растительный и животный 
мир (ст. 41). 
Основной считается 
правовая классификация видов 
В земельном законодательстве 
определено целевое назначение всех 
категорий земель в пределах территории 
России, соответствующее видам 
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов;
• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
▪ земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
• земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:
• земли городской, поселковой и сельской застройки;
• земли общего пользования;
• земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
• земли, занятые лесами, а в городах – городскими лесами;
• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ст. 71).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О недрах» недра предоставляются в пользование для:
• регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
• разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости)
• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей:
• питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
• здравоохранения;
• промышленности и энергетики;
• сельского хозяйства;
▪ лесного хозяйства;
• гидроэнергетики;
• рекреации;
• транспорта;
• строительства;
• пожарной безопасности;
• рыбного хозяйства;
• охотничьего хозяйства;
• лесосплава;
• добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
• для иных целей.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
• заготовка древесины;
• заготовка живицы;
• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
• побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
• пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
• пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
• пользование участками 
лесного фонда для культурно-
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
• охота;
• рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
• добыча объектов животного 
мира, не отнесенных к объектам охоты 
и рыболовства. Имеется в виду 
отлов птиц, змей и других объектов 
в хозяйственных, коммерческих, эстетических 
и иных целях. Так, змей отлавливают для 
извлечения яда в целях изготовления лекарств; 
• использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);
• изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);
Информация о работе Право пользования природными объектами и ресурсами и его виды