Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

1. При строительстве жилого дома в г. Томске проектная документация «прошла» государственную экологическую экспертизу. По проекту предусматривалась газовая котельная, которая должна была располагаться на крыше строения. Однако необходимого оборудования в РФ не оказалось, а импорт привел бы к значительному удорожанию строительства и, как следствие, к повышению стоимости строящихся квартир. Чтобы избежать этого, был сооружен бойлер, который обеспечивал тепло в доме и работал на любом виде топлива. К бойлеру прилагался паспорт экологической безопасности, и в тех. паспорте на него утверждалось, что он соответствует стандарту РФ.

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

     Необходимо  также учитывать экологические  требования при природопользовании (по существу они закреплены во всех статьях с 40 по 57 Закона об охране окружающей среды). Собственник не только должен не нарушать, но и предпринимать  определенные меры для улучшения  качества, повышения плодородия и  т. п. По существу это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом и животным миром).

     Закон подходит к такому понятию, как экологизация природопользования, которое означает всемерное улучшение его охраны от различных вредных техногенных  и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей природной  среды. Так, земли охраняются от эрозии и заражения, загрязнения, истощения  и т. д. В то же время предусматриваются  меры предупреждения вредного влияния  природных явлений, ликвидации их последствий (селевых потоков, оползней и т. д.).

     Предусматриваются меры экономического стимулирования, экологической экспертизы, усиления экологического контроля, традиционной юридической ответственности, а  также специальной эколого-правовой ответственности (прекращение права  землепользования и т. д.). Существуют также нормы, полностью запрещающие  использование определенных веществ, список которых постоянно пополняется. Этим вопросом занимаются органы Госсанэпиднадзора  и Министерство Охраны окружающей природной  среды.

     В целях обеспечения нормализации экологической обстановки законодательство предусматривает также и меры поощрения — экономическое стимулирование собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование  и охрану земель (ст. 13 Земельного кодекса  РФ).

     Ранее действующим законодательством  была предусмотрена возможность  освобождения от платы за земельные  участки, находящиеся на стадии сельскохозяйственного  освоения, в период, предусмотренный  проектом производства работ новый  Земельный кодекс, к сожалению  такого положения не предусматривает. Очень сухо в ЗК РФ определена возможность  применения мер экономического стимулирования, так, п. 8 ст. 13 гласит: «В целях повышения  заинтересованности собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах».

     Важнейшей мерой является материальное поощрение  руководителей и членов сельскохозяйственных коммерческих организаций за улучшение  качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного  фонда, поскольку дает пользователю экономически выгодную позицию заботиться о природе, данного положения  также нет в новом Земельном  Кодексе РФ, но, несомненно, его введение сыграло бы неоценимую роль в охране окружающей природной среды. Вполне оправдано было бы и введение повышенных цен на экологически чистую продукцию. Собственнику земельного участка должно быть выгодно заботиться о природе, а не загрязнять ее.19

     Как мера обеспечения экологической  безопасности согласно Закону РСФСР  «Об охране окружающей природной  Среды» в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное экологическое  страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

     Страхование имущественной ответственности  предприятий и организаций всех форм собственности на случай загрязнения  окружающей среды (экологическое страхование) должно являться формой возмещения ущерба, причиненного в результате внезапного, не преднамеренного и неожиданного загрязнения ими окружающей среды. Экологические страховые платежи  могут выступать в качестве вида платежей за будущие аварийные выбросы (сбросы) вредных веществ в атмосферу, воду, землю и т.п. Страховое возмещение по экологическому страхованию должно выплачиваться конкретным отдельным физическим и юридическим лицам в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, и устанавливаемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом, предусмотренным законодательством, порядке.

     Но  если же законодательство все же было нарушено, как возмещается вред при  загрязнении окружающей природной  среды и при нерациональном использовании  природных ресурсов?

     В соответствии со ст. 20 Закона об охране окружающей природной среды, это  загрязнение рассматривается как  причинение ей вреда. За причинение вреда  окружающей природной среде устанавливаются  платежи, определяемые на основе базовых  нормативов за нормативное и сверх  нормативное загрязнение окружающей природной среды. Такие нормативы  установлены положением, утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. № 632. Эти платежи не связываются с  экологическим правонарушением, поскольку  такое загрязнение является «разрешенным» (лицензиями), то есть, поэтому не является нарушением природоохранительного  законодательства и здесь возникает  вопрос о вине причинителя. Платежи  взыскиваются в бесспорном, безакцептном порядке, то есть без решения суда, арбитражного суда.

