Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:53, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:
- как правовой институт (право собственности в объективном смысле)
- как совокупность правомочий собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

б) административный (внутриведомственный и подведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Защита экологических прав граждан в общих судах.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск – один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 76 Закона « Об охране окружающей природной среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, которое повлекло за собой перечисленные выше последствия.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также – по просьбе гражданина – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Гражданам предоставляется право выбора суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд либо по месту его жительства, либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ.

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации , Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской федерации.

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека.

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

 


Задача 1

Граждане Самойлов и Никитин, имея лицензию на отстрел лося, обнаружили его на участке, где была разрешена охота. Во время преследования лось забежал в заповедник. Охотники продолжили преследование на территории заповедника, но отстрелить лося им не удалось.

Подлежат ли ответственности Самойлов и Никитин?

 

Решение

1.     Установление характера правоотношений.

Эколого-правовые отношения, связанные с нарушением режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, в части незаконной охоты на данной территории.

2.     Определение круга нормативных правовых актов.

1) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 27 июля 2009 г. – № 30. – Ст. 3735.

2) Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ от 20 марта 1995 г. – № 12. – Ст. 1024.

3) Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «О животном мире» // СЗ РФ от 24 апреля 1995 г. – № 17. – Ст. 1462.

4) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 21 июля 2011 г.) // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. – № 25. – Ст. 2954.

3.     Определение теоретических основ решения вопроса.

Теоретической основой решения данного вопроса является рассмотрение правого режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

4.     Решение данного вопроса.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота – это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

При этом в ст. 14 данного Федерального закона определено, что любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ст 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В ст 9 данного Федерального закона устанавливается режим охраны территорий заповедника (перечень мероприятий и видов деятельности, которые допускаются на территории заповедников, запреты и ограничения).

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность (ст. 36 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Санкции, применяемые к лицам, нарушившим режим особо охраняемых природных территорий, определены в Уголовном кодексе РФ.

В случае, если нарушение режима заповедника повлекло причинение значительного ущерба, то данное деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (ст 262 УК РФ).

Если же нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в незаконной охоте на данной территории, то квалифицировать содеянное следует по ст 258 УК РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 258 УК РФ незаконная охота на особо охраняемой природной территории наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

 

Задача 2

Директор предприятия санкционировал перевозку опасных отходов с нарушением установленных требований. При транспортировке произошла авария и отходы попали в окружающую среду, вызвав массовую гибель животных в зоне заражения.

Как следует квалифицировать данное деяние? Решите дело.

 

Решение

5.     Установление характера правоотношений.

Эколого-правовые отношения, связанные с нарушением требований в области обращения с отходами производства, в части их транспортировки.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"