Управление дебиторской и кредиторской задолженностью ООО "Курсктехнострой"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по повышению рентабельности основной деятельности ООО "Курсктехнострой" с помощью минимизации текущих затрат по обслуживанию производственных запасов и минимизации текущей дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

МОЙ КП.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Финансовые коэффициенты изменялись в рассматриваемом периоде  следующим образом:

  • Чистый оборотный капитал, чистые текущие активы, чистые текущие пассивы увеличились;
  • Рабочий капитал сначала увеличился, но затем снизился;
  • Коэффициенты общей ликвидности, быстрой ликвидности и абсолютной ликвидности увеличились;
  • Коэффициент финансирования и коэффициент автономии снизились;
  • Коэффициент маневренности СОС увеличился;
  • Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности сначала увеличились, но затем снизились;
  • Финансовый, производственный и операционный циклы сначала увеличился, но затем снизились.

Данные изменения финансовых коэффициентов можно признать положительной  тенденцией. За  анализируемый период предприятие смогло увеличить чистый оборотный капитал, чистые текущие активы, чистые текущие пассивы в абсолютном выражении. Рабочий капитал снизился в 2000-м году потому, что ЧТП приросли сильнее в абсолютном выражении, чем ЧТА. Коэффициенты ликвидности свидетельствуют, что ликвидность предприятия увеличивается. Коэффициенты финансирования и коэффициент автономии снизились потому, что предприятие смогло увеличить объем привлеченных средств. Коэффициент маневренности СОС увеличился, что вызвано ростом СОС и снижением объема собственных средств. Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности снизились, если не считать незначительного увеличения их в результате "августовского" кризиса. То же можно отнести и к финансовому, производственному и операционному циклам. В целом, за счет сокращения времени циклов оборачиваемости, предприятие смогло мобилизовать дополнительный объем оборотных средств. Но дальнейшая оптимизация управления затратами на управление запасами позволит высвободить дополнительные средства.

Рассчитаем показатели рентабельности предприятия.

Таблица 5

Показатели рентабельности ООО "Курсктехнострой" в 1999-2001 гг.

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Рентабельность активов

1.38%

5.8%

11.75%

Рентабельность продаж

3.38%

11.47%

11.62%


Из таблицы видно, что  с каждым годом происходит рост рентабельности активов и продаж, что является следствием роста спроса на потребительском рынке на продукцию ООО "Курсктехнострой".

Подводя итог, можно сказать  что на предприятии стоит неразрешенная проблема: с ростом объемов запасов все больший объем финансовых средств предприятия замораживается в запасах, поэтому снижение уровня затрат на обслуживание производственных запасов является очень актуальной проблей, которая требует решения.

 

2.2. Методика  анализа состояния расчетов и  управления дебиторской задолженностью

Состояние расчетной  дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и  оказывает существенное влияние  на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят  в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Внешний анализ состояния  расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская  задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с  целью избежать продажи продукции  неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.

Все счета к получению  классифицируются по следующим группам:

  • срок оплаты не наступил;
  • просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
  • просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится  задолженность, срок погашения которой  не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные  долги означают, что с каждого  рубля, вложенного в дебиторскую  задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности [12, c.428].

При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной  оплате. Существуют следующие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

• продажа долгов банку (факторинг);

• получение ссуды  в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств  на расчетном счете (овердрафт);

• учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются ли оправдательные документы.

В заключение анализа  состояния оборотных активов  следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности [15, c. 267].

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

    • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
    • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
    • ускорение востребования долга;
    • уменьшение бюджетных долгов;
    • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

    • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
    • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
    • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
    • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
    • выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
    • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
    • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
    • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
    • использование современных форм рефинансирования задолженности;
    • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле: 

 

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                      (1)                                                                          

 

где ИДЗ – необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый  объем реализации продукции в  кредит;

КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. 

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства [17, c. 213].

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность  покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою  операционную деятельность;

- объем и состав  чистых активов, которые могут  составлять обеспечение кредита  при неплатежеспособности покупателя  и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью ООО "Курсктехнострой"