Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

1. При строительстве жилого дома в г. Томске проектная документация «прошла» государственную экологическую экспертизу. По проекту предусматривалась газовая котельная, которая должна была располагаться на крыше строения. Однако необходимого оборудования в РФ не оказалось, а импорт привел бы к значительному удорожанию строительства и, как следствие, к повышению стоимости строящихся квартир. Чтобы избежать этого, был сооружен бойлер, который обеспечивал тепло в доме и работал на любом виде топлива. К бойлеру прилагался паспорт экологической безопасности, и в тех. паспорте на него утверждалось, что он соответствует стандарту РФ.

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

     Административная  ответственность за экологическое  правонарушение.

     Административная  ответственность выражается в применении компетентным органом государства  мер административного взыскания  за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением  признаётся посягающее на экологический  правопорядок, экологические права  и свободы граждан, право собственности  на природные ресурсы и порядок  управления природопользованием и  охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило  или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность. В области охраны окружающей природной  среды и природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом  обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ), несоблюдение экологических  и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение  правил обращения с пестицидами  и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), нарушение  законодательства об экологической  экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие или  искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием, конфискация применяется как  дополнительное наказание. В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности  за экологические правонарушения могут  привлекаться граждане, должностные  лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

     По  своим объективным признакам  административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому  КоАП РФ одним из предварительных  условий возложения административной ответственности предусматривает  отсутствие в совершённом нарушении  признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность  разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это –  повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и  др.

     Уголовная ответственность за экологические  правонарушения.13

     Экологическое преступление – это предусмотренное  уголовным законом и запрещенное  им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых  обеспечивает оптимальную жизнедеятельность  человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее  в непосредственном использовании  природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как  социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния  окружающей среды, уничтожению, повреждению  её объектов.

     Специальные экологические составы сформулированы в отдельной гл. 26 «Экологические преступления». Уголовная ответственность  наступает, в частности за: нарушение  правил охраны окружающей среды при  производстве работ (ст.246 УК РФ); нарушение  правил обращения экологически опасных  веществ и отходов (ст. 247); загрязнение  вод (ст. 250 УК РФ); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ); загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ); порчу земли (ст. 254 УК РФ); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ); незаконную охоту (ст. 258 УК РФ); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ (ст.259 УК РФ).

     К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение  правил безопасности на объектах атомной  энергетики (ст. 215 УК РФ); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность  для жизни или здоровья людей (ст.237 УК РФ); жестокое обращение с  животными (ст.245 УК РФ); экоцид (ст.237 УК РФ).

     Смежными  составами преступлений в области  природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические  функции лишь при определённых обстоятельствах  объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ); регистрация  незаконных сделок с землёй (ст. 170 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); нарушение  правил безопасности на взрывоопасных  объектах (ст. 217 УК РФ) и др.

     За  совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие  виды наказаний: штраф; лишение права  занимать определённые должности или  заниматься определённой деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определённый срок.14

     Субъективная  сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме  косвенного умысла, когда лицо осознаёт нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

     Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается  главным образом в возложении на правонарушителя обязанности  возместить потерпевшей стороне  имущественный или моральный  вред, причинённый в результате нарушения  правовых экологических требований.

     Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться  на правонарушителя наряду с применением  мер дисциплинарного, административного  и уголовного воздействия, то есть совокупно. Специфической целью данного  вида ответственности является компенсация  причинённого экологическим правонарушением  вреда.

     Возмещение  экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений  содержится также в экологическом  законодательстве, хотя и в нём  даётся отсылка к гражданскому законодательству.15

     Под экологическим вредом понимается любое  ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения  окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических  требований. Он прежде всего проявляется  в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

     Вследствие  названных форм деградации природы  может быть причинён вред здоровью и имуществу граждан и юридических  лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий – землетрясений, наводнений и т.п.

     Гражданский кодекс РФ предусматривает два способа  возмещения вреда природной среде  – в натуре (реальный) и в денежном выражении.

     В соответствии со ст. 1079 ГК РФ, Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ;16 Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.); Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником; При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности; Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 1079 ГК РФ; Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ), а именно: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда; Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда; Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда; Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом; В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

     К объектам повышенной опасности в  соответствии со ст. 1079 ГК РФ отнесено использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.17

     Обязанность возмещения такого вреда возлагается  на юридическое лицо или гражданина, которое владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или  праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве  аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности  и т.п.), при этом они освобождаются  от ответственности, если докажут, что  вред возник вследствие непреодолимой  силы или умысла потерпевшего. К  действию непреодолимой силы также  относятся стихийные бедствия или  явления (землетрясения, наводнения, оползни  и т.п. ), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности  может быть также освобождён судом  от ответственности полностью или  частично, если возникновению или  увеличению вреда содействовала  грубая неосторожность самого потерпевшего. 

     4. Вследствие выбросов  загрязняющих веществ  ТНХК произошла  гибель лесов 1-й  категории, имеющих  важное природоохранное  значение. Часть заводов  комбината была  принята в эксплуатацию  без очистных сооружений. Их строительство  продолжалось в  период эксплуатации. На момент проверки  обеспечивалась очистка  не более 45 процентов  газообразных и  иных выбросов. По  предварительным  подсчетам ущерб  составил 100 млн. рублей.

     Какой орган может предъявить иск комбинату? Какие  меры воздействия  могут быть применены  к ТНХК? Нормы, каких нормативно-правовых актов нарушены?  

     Ответ:

     Данные  преступления рассматриваются по проведению прокурорской проверке, и предъявлению иска прокурора в арбитражный  суд.18 

     В законе «Об охране окружающей природной  среды» в статьях 25-34 раздела IV устанавливаются  нормы, регламентирующие качество (состояние) окружающей среды. Закон выдвигает  одно из важных требований для таких  нормативов — соответствие международным  стандартам. (Конечно же, все мы знаем, что в настоящее время наша страна мало подготовлена для выполнения нормативов предельно допустимых выбросов принятых в мире, поэтому, согласно ст. 54 выбросы, сбросы допускаются только на основании разрешения органов  охраны окружающей природной среды.) Нормы направлены на определение  допустимых границ воздействия на окружающую природную среду и устанавливают  механизмы, гарантирующие ее безопасность. Здесь законодатель вводит такие  понятия, как оценка качества (состояния) окружающей природной среды, она  осуществляется путем установления предельно допустимых концентраций вредных веществ; для вредных  химических веществ установлены  предельно допустимые уровни вредных  воздействий. Закон об охране окружающей природной среды предусматривает  возможность установления более  строгих нормативов воздействия  с учетом природно-климатических  особенностей территорий: государственных  природных заповедников, национальных и природных парков, курортов и  рекреационных зон.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"