Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию внешней среды УП «Экстрасервис» на основе анализа их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внешней среды предприятия;
- проанализировать внешнюю среду УП «Экстрасервис»;
- разработать мероприятия по совершенствованию внешней среды УП «Экстрасервис».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие и сущность внешней среды организации 5
1.2 Структура внешней среды организации 10
1.3 Оценка воздействия внешней среды на экономику организации 13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ УП «ЭКСТРАСЕРВИС» 16
2.1 Краткая характеристика организации 16
2.2 Анализ факторов внешней среды организации 24
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «ЭКСТРАСЕРВИС» В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53
Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложений Б, В, Г.
Как видно из приведенных данных в таблице 2.5, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. УП «Экстрасервис» увеличило показатели выручки от реализации на 11785 млн. руб. или на 9,77 %.
Себестоимость продукции УП «Экстрасервис» за 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 33251 млн. руб. или 38,74 %. В 2012 г. она составила 110619 млн. руб., что на 8470 млн. руб. меньше, чем в 2011 гг.
Прибыль УП «Экстрасервис» от реализации в 2010 году имеет отрицательное значение в связи с развитие в нашей стране мирового финансово-экономического кризиса. В 2011 г. прибыль уже составила 610 млн. руб., за 2012 г. 10433 млн. руб., что на 9823 млн. руб. выше уровня 2011 г.
Рентабельность деятельности УП «Экстрасервис» на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к росту. В 2010 году, так как предприятие было в убытке в связи с финансово-экономическим кризисом, то и рентабельность имеет отрицательное значение. Однако уже в 2011 г. этот показатель составил 1,24%, что на 2,89 п.п. выше уровня 2010 г. В 2012 г. рентабельность предприятия составила 16,43 %. Рентабельность продукции УП «Экстрасервис» в 2012 г. составила 19,67 %, что на 1,26 п.п. выше, чем в 2011 г.
Таким образом, в 2010-2012 гг. выручка от реализации, прибыль от реализации продукции УП «Экстрасервис» имеют тенденцию к росту. Однако себестоимость снижается. Полученная предприятием прибыль за отчетный период в 2012 гг. облагалась налогом на прибыль по ставке 20%. Льготами по налогу на прибыль предприятие не пользуется. Вся деятельность предприятия в 2010-2012 годах осуществлялась за счет собственных средств. Льготами, кредитами банков и финансированием из бюджета согласно указам Президента предприятие не пользовалось. Основными покупателями продукции УП «ЭКСТРАСЕРВИС» являются сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), агрокомбинаты, совхозы, молочные комбинаты и заводы, райагросервисы, райагроснабы, организации торгующие сельхоз оборудованием и запчастями.
В качестве внешних факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия, рассмотрим организацию сбыта и работу с поставщиками, так как для фирмы, занимающейся оптовой торговлей эти факторы наиболее значимы.
УП «Экстрасервис» реализует свою продукцию в Беларуси, России и странах СНГ. Объем реализации сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» в 2010-2012гг. представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Объем реализации сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» в 2010-2012гг.
Регион |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % | ||||
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 | |
РБ |
38623 |
45,74 |
53512 |
44,38 |
55950 |
42,27 |
138,55 |
104,56 |
РФ |
22433 |
26,56 |
30893 |
25,62 |
38412 |
29,02 |
137,71 |
124,34 |
Украина |
14432 |
17,09 |
16090 |
13,34 |
19184 |
14,49 |
111,49 |
119,23 |
Другие гoc-ва СНГ |
8960 |
10,61 |
20094 |
16,66 |
18828 |
14,22 |
224,26 |
93,70 |
Всего: |
84448 |
100 |
120589 |
100,00 |
132374 |
100 |
142,80 |
109,77 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 2.6, УП «Экстрасервис» в основном поставляет сельскохозяйственное оборудование на белорусский рынок – 42,27% от всего объема реализации в 2012 г. В Россию предприятие поставило оборудования на сумму 38412 млн. руб. в 2012г., что на 24,34% больше чем в 2011 году. Также наблюдаются большие поставки продукции в Украину – 14,49%, что на 19% больше, чем в 2011г.
Динамика сбыта сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» в 2010-2012гг. представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика сбыта сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» в 2010-2012гг.
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Из рисунка четко видно, что наибольший объем реализации сельскохозяйственного оборудования предприятие «Экстрасервис» поставляет на внутренний рынок.
Структура сбыта сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» на белорусском рынке в 2012 г. представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Структура белорусского
рынка сбыта продукции УП «Экстрасервис»
в 2012 г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Как видно из рисунка 2.3, наибольший удельный вес в структуре реализации сельскохозяйственного оборудования занимают г.Минск и Минская обл. – 53,8%, Гродненская область – 13,4%; Брестская область – 11,5%.
В таблице 2.7 представлена динамика структуры экспорта продукции УП «Экстрасервис» за 2010-2012 гг.
Таблица 2.7 - Динамика структуры экспорта продукции УП «Экстрасервис» за 2010-2012 гг.
