Международные объекты охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Оглавление

Введение 2
1. Международные объекты охраны окружающей среды 2
2. Схема. Международные объекты охраны окружающей среды 3
3. Отличительные характеристики международного экологического права 7
4. Предмет международного экологического права 7
5. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды: 8
6. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды 10
7. Концепция экологической безопасности 11
8. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 13
9. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды 13
10. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду 17
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

эколог право.docx

— 79.54 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

1. Международные объекты охраны окружающей среды 2

2. Схема. Международные объекты охраны окружающей среды 3

3. Отличительные характеристики международного экологического права 7

4. Предмет международного экологического права 7

5. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды: 8

6. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды 10

7. Концепция экологической безопасности 11

8. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 13

9. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды 13

10. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду 17

Заключение 19

Литература 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  1. Международные объекты охраны окружающей среды

 

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей среды (рис.) — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

 

 

  1. Схема. Международные объекты охраны окружающей среды

 

Существует еще одна категория  международных объектов природной  среды, которая охраняется и управляется  государствами, но взята на международный  учет.

Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос.    Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасения космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое  значение имели Договор об ограничении  систем противоракетной обороны  и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Мировой океан также  представляет собой объект международной  охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических  ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах  всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50— 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в к 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость » принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо  называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода  научных исследований, использование  этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие  меры по охране животного и растительного  мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в  Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды — атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения  в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении  воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди  международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, космическом  пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Международное экологическое законодательство стало базой для международного экологического права - системы норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные общественные отношения по охране, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду.

Нормы международного экологического права содержатся в международных договорах, конвенциях, соглашениях, решениях международных организаций.

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды ­это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения. Например, в составе государственных природных заповедников выделяются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.

К объектам международно-правовой охраны относятся:

международно-правовые объекты  охраны, не входящие в юрисдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный  бассейн, Антарктида, мигрирующие виды животных);

международно-правовые объекты  охраны, входящие в юрисдикцию государств (объекты, занесенные в Международную  Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, не­которые реки, моря, озера).

 

  1. Отличительные характеристики международного экологического права:

1.составная часть международного публичного права предусматривает формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды;

2.является продолжением национального экологического права;

3.характеризуется относительной самостоятельностью по отношению к иным   правовым структурам.

  1. Предмет международного экологического права

 

Предмет международного экологического права - международные экологические отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду.

Источники международного экологического права:

международные договоры;

конвенции;

международные обычаи, ставшие  юридически обязательными;

решения международного права, одобренные государствами.

  1. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:

 

  1. каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
  2. каждое государство имеет право на использование окружаю­щей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
  3. экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
  4. осуществляемая на территории государства хозяйственная деятельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
  5. недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
  6. установление контроля на глобальном, региональном и нацио­нальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе междуна­родно признанных критериев и параметров;
  7. обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
  8. помощь государств друг другу в чрезвычайных экологических ситуациях;
  9. разрешение споров, связанных с проблемами окружающей природной среды, только мирными средствами.

 

6. Виды международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая ответственность предусматривает в качестве санкций применение к государству-нарушителю принудительных мер, которые применяются в случае совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обязательств, которое связано с причинением материального ущерба, наступает материальная ответственность. Формы материальной ответственности:

репарация - возмещение ущерба в денежном выражении;

реституция - возврат в  натуре неправомерно изъятого имущества;

субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных объектов.

Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды  основывается на отраслевых принципах  международного экологического права. К ним относятся:

защита окружающей среды  на благо нынешнего и будущих поколений;

недопустимость нанесения  трансграничного ущерба – установление запрета на такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

принцип экологически обоснованного  рационального использования природных  ресурсов;

принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды –  охватывает все сферы использования  ядерной энергетики и устанавливает  повышенные к государствам требования по использованию энергии атома, как в мирных целях, так и в военных;

принцип защиты экологических  систем Мирового океана, который устанавливает  для государств следующие обязанности (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.): принимать все необходимые  меры по предотвращению, сокращению и  сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; добиваться, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам путем загрязнения;

принцип запрета военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду, который устанавливает  обязанность для государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению любого враждебного использования средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству;

принцип обеспечения экологической  безопасности, который устанавливает  обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую  деятельность таким образом, чтобы  обеспечивать сохранение и поддержание  адекватного состояния окружающей среды;

принцип контроля над соблюдением  международных договоров по охране окружающей среды, который направлен  на создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, основанных на международно - признанных критериях и стандартах;

принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб  окружающей среде.

  1. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды

 

Особенностью МПОС является заметная роль международных актов  квазинормативного характера (деклараций, стратегий, руководящих принципов  поведения и т.п.), которые часто называются “мягким правом”. Эти рекомендательные документы, служащие вспомогательным источником международного права, составляют существенную долю в общем объеме международно-правового материала по защите окружающей среды. Они оказывают хотя и ограниченное, но позитивное воздействие на эту сферу международных отношений.

Типичной в этом плане  является стокгольмская Декларация ООН по проблемам окружающей среды 1972 года, впервые на универсальном  уровне определившая подходы к решению  экологических проблем. Не обладая  обязательной юридической силой, Декларация вместе с тем, безусловно, влияет на нормотворческий процесс. Установленные в ней принципы о взаимном непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и ряд других получили дальнейшее подтверждение и развитие в международно-правовой практике государств по защите окружающей среды.

Аналогичным образом может  быть оценен документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года – Декларация Рио-де-Жанейро (обновленный свод согласованных принципов международного сотрудничества по охране окружающей среды в свете новых форм глобального партнерства). Декларация направлена на создание нового и равноправного глобального партнерства посредством формирования новых уровней сотрудничества между государствами и основными научными, промышленными, финансовыми и другими кругами общества. В ней зафиксирован ряд принципов для перехода к устойчивому развитию и подчеркивается, что главной целью решения проблем устойчивого развития являются люди, которые имеют право на здоровую и активную жизнь в гармонии с природой.

  1.  Концепция экологической безопасности

 

Новой концепцией, которая  предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности, которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами.

Информация о работе Международные объекты охраны окружающей среды