Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:12, курсовая работа
Актуальность. Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.
1 Суворов, Л.Н., Аверин, А.Н. Социальное
управление. Опыт философского анализа.
М., 1994.
действующих работников. Специалист в области управления Питер Ф. Друкер справедливо утверждал, что "управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".1 Не менее убедительно обосновывал объективную необходимость управления К. Маркс, который писал: "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".
Происходящий во всем мире с самых давних пор процесс разделения труда привел к вычленению управления как самостоятельного вида деятельности, к выделению управленческого труда в качестве специфического, широко распространенного, обширного поля трудовой занятости. Проявляется ярко выраженная тенденция к увеличению доли работников, занятых в управлении, так как производительность управленческого труда растет гораздо более низкими темпами, чем производительность труда в материальном производстве, а круг задач управления непрерывно расширяется.
1 По 1 Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1984.
пов Г.Х. Проблемы
теории управления. М., 1984.
2 Доре Б. Ценность и смысл труда. //Вопросы философии. М., 1993, № 12. С. 47.
1 Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1984.
Производство создает материально-
вещественный продукт, товары, услуги, необходимые для поддержания самого производства и потребления. В свою очередь, производственное и конечное непроизводственное, социальное потребление создают предпосылки функционирования производства и обеспечивают его трудовыми ресурсами. Управление же, направляя и отслеживая процессы производства и потребления, координирует их как части единой экономической системы.
1.2. Цели и задачи управления.
Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная — экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.
Понятие "цель", которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления. Чтобы уяснить содержание слова "цель", приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: "система", "структура", "функция", которые уже частично встречались выше и многократно используются в последующем изложении. Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляя и конкретизируя их. Система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.1
Структура есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.
1 Керимова, Т.
В. Методологические предпосылки
исследования социального управления.
//Вопросы философии. 1992. № 1. С. 52. (дата
обращения: 26. 03. 2009.)
Цель — предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия системы, то, во имя чего функционирует система.
Экономика в различных ее масштабах, формах, видах проявления представляет большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовать круг функций, обеспечивающих достижение намеченных целей. Обычно в уже существующих целеустремленных системах цели заложены творцами этих систем, но в процессе жизнедеятельности системы цели могут видоизменяться.1 Вновь создаваемые системы формируются во имя достижения задуманных целей, в соответствии с этими целями конструируется структура, и система наделяется определенными функциями, позволяющими ей решать целевые задачи. Круговая связь между целями системы, ее структурой и функциями, рассматриваемая в динамике, с учетом изменения во времени, лежит в основе управления самыми разными системами, прежде всего объектами экономической природы.
Если цели системы не заданы заранее, не обусловлены сущностью самой системы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой, составляющих предмет целеполагания. В этом случае формирование целей системы и представляет первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, программировании, проектировании систем.
Сложность целеполагания заключена в том, что цели систем не самоочевидны, многообразны и к тому же гораздо сложнее поддаются количественному, числовому измерению, чем словесному (вербальному) описанию. Цели системы и цели управления системой
1 Шамхалов Ф. И. Теория государственного
управления. М., 2002.
— не одно и тоже, так что не исключена необходимость трансформации целей системы в цели управления. Обычно такая трансформация состоит в том, что, исходя из целей системы, формируются и реализуются функции управления, обеспечивающие достижение этих целей. Поэтому осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы, правомерно считать целью управления. Именно поэтому управление и характеризуется как воздействие на объекты и процессы с целью придать им желаемую направленность. Так что цель управления, состоящая, в конечном счете, в достижении целей системы, заключена одновременно в генерировании эффективных управляющих воздействий, ведущих систему к намеченным целям. В дальнейшем обе эти цели рассматриваются в их единстве. Обрисуем в самых общих чертах наиболее типичные цели управления объектами социально-экономической природы. Цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние потому, что оно удовлетворяет и субъект и объект управления, либо вызваны опасностью ухудшения этого состояния, которую надо предотвратить.1
Цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада, обеспечения выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют запросам объекта управления и целевым установкам субъекта, значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов. Цели управления
1 Глазунова Н. И. Система государственного
управления. М., 2002.
называют стабилизационными или
антикризисными, состоят в преодолении спада, в недопущении снижения показателей ниже предельно допустимого уровня, в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъема.
Цели развития системы заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей Цели развития могут состоять в достижении определенного фиксированного или мирового уровня показателей качества и эффективности производства, выхода на определенные уровни производства и потребления, удовлетворения потребностей, роста доходов населения.
Наряду с этими достаточно общими, глобальными целями возможны и вполне реальны более узкие, локальные цели управления, распространяющиеся на отдельные сферы, виды, формы социальной и экономической деятельности, связанные с решением частных проблем, осуществление проектов, программ Как правило, такие локальные, ограниченные цели подчинены, входят в состав перечисленных выше общих целей управления, соответствующих общественным целям.
Вне
зависимости от целей систем, на
достижение которых
направлены цели управления, само управление
имеет собственную
универсальную целевую задачу.1
Это—повышение уровня
целеустремленности,
управляемых систем, обеспечение эффективных, в идеале оптимальных траекторий их развития. Существует понятие оптимального управления. Хотя это понятие не сформулировано в науке управления достаточно четко, оптимальное управление можно
1 Семиков В. Л Общая теория управления.
М., 2004.
характеризовать как управление, обеспечивающее перевод управляемой системы из исходного состояния в желаемое за минимально возможное время, с наименьшими затратами при одновременном соблюдении ограничительных условий, то есть признанных законов, запретов, общепринятых морально-этических правил и норм. Оптимальность управления можно понимать также как обеспечение достижения наилучшего в определенном смысле слова состояния системы в течение заданного периода времени при заданном предельном уровне затрат.
В предыдущем изложении использовалась молчаливая предпосылка, согласно которой цели управления едины для всей системы, прежде всего для субъекта и объекта управления. Но это — идеальное представление о целях системы и вытекающих из них целях управления. Реально же цели субъекта управления не всегда совпадают с целями объекта управления и всей управляемой системы в целом.1 Более того, может наблюдаться противоречивость целевых устремлений внутри как субъекта управления, так и объекта, если они состоят из нескольких лиц, что наиболее типично для экономики. Это одна из главных причин несовершенства управления социально-экономическими объектами и процессами, корни которого лежат в несовпадении и противоречивости интересов людей, социальных групп, коллективов, регионов.
Наиболее опасны в этом отношении расхождения целей управляющих и управляемых, прикрываемые демагогическими заверениями первых о том, что они действуют в интересах вторых. Истинные цели управления оказываются при этом завуалированными, скрытыми, управление теряет целевую ориентацию и вместо того, чтобы организовать управляемую систему, ориентировать ее на
1 Эффективность государственной
власти и управления в современной
России / Под ред. Игнатова В. Г. Ростов-на-Дону,
1998.
достижение единых целей, вносит дезорганизацию, приводит к низкой эффективности функционирования, а то и к деструкции, банкротству системы. Справедливости ради следует отметить, что и действия управляемых, подчиненных лиц, работников, ориентированные на цели, не соответствующие целям управления всей системой, также приводят к разрушительным для управляемой системы последствиям. Единство, непротиворечивость целей системы, целей управления системой, целей субъекта и объекта управления — решающее условие успешного управления Естественно, что достижение полного соответствия не представляется возможным. Но должны существовать гармония интересов, определенный уровень совпадения целевых установок всех участников управляемого процесса, переход за пределы которых недопустим.
Цели
любой управляемой системы, в
которой протекают социально-
Информация о работе Управления и регулирования как процесс и различные части, составляющих их