Теоретические основы понятия рентабельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3-4
1. Теоретические основы понятия рентабельности организации…………... 5-7
1.1. Сущность и понятие рентабельности ……………………………..………5-6
1.2. Виды рентабельности………………………………………………….…...6-7
2. Система показателей рентабельности……………………...….……….….8-12
2.1. Показатели рентабельности продаж…………………………………..…8-10
2.2. Показатели рентабельности капитала (активов)……...………………10-11
2.3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств …………………………………………………………………….……..12
3. Методы повышения рентабельности предприятия……………..……….13-14
Заключение…………………………………………………………..………...…15
Библиографический список …………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Контрольная-Рентабельность.docx

— 44.97 Кб (Скачать)

      - доля сальдо внереализационных  доходов и расходов  в выручке от  продаж.[10]

     Рост  рентабельности продаж в целом оценивается  положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный  факт свидетельствует о наличии  благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли  превышают темпы роста выручки  от продаж.[7] 

     2.2. Показатели рентабельности капитала  (активов). 

     Группа показателей рентабельности капитала формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства) и акционерный (собственный) капитал: 

     R активов ;  (11)

     Rинв.капитала ; (12)

     Rсобств. капитала  . (13) 

     Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризует степень  использования    предприятием  финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.[2]

     Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей  - доходность акции и т.д.

     Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным  зависимостям.

  1. Рентабельность всех активов взаимосвязана с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов:

    R активов = × . (14)

     Рентабельность  активов демонстрирует способность  предприятия обеспечивать достаточный  объем чистой прибыли по отношению  к ее совокупным активам. Снижение показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию и о накоплении активов.[7]

     Данная зависимость указывает на пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

  1. Рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала.

    R соб. капитала= × ×      (15) 

     Рентабельность  собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия  в сравнении с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.[7]

     Из  приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при  увеличении доли заемных средств  в составе совокупного капитала.

    1. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств, формируются на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям рентабельности продукции и показателям рентабельности капитала (активов), однако вместо прибыли в расчет применяется поток денежных средств.

       > >         (16)

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  обеспечить  кредиторов, заемщиков  и акционеров  наличными денежными  средствами в связи с использованием имеющегося  у него потенциала. Концепция  рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными  потоками являются существенным признаком  интенсивного типа производства, признаком  «здоровья» экономики и финансового  состояния производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Методы повышения рентабельности предприятия 

     Рентабельность  показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность предприятия. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.[3]

     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий  процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции  за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому  внимания этому внешнему фактору  следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению  отдачи основных средств.

     При анализе показателей рентабельности можно сделать следующие выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;

     Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать  влияние отдельных факторов, так  как на уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов:

    • уровень организации производства и управления;
    • структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий;
    • прибыль по видам деятельности и направления ее использования».

     Наибольшее  внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно[5]. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия[12].

     Повышение рентабельности возможно за счет:

♦ реструктуризации предприятий;

♦ усовершенствования финансового менеджмента;

♦ снижения себестоимости (использования более дешевых  видов сырья, материалов, топлива, сокращение затрат на обслуживание и управление производством т. д.);

♦ увеличения объемов  производства и реализации продукции;

♦ подъема эффективности  использования производственных ресурсов;

♦ улучшения  качества продукции и повышения  цен на нее.[8] 
 
 
 

     Заключение

     Рентабельность производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

     Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны  с технологией и организацией производства, эффективности использования  производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

     Показатели  рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма  с каждого рубля средств, вложенных  в активы предприятия. Существуют различные  группировки системы показателей  рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности продукции, показатели рентабельности капитала и показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 2007.
  2. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.
  3. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 2005.
  5. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. – М.: Прогресс, 2008.
  6. Финансы. / Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  7. Финансы организаций (предприятий)./  Под ред. Колчиной Н.В.- М.: Юнити-Дана, 2007
  8. Финансы предприятий . Попова Р.Г. И.И. Добросердова, И.Н. Самонова: Учебное пособие.-Питер, 2010.
  9. Финансы предприятия.  Шуляк П.Н.:Учебник, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006
  10. Шеремет А.Д., Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  12. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Информация о работе Теоретические основы понятия рентабельности организации