Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Трудность перехода от этой общей извечной целевой установки управления экономикой к конкретным целям множества управляемых экономических объектов обусловлена огромным многообразием потребностей (в том числе не только конечных, но и промежуточных, производственных),      которые      каждый      управляемый      объект

 

    удовлетворяет в очень малой толике. К тому же экономические объекты в виде предприятий, фирм, предпринимателей, организаций социально-культурной сферы удовлетворяют чаще всего не свои собственные потребности, а нужды других людей. Поэтому обычно трудно гарантировать, что цели и задачи управления тем или иным экономическим объектом направлены на удовлетворение самых острых, наиболее важных для людей, народа потребностей.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. О видах, формах, способах управления.

      В теории и на практике известны многие разновидности управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия "виды управления", "формы управления", "способы управления", "методы управления", "функции управления" не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные.

      Рассмотрим  основные виды, разновидности управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

      Индивидуальное, личностное управление характеризуется  тем, что бразды правления, права и полномочия сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому принятие управленческих решений осуществляет и несет за них ответственность одно определенное лицо.

      Коллективное  управление, руководство имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений и лиц, входящих в состав органа управления.

 

          Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В странах с федеративным устройством к государственным относят также органы управления субъектов Федерации: республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кантонов (Швейцария).

      Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные, назначаемые ими исполнительные органы территориальных образований, городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

      Ведомственное управление, представляющее обычно часть  государственного и муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо отдельной отраслью экономики, либо определенным видом экономической деятельности. К ведомствам относят министерства, комитеты, управления, службы.

      Управление  со стороны собственника (собственническое управление), как ясно из названия, означает, что сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

      Уполномоченное  управление — это реализация функций  управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для

 

    менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительное, трастовое управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому субъекту. Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости от того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, техникой и технологией. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

      Интеграция  хозяйств разных стран в единое мировое  хозяйство позволяет говорить об управлении мировой экономикой, то есть экономическими объектами и процессами, в которых участвуют несколько стран или все страны мира.

      С позиций макроэкономического подхода  важно выделить, обозначить управление экономикой, хозяйством страны, объединяющее всю совокупность управляющих воздействий на социально-экономические объекты и процессы, протекающие в стране, и придающее этим воздействиям форму единой целостной экономической стратегии.1

      Управление  экономикой в масштабе страны подразделяется на отдельные виды, называемые управлением сферами экономики, отраслями хозяйства, направлениями экономической деятельности. Так, принято выделять управление производственной и социально-культурной сферой, обращением и потреблением товаров и услуг.

 
 
1 Граждан В. Д. Теория управления. М., 2004.

 

    Типичным  является еще более детальное  и четкое разделение управления экономикой на управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, образованием, наукой, культурой и другими отраслями хозяйства. Правомерно выделить и такой специфический вид, как управление управлением, то есть управление деятельностью отрасли управления, распространяющееся первостепенным образом на совершенствование форм, методов, организации, средств управления.1 Что же касается управления направлениями экономической деятельности, то к ним относят, например, управление финансами, кредитом, инвестициями, внешнеэкономической деятельностью, качеством продукции, охраной окружающей среды.

      Важным  объектом управления является экономика  территории, то есть хозяйство, расположенное на отдельной территории или относящееся к этой территории. Соответственно в составе управления экономикой выделяется такой вид, как территориальное (региональное)управление.

      Достаточно  самостоятельное место занимает в общей системе управления экономикой управление недвижимостью, то есть землей и прикрепленными к ней объектами в виде зданий, сооружений. Самым распространенным видом управления, выделяемым по признаку типа объекта, несомненно является управление предприятиями, компаниями, фирмами, хозяйственными обществами Оно составляет основу менеджмента, конкретную форму управления производством, распределением, обменом продукции, а также управления отраслями экономики.

 
 
 
 
 
 
 
1 Купряшин Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление. М., 1998

 

      Несколько обособленным образом в ряду видов управления, выделяемых по признаку объекта, стоит управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

      Перейдем  к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты. Ранее упоминалась возможность деления управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются ли управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее Правомерно также разделять управление на централизованное, когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

      В теории управления принято также  различать три способа управления, именуемые иногда методами управления. Различия между этими способами, методами управления состоят в различных подходах к формированию и в отличающихся форме и содержании управляющих воздействий.

      Организационно-распорядительное управление, которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой "приказ начальника — закон для подчиненного".1

      Экономический, стимульный метод управления основан  на побуждении экономических интересов тех людей, которые представляют собой объект управления. Управляющие воздействия,

 
1 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1999. 

 

    исходящие от субъекта управления, порождают  заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, премии, льготы, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и ряд других.

      Социально-психологическое управление характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющуюся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

      Методы  управления взаимосвязаны со стилем управления.1 Стиль руководства — это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью.

      Авторитарный  стиль воплощает в себе единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

     Демократический стиль, наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений с учетом всего спектра мнений, суждений, проявляющихся при подготовке решений. Близкий к демократическому либеральный стиль исходит из необходимости использования "мягких" управленческих воздействий, не  вызывающих  негативных  реакций,   раздражения   исполнителей.

 
 
1 Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное управление. Опыт философского анализа. М., 1998.  

 

    Такой стиль обычно применяется при  управлении высоко интеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, понимающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

      Структуризация  управления по функциям заключается  в разделении процесса управления на отдельные этапы, виды деятельности, представленные и характеризуемые функциями, реализуемыми при осуществлении этого вида управления. Отдельные из этих функций могут быть целевыми, то есть воплощать в себе цели управления.

      В теории управления отсутствует четкое деление управления на однозначно установленную совокупность его функций, однако круг этих функций более или менее обозначен.1 Приведем самое общее определение и описание распространенных функций управления экономикой.

      Экономический анализ — это изучение, исследование имевших место в прошлом и продолжающихся социально-экономических процессов, условий их протекания, полученных результатов, проявившихся тенденций, возникших проблем. Такой анализ должен предшествовать выработке управленческих решений, управляющих воздействий и способствовать их обоснованию.

      Прогнозирование представляет собой научное предвидение  будущих ситуаций, построение гипотез, сценариев, моделей протекания социально-экономических процессов и влияющих на них условий. Прогнозы служат инструментом оценки возможных результатов и последствий принимаемых управленческих решений.

Информация о работе Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их