Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Планирование  есть установление будущего состояния  управляемого экономического объекта (системы), путей и способов

 
1 Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1984.

 

 

      достижения  этого состояния и необходимых  для этого ресурсов. Планирование представляет неотъемлемую часть и функцию управления, присущую в том или ином виде любой управляемой экономике. Одной из распространенных форм планирования является экономическое программирование, то есть разработка комплексных программ и проектов, посредством которых реализуется управление решением социально-экономических и научно-технических проблем, управление инвестициями и инновациями.

      Организация — центральная функция управления, которую иногда отождествляют с управлением в целом, что нельзя признать правомерным. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы людей, работников, осуществляющих совместную деятельность. Организацию называют также координацией, такое название больше соответствует смыслу организации как функции управления. С организацией связана близкая ей, родственная функция формирования организационных структур управления, характеризующих построение, структуру, принципы создания, функционирования, управления предприятиями, учреждениями, организациями. Организация, координация экономических процессов распространяет свое действие и на их оперативное регулирование.

      Мотивация (стимулирование) есть функция управления, сопутствующая организации и заключающаяся в материальном и моральном поощрении работников, трудовых коллективов с целью повышения результативности их деятельности.

      Учет—это  документальная фиксация материального и финансового состояния объекта управления, ресурсов объекта, материальных ценностей, денежных средств, собственных долгов и подлежащих возврату чужих долгов.

 

 
 

          Контроль представляет активное слежение за исполнением принятых управленческих решений, управляющих воздействий, а также за соблюдением законов, правил, норм экономического поведения, хозяйственной деятельности. Контроль реализует обратную связь в управлении.

      Оперативное регулирование есть текущее, практически  непрерывное воздействие субъекта управления на объект, обусловленное возникновением ситуаций, внешних условий, которые не были учтены в прогнозах, планах, программах.

      Соединение  перечисленных функций управления воедино приводит к образованию так называемого хозяйственного механизма управления или просто хозяйственного механизма. Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом управления, то есть службами управления и их работниками, образуют систему управления экономическими объектами.

     Рассмотренные выше виды, способы, формы, функции управления, элементы систем управления экономикой обрисованы в самом общем виде, терминологически. Более детальное их описание, раскрытие их роли, значения, проявления в конкретных процессах управления есть предмет последующего изложения.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Регулирование.

2.1. Регулирование и менеджмент. Внутреннее и внешнее

регулирование.

      Осуществление рыночных реформ в России привело  к распространению в учебной, научной, прикладной литературе термина "менеджмент", заменяющего и вытесняющего привычное русское слово "управление". В той мере, в которой эти понятия адекватны, в подобной замене нет ничего предосудительного, хотя необходимость уходить от простого, легко произносимого "управление" и повсеместно употреблять трудно произносимое "менеджмент" далеко не очевидна.

      В русском языке термин "управление" в равной мере применим к управлению государством, предприятием, производственным коллективом, техникой, скажем, автомобилем. Это общепринятое универсальное понятие, включающее управление любыми объектами и процессами.1

          Поэтому слово менеджмент следует интерпретировать в русском языке не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела, то есть на лицо разница в интерпретации понятий у разных стран.

        Менеджмент состоит из двух  функций: организации и управления. Взаимосвязь этих функций определяется  тем, что нельзя управлять неорганизованной  системой, то есть, чем лучше организовано  предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

 
 
 
1   Керимова  Т.   В.   Методологические   предпосылки   исследования   социального управления. //Вопросы философии.  1982. № 1. С. 49.

 

          Соответственно  термин "менеджмент" не исчерпывает  и содержание понятия "управление", которое включает и государственное регулирование экономики, и управление предприятиями, производственными коллективами, и управление производством, технологией, качеством.

      Итак, менеджмент — это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление предприятиями, персоналом, производственными процессами в масштабах предприятия, компании, фирмы, проекта. Следует также иметь в виду, что и "управление" и "менеджмент" относятся к категории "размытых", не поддающихся точному определению понятий.1

      В теории управления принято различать  внутреннее и внешнее управление. Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее.

      Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.

     Внешним именуют управление, при котором управляющие воздействия поступают в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, выделена в самостоятельный внешний орган.

     Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организации, не являются ее работниками.

 
 
 
 
1 Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004.

