“Государственный орган управления
лесным хозяйством Российской Федерации
и его подведомственные подразделения
не могут осуществлять заготовку
древесины в порядке рубок
главного пользования лесом и
вести её переработку.
Деятельность государственного органа
управления лесным хозяйством Российской
Федерации регламентируется положением,
утверждаемым Правительством Российской
Федерации.”7
“Задачей государственного контроля
за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов является
обеспечение соблюдения всеми лесопользователями
установленного порядка пользованием
лесным фондом, правил ведения лесного
хозяйства, воспроизводства, охраны и
защиты лесов, правил государственного
учёта и отчётности, а так же иных норм
и правил, установленных лесным законодательством.”8
Государственный контроль за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной
и защитой лесов возлагается
на государственные органы управления
в республиках в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округах, краях, областях и городах
федерального значения, государственные
органы управления лесным хозяйством
и государственные органы охраны
окружающей природной Среды. Порядок
осуществления государственного контроля
за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
“Современное лесное законодательство
поставило в основу лесоохранной
политики принцип неистощительного использования
лесов.”9
“Лесохозяйственные мероприятия
и пользование лесным фондом должны
осуществляться методами, не наносящими
вреда окружающей природной среде,
животному миру и здоровью человека.”10
Основы лесного законодательства
РФ определяют задачи по неистощительному использованию
лесов. Ведение лесного хозяйства должно
обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.
Обеспечение принципа неистощительного использования
лесов зависит от выполнения двух условий:
соблюдения категорийности лесов и нормативов
расчётной лесосеки.
Все леса лесного фонда по категории
защитности подразделяются на три группы:
- Леса, выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий, заповедного фонда. Допускаются только рубки для ухода за лесом, но запрещается промышленная заготовка древесины.
- Леса районов с высокой плотностью населения и ограниченными эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах расчётной лесосеки.
- Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции леса.
Согласно основам лесного законодательства
Российской Федерации в лесном фонде
могут осуществляться следующие
виды лесных пользований:
- заготовка древесины
- заготовка живицы
- заготовка второстепенных лесных материалов
- побочные лесные пользования
Участки лесного фонда могут
предоставляться в краткосрочное
пользование на срок до одного года
или долгосрочное пользование (аренду)
на срок до 50 лет.
Лесопользователями в Российской
Федерации могут быть юридические
лица, в том числе иностранные,
и физические лица, обладающие правом
на осуществление пользования лесным
фондом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 28 Основ
лесного законодательства Российской
Федерации участок лесного фонда
предоставляется в пользование
на основании прямых переговоров, лесных
торгов или конкурсов. Лесные торги
организует и проводит районная (городская)
администрация с участием местных
подразделений государственного органа
управления лесного хозяйства Российской
Федерации.
Участки лесного фонда предоставляются
в пользование на основании специальных
разрешающих документов: лицензии,
лесорубочного билета (ордера), лесного
билета. “Лицензия является документом,
удостоверяющим право её владельца
на долгосрочное пользование участками
лесного фонда(аренду). Лесорубочный
билет (ордер) и лесной билет является
документом, удостоверяющим право их
владельцев на краткосрочное пользование
участками лесного фонда и (или) лесными
ресурсами.”11
Основами лесного законодательства
Российской Федерации определены права
и обязанности лесопользователей,
защита и гарантии прав лесопользователей.
Основное лесопользование в
виде заготовки древесины производится
в плановом порядке.
“Органы лесного хозяйства и
Правительства Российской Федерации:
- определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;
- устанавливают расчётную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т.е. определяют лимит вырубки на год, соответствующий ежегодному приросту древесины на соответствующем участке леса;
- на основе расчётной лесосеки определяют лесосечный фонд и распределяют его по республикам, краям, областям, т.е. общий объём древостоя, подлежащего вырубке;
- на основе данных лесосечного фонда и утверждённых нарядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.”12
Право пользования лесным фондом может
быть прекращено в случаях, определяемых
статьёй 37 Основ лесного законодательства
РФ:
- истечения установленных в разрешающих документах сроков пользования;
- отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;
- возникновения предусмотренного в разрешающих документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.
Кроме того, право пользования может
быть досрочно прекращено органом власти,
принявшим решение о предоставлении
лесного фонда в пользование
по предложению государственных
органов управления лесным хозяйством
в следующих случаях:
- возникновения непосредственной угрозы жизнью или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;
- систематических (более 2-х раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;
- возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных и т.д.);
- если лесопользователь в течение установленного в разрешающем документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объёмах;
- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;
- систематического (более 2-х раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
- выдачи лесорубного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;
- возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.