Регион |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % | ||||
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
млн. руб. |
Уд. Вес, % |
2011/2010 |
2012/2011 | |
Россия |
22433 |
49,0 |
30893 |
46,1 |
38412 |
50,3 |
137,7 |
124,3 |
Украина |
14432 |
31,5 |
16090 |
24,0 |
19184 |
25,1 |
111,5 |
119,2 |
Армения |
3284 |
7,2 |
6093 |
9,1 |
6912 |
9,0 |
185,5 |
113,4 |
Азербайджан |
1509 |
3,3 |
4621 |
6,9 |
5777 |
7,6 |
306,2 |
125,0 |
Казахстан |
3099 |
6,8 |
5562 |
8,3 |
4120 |
5,4 |
179,5 |
74,1 |
Молдова |
472 |
1,0 |
1621 |
2,4 |
1090 |
1,4 |
343,4 |
67,2 |
Узбекистан |
596 |
1,3 |
2197 |
3,3 |
929 |
1,2 |
368,6 |
42,3 |
Итого |
45825 |
100,0 |
67077 |
100,0 |
76424 |
100,0 |
146,4 |
113,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.7, 50,3 % экспортной продукции в 2012 г. реализуется на российском рынке. Рост доли российского рынка в общем объеме экспорта в 2012 г. к 2011 г. составил 4,2 п.п. Вторым по величине рынком сбыта экспортной продукции УП «Экстрасервис» является рынок Украины. В 2009 г. его доля составила 25,1%, что на 019,2% больше, чем в 2011 г. В Узбекистан предприятие поставляет наименьший объем сельскохозяйственного оборудования.
Структура экспорта УП «Экстрасервис» в 2012 г. представлен на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Структура экспорта сельскохозяйственного оборудования УП «Экстрасервис» в 2012 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
С 2001 года предприятие УП «Экстрасервис» начало реализацию сельскохозяйственного оборудования в Россию. В этом же году в Московской области было открыто представительство ООО «Агроферма».
Продукция УП «Экстрасервис» поставляется на распределительный центр ООО «Агроферма» крупными партиями транспортом предприятия. Сложившаяся система распределения представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Существующая распределительная схема УП «Экстрасервис»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
При сбыте продукции УП «Экстрасервис» используются как одноуровневые каналы сбыта (ООО «Агроферма»), так и многоуровневые с оптовыми покупателями, дилерами продукции предприятия.
Таким образом, из рисунка видно, что единой политики распределения у фирмы нет. Самый главный недостаток существующей системы – многозвенность логистической цепи, при которой теряется возможность контроля за уровнем цен, что является основой успешного продвижения сельскохозяйственного оборудования на рынок.
Организация коммерческих связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Предприятие УП «Экстрасервис» ведет тесное сотрудничество с поставщиками-изготовителями и посредниками товара. В основном поставщики работают на условиях предоплаты. Немногие имеют гибкую систему скидок, сроки товарных кредитов, отсрочки платежа. Некоторые фирмы оговаривают минимальные объёмы поставок. Очень часто практикуется доставка товара покупателю самой фирмой за свой счет, т.к. в их цену уже заложены транспортные расходы. УП «Экстрасервис» отдает предпочтение тем поставщикам, с которыми уже заключалось большое количество договоров, и которые максимально могут удовлетворить требования по объему и по ассортименту.
Важным условием для предприятия является устранение излишних посредников, так как возрастают издержки и цены товаров, но на данном этапе это является невозможным, так как некоторые иностранные производители не обеспечивают доставку товара для дальнейшей реализации.
Одной из мер по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятии УП «Экстрасервис», является правильное и своевременное составление заказа поставщикам товара. Таким образом, разнообразие и большое число потенциальных поставщиков требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность компании.
В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:
- выявление потенциальных
- анализ выявленных поставщиков;
- определение рейтинга и
Подробно рассмотрим завершающий этап для принятия решения о выборе поставщика, которым является определение их рейтинга и ранжирование.
Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика.
Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
В качестве поставщиков продукции, рассмотрим такие фирмы как «Panazoo», «EUROSILOS», «Urban». Предприятие УП «Экстрасервис», успешно сотрудничает с этими фирмами, проведем их анализ по методу рейтинговых оценок.
Анализ поставщика «Panazoo» по методу рейтинговых оценок приведен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Анализ поставщика «Panazoo» по методу рейтинговых оценок
Критерий выбора |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по 10-бальной шкале |
Произведение удельного веса критерия на оценку. |
1. Надежность поставки |
0,30 |
7 |
2,1 |
2. Цена |
0,25 |
6 |
1,5 |
3. Качество товара |
0,15 |
8 |
1,2 |
4. Условия платежа |
0,15 |
4 |
0,6 |
5. Возможность внеплановых |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Месторасположение поставщика |
0,05 |
4 |
0,2 |
Итого: |
1 |
6,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Анализ поставщика «Терем» по методу рейтинговых оценок приведен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Анализ поставщика «EUROSILOS» по методу рейтинговых оценок
Критерий выбора |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по 10-бальной шкале |
Произведение удельного веса критерия на оценку. |
1. Надежность поставки |
0,15 |
8 |
1,2 |
2. Цена |
0,30 |
7 |
2,1 |
3. Качество товара |
0,25 |
6 |
1,5 |
4. Условия платежа |
0,15 |
7 |
1,05 |
5. Возможность внеплановых |
0,05 |
4 |
0,20 |
6. Месторасположение поставщика |
0,10 |
4 |
0,40 |
Итого: |
1 |
6,45 |
Информация о работе Ввлияние внешней среды на экономику предприятия