 

          Отметим, что применительно  к организациям, предприятиям, учреждениям, их подразделениям (цехам, отделам, лабораториям) разделение управления на внутреннее и внешнее обладает определенной степенью условности. Например, распоряжение руководителя подразделения по отношению к подразделению является внутренним, тогда как решение дирекции предприятия в отношении круга вопросов, затрагивающих только данное подразделение, правомерно рассматривать как внешнее. В то же время решения дирекции предприятия, распространяющие свое действие на все предприятие, на многие его подразделения, следует относить к внутреннему управлению.

      Разновидность внутреннего управления известна под названием самоуправление. Самоуправление — это внутреннее управление регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией со стороны их органов управления, играющее основную роль в управлении.1 В условиях самоуправления внешнее управление ограничивается относительно узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, указов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательных для обширного круга организаций и лиц, требующих неукоснительного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов. С учетом этих ограничений самоуправляемые территории, организации вправе самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление.

      Таким образом, в условиях самоуправления внутреннее управление преобладает над внешним, занимает ведущее место в повседневном, текущем управлении. Но все же в отдельных ключевых

 
1 Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.

 

    вопросах  внешнее управление имеет приоритеты по отношению к внутреннему. Вообще же соотношение внутреннего и внешнего управления, характеризующее степень демократизации управления, во многом зависит от природы социально-экономического строя, господствующих в стране тенденций централизации и децентрализации управления.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Регулирование как кибернетическое и экономическое понятие. Субъекты и объекты управления и регулирования.

      Управление  существует, повсеместно распространено, применяется в природе и в обществе в самых разных видах и формах. Обычно принято относить к управлению, понимаемому в экономическом смысле этого слова, воздействия со стороны человека, людей на окружающий их природный и человеческий мир, осуществляемые для обеспечения существования, продолжения и улучшения жизни, то есть "человеческое управление". Такой подход использован выше при формулировании понятия 'управление'- при подобном понимании управления все протекающие в мире процессы, наблюдаемые объекты можно разделить на управляемые и неуправляемые.

      К управляемым относят процессы, явления, события, объекты, на которые человек, люди способны влиять, изменяя и направляя их ход, движение в желаемую сторону. Соответственно неуправляемыми считаются процессы и объекты, находящиеся вне зоны, возможности влияния, активного воздействия со стороны человека. Понятно, что "управляемость" и "неуправляемость" не есть абсолютные понятия. В реальной действительности приходится иметь дело с частично управляемыми процессами и объектами, то есть управляемыми в определенной степени и в определенном отношении, до какого-то предела. В то же время неуправляемые сегодня процессы и объекты могут завтра стать управляемыми, если человек освоит средства и методы управления ими. Пока люди не управляют погодой и, тем более, климатом, но первые шаги в этом направлении уже осуществляются.

 
 
1 Глазунова Н. И. Государственное управление. М., 2004.

 

            С определенной степенью условности окружающий Мир можно  разделить на неуправляемую Природу и управляемую Экономику, частью которой все более становится современный Человек. При этом Экономика понимается в самом широком смысле слова, включает не только производственную, финансовую, но и социальную среду, распространяется на всю гамму отношений между людьми.

      Так видится, воспринимается в экономическом  и даже философском смысле управление, осуществляемое людьми. Но возможен и еще более общий взгляд на управление, согласно которому возможностью, правом, искусством управления наделены не только люди.

     Человек управляет многими объектами  живой и неживой естественной природы и созданной им же второй, искусственной природы. Человек управляет и другими людьми, направляя, контролируя их действия. В тоже время все мы являемся свидетелями многочисленных процессов управления и самоуправления, в которых управляющие воздействия на объекты и процессы вырабатываются не людьми. В организме животных и самого человека автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови. Стадом диких животных обычно управляет вожак. Управление машинами и механизмами осуществляют приборы. Во всех этих ситуациях люди либо вовсе не управляют, либо имеют косвенное отношение к управлению, создавая аппаратуру для автоматического регулирования.

      Вместе с тем во всех процессах, где наблюдается управление, вне зависимости от их природы и участия в них человека как источника управляющих воздействий, имеется «нечто общее, присущее всем формам, видам управления».1 В любой системе управления наличествуют такие ее неотъемлемые составные части,

Информация о работе Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их