Теоретические основы понятия рентабельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3-4
1. Теоретические основы понятия рентабельности организации…………... 5-7
1.1. Сущность и понятие рентабельности ……………………………..………5-6
1.2. Виды рентабельности………………………………………………….…...6-7
2. Система показателей рентабельности……………………...….……….….8-12
2.1. Показатели рентабельности продаж…………………………………..…8-10
2.2. Показатели рентабельности капитала (активов)……...………………10-11
2.3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств …………………………………………………………………….……..12
3. Методы повышения рентабельности предприятия……………..……….13-14
Заключение…………………………………………………………..………...…15
Библиографический список …………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Контрольная-Рентабельность.docx

— 44.97 Кб (Скачать)

Введение ……………………………………………………………………….. 3-4

1. Теоретические основы понятия рентабельности организации…………... 5-7

1.1. Сущность и понятие рентабельности ……………………………..………5-6

1.2. Виды рентабельности………………………………………………….…...6-7

2. Система показателей рентабельности……………………...….……….….8-12 
2.1. Показатели рентабельности продаж…………………………………..…8-10 
2.2. Показатели рентабельности капитала  (активов)……...………………10-11 
2.3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств …………………………………………………………………….……..12

3. Методы повышения рентабельности предприятия……………..……….13-14

Заключение…………………………………………………………..………...…15

Библиографический список …………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности организации, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предприни-мательской) рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

     Рентабельность  – это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы предприятия, так как  при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной  деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

     На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования  производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты  на производство и себестоимость  изделий; прибыль по видам деятельности и направления их использования.

     Необходимо  отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими  факторную среду формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

     Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и выявления их взаимосвязей.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности продукции, капитала и показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Объект  исследования – показатели рентабельности.

     1-ая  глава содержит теоретические  основы понятия рентабельности.

     2-ая  глава раскрывает взаимосвязь показателей рентабельности.

     В данной работе использовались методические пособия, публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные дисциплинам «Финансовый менеджмент», «Финансы организаций», «Управленческий учет», «Экономика предприятия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы понятия рентабельности организации 

     1.1 Сущность и понятие рентабельности. 

     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.[4]

     По  мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности.

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень доходности предприятия  с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более  рискованные инвестиции требуют  более высокой прибыли, чтобы  они стали выгодными. Так как  капитал всегда приносит прибыль, для  измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был  необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность  деятельности предприятия[1].

     При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать  как один из критериев качества управления.

     Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

     Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов[11].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса[6]. 

     1.2. Виды рентабельности.

     Рентабельность  бывает следующих видов: 

  1. Общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств предприятия:

        Rбал.                           (1)

где  Rбал. – общая рентабельность, %

Пбал. - годовая балансовая прибыль предприятия, тыс.руб.;

Фосн. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.;

Фоб. -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс.руб.

  1. Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств:

          Rрасч.= * 100% (2)

где Пчист.расчетная - чистая расчетная прибыль, тыс.руб.; 

  1. Рентабельность конкретного изделия, работы или услуги определяется как отношение прибыли, полученной от реализации изделия, работы или услуги к себестоимости производства этого изделия, работы или услуги:

          Rизд. = * 100% (3)

где Пизд. - прибыль от реализации изделия, работы, услуги, тыс.руб.;

С/Сизд. - себестоимость изделия, работы, услуги, тыс.руб. 

  1. Рентабельность  оборота определяется как отношение  годовой прибыли, получаемой предприятием к выручке от продажи продукции:

        Rоб. = * 100% (4)

где Пгод. - размер годовой прибыли, полученной предприятием от реализации продукции, тыс.руб.;

Вn год. - годовая выручка, полученная предприятием от продажи n единиц товара, тыс.руб.

  1. Рентабельность капитала определяется как отношение прибыли, полученной компанией за год к величине вложенного капитала:

        Rк. = * 100% (5) 
         

     2. Система показателей  рентабельности

     Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

     Показатели  рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они  более полно, чем прибыль характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами.

  Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. показатели рентабельности продаж продукции;
  2. показатели рентабельности капитала  (активов),
  3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
 

     2.1. Показатели рентабельности продаж.

     Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции.

     В зависимости от числителя, отражающего  определенные стороны хозяйственной  деятельности, различают:

  1. Рентабельность продаж по прибыли от продаж.

     Rпо приб. = , (6)

     где Ппр. - прибыль от продаж;

     Впр. - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто.

  1. Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли

     Rпо бух.приб. = , (7)

     где Пн/о - бухгалтерская прибыль.

  1. Рентабельность продаж по чистой прибыли.

     Rпр. чист. = ,  (8)

     где Пч.пр. - чистая (нераспределенная прибыль). 

     В управленческом учете и анализе  используется показатель рентабельности продаж как отношение прибыли  от продаж к себестоимости продаж продукции:

     Rпр. =                (9)

     Формулы показателей рентабельности продаж взаимосвязаны между собой. Это  видно из моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:

      = , (10)

     где доля налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей в выручке от продаж,

      - доля сальдо прибылей  или убытков от  финансовой (операционной) деятельности в  выручке от продаж;

Информация о работе Теоретические основы понятия рентабельности организации