     В соответствии с указанным Положением платежи за причинение вреда окружающей природной среде не освобождают  причинителя от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, то есть по вине его причинителя. Это  означает, что такой вред уже рассматривается  как неправомерный, «неразрешенный», возникший не связи с разрешением (лицензией), а сверх или помимо них, виновный вред (ст. 86). За такой виновный вред и предусматривается имущественная, гражданско-правовая ответственность.20

     Но  трудности возникают на практике в связи с тем, что и в  первом и во втором случаях вред причиняется по существу одинаковыми  — с объективной стороны, если брать без учета субъективной стороны — действиями, а именно: загрязнением окружающей природной  среды путем выбросов, сбросов  вредных веществ, размещением отходов. Только в первом случае (ст. 20) эти  действия не увязываются с экологическим  правонарушением, а во втором — прямо  увязываются с экологическим  правонарушением (ст. 86 Закона, ст. 44, 454 ГК РФ).

     Статья 87 Закона подробно регулирует порядок  возмещения такого противоправного  вреда. В ее содержании следует обратить внимание на три момента: во-первых, на порядок исчисления вреда в  соответствии с утвержденными методиками или при их отсутствии — по фактическим  затратам. Во-вторых, сумма взыскиваемого  ущерба возвращается потерпевшему (а  не подлежит перечислению в экологические  фонды, как утверждали некоторые  документы до выхода Закона). Это  право потерпевшего — на возмещение причиненного ему ущерба. Полученные таким образом суммы возмещения потерпевший обязан направить на восстановление потерь в природной  среде, воспроизводство природных  ресурсов. Наконец, в-третьих, с согласия сторон суд, арбитражный суд может  принять решение о возмещении причиненного вреда в натуре путем  возложения на ответчика обязанности  по восстановлению природной среды  за счет сил и средств ответчика.21

     Отдельно  Закон решает вопрос о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу  граждан, неблагоприятным воздействием окружающей природной среды вследствие хозяйственной деятельности. В чем  новизна постановки этого вопроса? Прежде всего, в том, что суды нацеливаются на рассмотрение подобного рода исков. Законом установлено, что дела о  возмещении вреда здоровью могут  быть рассмотрены и по искам общественных объединений, прокурора. Наконец, Закон очень категорично решает вопрос о том, с кого взыскивать средства, если причинитель вреда неизвестен либо установить его не представляется возможным, ущерб в данном случае возмещается за счет средств экологических фондов.

     Статья 91 Закона, предусматривает предъявление исковых требований в суд или  арбитражный суд о прекращении  экологически вредной деятельности, причиняющий вред природопользователю, препятствующей ему в полном объеме использовать предоставленные ему  по закону право пользования, владения природным ресурсом. «Ассоциация  крестьянских хозяйств предъявляет  в порядке ст. 91 иск к химкомбинату, вредные выбросы от которого снижают  качество сельскохозяйственной продукции. Суд вправе принять решение, обзывающее химкомбинат прекратить выбрасывать  загрязняющие вещества и причинять  убытки землепользователям. В соответствии с таким решением учреждение банка  обязано приостановить финансирование производственной деятельности комбината  до тех пор, пока предприятие не исправит недостатки. Может быть, сейчас все  это выглядит утопично, но именно такой  порядок должен быть в эколого-правовом государстве, где, заботясь о человеке, чтят законы об охране окружающей природной  среды.» Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или  юридическому лицу и их имуществу  источником повышенной опасности (ст. 454 ГК), то есть без учета вины, или  неблагоприятным воздействием окружающей среды (землетрясения, вулканы, наводнения, селевые потоки и др.), ибо здесь  вообще не встает вопрос об экологическом  правонарушении, а вред также возмещается  — в связи с самим событием, фактом. 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

     1. Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 1995. №  47. Ст. 4471.

     2. Кодекс РФ об административных  правонарушениях // СЗ РФ. 2002. №  1 Ст. 3. Лесной кодекс РФ // СЗ РФ. 1997.

     4. Уголовный кодекс РФ. Москва, 2007г.

     5. Федеральный закон "Об экологической  экспертизе".

     6. ФЗ РФ "Об охране окружающей  среды" 2002 г.,

     7. ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" 1999 г.

     8. "Об использовании атомной  энергии" 1995 г.

     9. Положение "О порядке проведения  государственной экологической  экспертизы", утвержденное Постановлением  Правительства РФ от 11 июня 1996 г.  № 698.

     10. Комарницкий Г. М. Экологическое  право//Новосибирск 2007г.


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"