Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)
 
 
 

 

      Введение.

      Актуальность. Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.

      Казалось  бы, смысл понятий "управлять" и "управление" настолько очевиден, что они не нуждаются в дополнительном объяснении. Ведь с детства мы видим, как родители управляют детьми, учитель—учениками, водитель — автомобилем, а автоинспектор — водителями. Да и каждый из нас чем-то и кем-то обязательно управляет, ну хотя бы расходами собственных денег. Несмотря на все это дать достаточно общее, четкое, доступное для понимания определение терминов "управлять" и "управление" трудно. Авторы, составители энциклопедий и словарей, начиная с В. Даля и завершая современными, предпочитают прибегать либо к объяснению посредством привлечения близких, аналогичных по значению слов, таких как "руководить", "направлять", "распоряжаться", "быть хозяином", либо иллюстрировать управление примерами разных видов управленческой деятельности.

          Актуальность управленческой проблематики в настоящее время                               не вызывает сомнений, что косвенно находит свое подтверждение в значительном количестве отечественных и зарубежных публикаций по

 

      

      вопросам  государственного управления, менеджмента  и управления техническими системами. Подавляющее большинство этих публикаций посвящены либо специальным вопросам управления, в том числе некоторым эвристическим и теоретическим разработкам в области техники управления применительно к выделяемым специальным классам объектов, либо конкретно-содержательной интерпретации общих принципов и норм управления в конкретных областях управленческой деятельности. Теоретическая и практическая ценность значительного числа работ по специальным вопросам управления снижается из-за того, что многие общие проблемы управления и регулирования не подверглись еще должному философско-методологическому анализу, обобщающему результаты предыдущих исследований и учитывающему новые достижения научного знания. Выяснение сущности управления, его природы, целей, выявление и осознание идеалов, критериев и границ управляемости как качественной характеристики управления способствуют рациональному построению управленческой деятельности, взаимодействующей с другими типами деятельности в универсальном пространстве деятельности. Целерациональный регулятивный характер управления обуславливает его особую, в определенном смысле, наддеятельностную позицию в этом пространстве. При рассмотрении в качестве сущности управления регулирования "размывается" качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования. Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие   объективные условия. Искусственные регулятивы 

    далеко  не всегда имеют достаточную степень  объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. «Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе». Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований. Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

      В отношении регулирования среди специалистов нет согласия даже в вопросе о соподчиненности этого понятия с понятием управления. Имеют своих сторонников три возможных подхода: одни считают регулирование частью процесса управления, другие видят в управлении лишь разновидность регулирования, третьи вообще считают условным разграничение этих понятий. Причина видится в том, что термин «регулирование» формировался прежде всего применительно к инженерным системам. А в них различие между управлением и регулированием в самом деле является относительным.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления и регулирования как процессов и различных частей, составляющих их.

      На  основе поставленной цели можно выделить следующие задачи:

      1.Рассмотреть  общие составляющие основы управления  и регулирования.

    2.Управление  как составляющая часть менеджмента.

    З.Управление в кибернетике и экономике 

Глава 1. Общие основы управления.

1.1. Что такое управление.

      Общность, многоаспектность и многозначность универсального понятия "управление", получившего широкое распространение и употребляемого в разном смысле, затрудняет раскрытие его сущности одной или несколькими фразами без предварительных пояснений. Все дело в том, что толкование категории "управление", воспринимается в самом общем смысле этого слова, зависит от представлений о мироздании, связано с мировоззренческими позициями. Тем самым термин "управление" есть не только экономическое и социальное, но и философское понятие. Будем исходить из естественной предпосылки, что весь окружающий нас мир состоит из следующих четырех взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих:

  1. неживая природа, неорганическая среда;
  2. живая природа, биологический мир;
  3. технические творения рук человеческих;
  4. люди, человечество.

          Явления, процессы, протекающие в неживой природе, целиком подчинены законам физики и химии, материальные объекты неорганического мира ведут себя в полном соответствии с этими законами. Правомерно, тем самым, утверждать, что климатические явления, погодные условия, смена дня и ночи, течение рек, извержение вулканов и тому подобные процессы предопределены заложенными в Природу закономерностями ее поведения, изменения.