“Прекращение права пользования
лесным фондом оформляется аннулированием
лицензии, лесорубного билета (ордера)
или лесного билета владельцами
лесного фонда или лесничества,
выдавшими эти разрешающие документы.”13
При заготовке древесины различают
несколько видов рубок леса. Основным
является рубка главного пользования,
которая проводится в перестойных
и спелых древостоях. Кроме того,
осуществляются рубки промежуточного
пользования (рубки ухода за лесом,
санитарные рубки и др.) и прочие
рубки (расчистка лесных площадей в
связи со строительством гидроузлов
и т.д.).
Порядок заготовки древесины определяется
Основами лесного законодательства
РФ.
“Заготовка древесины в порядке
рубок главного и промежуточного
пользования лесом осуществляется
в соответствии с региональными
правилами (наставлениями). Порядок
составления и утверждения региональных
правил (наставлений) устанавливается
государственным органом управления
лесным хозяйством РФ.
Порядок отвода и передачи лесосечного
фонда лесопользователям, а так
же заготовки древесины устанавливается
Правилами отпуска древесины
на корню в лесах Российской Федерации,
утверждёнными Правительством Российской
Федерации.”14
Обеспечение ведения лесного хозяйства
и пользование лесным фондом в
лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных
формирований определяются статьёй 53
Основ лесного законодательства РФ:
“... с целью обеспечения их потребностей
в древесине и другой продукции леса.”15
Основы лесного законодательства
РФ являются основным “практическим”
нормативным актом, относящимся
к вопросам ведения леснам фондом.
Несмотря на это, специалисты усматривают
недостаточность чёткости самого понятия
леса. “Именно на леса распространяются
некоторые особые требования, обеспечивающие
гарантии их защищённости - групприровка
и расчётная лесосека. Однако действующее
законодательство недостаточно чётко
даёт понятие леса, весьма неопределённо
выделяет его признаки, по которым
можно было бы отличить лес от парка
и растительности иной концентрации
со всеми вытекающими отсюда для
сохранности леса последствиями. Этот
упрёк относится и к проекту
Основ лесного законодательства.
Из того определения леса, которое
есть в проекте, не уточнено его отличие
от иной совокупности растительности.
....Здесь не достаёт одного признака:
леса - это такая совокупность древесно-кустарниковой
растительности, которая произрастает
на землях лесного фонда, отличных от
иных категорий земель.”16
3. Правовая
охрана лесов. Ответственность
за нарушение лесного законодательства.
“Природа и её богатства являются
национальным достоянием народов России,
естественной основой их устойчивого
социально-экономического развития и
благосостояния человека.”17
Охрана окружающей природной среды
осуществляется несколькими способами.
Выделяют следующие:
- естественнонаучный;
- экономический;
- санитарно-гигиенический;
- организационно-управленческий;
- культурно-воспитательный.
Одно из самых важных мест занимает правовой способ охраны
окружающей природной среды. “...Правовой
способ предполагает:
- определение объектов охраны природной среды;
- установление запретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих экологические отношения;
- определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля;
- установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причинённого вреда.”18
Правовой способ охраны окружающей природной
среды связан со всеми другими способами,
поскольку служит средством реализации
мер, которые разрабатываются другими способами охраны окружающей
природной среды. Кроме того, правовая
охрана служит гарантией выполнения экологических
предписаний.
Существует государственная стратегия
действий РФ по охране окружающей среды
и обеспечению устойчивого развития.
Указ Президента РФ “О государственной
стратегии РФ по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого
развития“ определяет основные положения
данной стратегии, которые “...являются
основой для конструктивного
взаимодействия органов государственной
власти Российской Федерации и её
субъектов, органов местного самоуправления,
предпринимателей и общественных объединений
по обеспечению комплексного решения
проблем сбалансированного развития
экономики и улучшения состояния
окружающей среды.”19
“Обеспечение государственной
стратегии РФ по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого
развития предусматривает реализацию
закреплённого в Конституции РФ права
граждан на благоприятную окружающую
среду, прав будущих поколений на пользование
природно-ресурсным потенциалом в целях
поддержания устойчивого развития, а так
же решения текущих социально-экономических
задач в неразрывной связи с осуществлением
адекватных мер по защите и улучшению
окружающей среды, сбережению и восстановлению
природных ресурсов.”20