      Примерно  та же ситуация имеет место и в  отношении животного, органического мира, только им управляют гораздо более сложные законы наследственности, смены поколений, биологического поведения, действия инстинктов, размножения, сохранения рода. Так что по отношению к Природе приходится констатировать тот факт, что возможности людей воздействовать на нее ограничены законами природной среды, которые Человек не в состоянии изменить. В этом смысле люди не управляют и не способны управлять Природой, они могут лишь использовать природные ресурсы, процессы, опираясь на познание закономерностей протекания природных явлений.1

      Объект  управления — обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Формальная математическая близость математических моделей, относящихся к объектам различной физической природы, позволяет развивать математическую теорию управления вне её связи с конкретными реализациями, а также классифицировать системы управления по формальным математическим признакам (например, линейные и нелинейные). Принципы управления (ПУ) — это элементы, руководящие человеком (и другим существом), управляющим теми или иными объектами.

          Собственно управление как реализация собственной воли, замыслов людей появляется там, где такая возможность заложена, предусмотрена ими в ходе создания творений рук человеческих.                                           Создавая технический объект в виде, например, самолета или автомобиля, его созидатель конструирует средство передвижения как объект управления человеком, послушный воле, желанию, командам последнего.

 
 
1 Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1996.

 

          Воздействие человека на технические объекты и технологические процессы, осуществляемое с целью направить их действие в желаемое русло и получить необходимый результат, правомерно назвать управлением техникой и технологией.

          Если люди, опираясь на биологические законы, воздействуют, влияют на поведение живых существ, используют в своих целях биологические технологии, то есть основания утверждать, что имеет место управление объектами живой природы, ограниченное рамками действия, проявления ее законов.1

      Подведем  итоги сказанного. Люди способны управлять  неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения.

      Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.

      Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.

      В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами      и      технологическими      процессами,      являющимися тем или иным образом творениями, порожденными, созданными самими людьми.

 
 
1 Бабосов Е. М. Социология управления. Минск. 2002.

 

 

              В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателя ми, воплощена в конструкцию и технологию.

      Но  высшей и наиболее распространенной формой управления служит генерируемая людьми информация в виде сигналов, команд, предписаний, обещаний, предложений и многочисленных других воздействий, направленная, адресованная отдельным людям, семьям, коллективам, населению, обществу. Управление людьми со стороны людей представляет самые характерные и типичные процессы управления в современном мире.

      Теперь  мы вплотную подходим к возможности  сформулировать в общем виде, что  такое управление, дать определение  этого универсального понятия.

      Управление  — это сознательное воздействие  человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

      В зависимости от вида объекта, на который  ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления. Углубимся в сформулированное выше общее определение понятия "управление", с тем, чтобы вникнуть в его отдельные, самые важные аспекты.

      Во-первых, управление — это осознанный процесс, то есть управляющее лицо заранее  продумало, наметило, осознало виды используемых      им      управляющих      воздействий.      Управление,

 

    осуществляемое  людьми, есть плод разума, а не инстинкта  или неконтролируемых эмоций.1

      Во-вторых, управление есть не всякое, а энергетически  слабое, чаще всего информационное воздействие на объект. Так, например, если человек физически воздействует на объект, перемещает предмет с места на место, то такое воздействие нельзя считать управлением объектом или предметом. А вот если человек отдает команду либо легким движением руки поворачивает руль, вследствие чего приводятся в движение мощные объекты, люди вовлекаются в процессы деятельности, то это уже управление. Управление с этой точки зрения характеризуется тем, что слабое по физической мощности, затрачиваемой энергии воздействие приводит к гораздо более весомым, масштабным, энергетически ощутимым результатам. Управление есть слабое воздействие, порождающее сильный эффект. Чрезвычайно важное свойство управления — наличие целей, на достижение которых оно и направлено. Управление, собственно, и возникает потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить определенные потребности, получить нужный результат. Формирование цели предшествует управлению. Как утверждал римский философ Сенека, "кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра". Исходя из своих целей, желаний, устремлений человек организует, направляет действия других людей, ход процессов таким образом, чтобы выполнить стоящую перед ним целевую задачу. А это и есть управление, которое иногда, подчеркивая его целевую ориентацию, называют целевым управлением.

Информация о работе Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их