Текущее планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является приобрести понятие планирование, его видов и методов, его значения для дальнейшего развития предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты текущего планирования на предприятии 5
1.1 Рынок и план 5
1.2 Текущее планирование 8
1.3 Методы планирования 10
2 Текущее планирование на примере ООО «Актив» 20
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ООО «Актив» 20
2.2 Текущий план ООО «Актив» 25
3 Пути совершенствования текущего планирования на предприятии 28
Заключение 33
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

Курсовая---Текущее планирование на предприятии--- экономика предприятия.docx

— 120.25 Кб (Скачать)
  • научность планирования;
  • полнота и точность планирования;
  • непрерывность планирования;
  • эластичность и гибкость планирования;
  • экономичность планирования;
  • возможность контроля планов;
  • возможность оперативной корректировки планов.

     1.2 Текущее планирование

     Цель  текущего планирования - установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий.

     Текущие планы - инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.

     Основными разделами комплексного текущего плана  являются:

  • план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций;
  • план товарного обеспечения;
  • план издержек обращения;
  • финансовый план.

     На  крупных предприятиях каждое подразделение  нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной  деятельности, если при этом не требуется  никаких дополнительных ресурсов. Планы  разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия. Воздействие  со стороны управляющего органа может  проявляться лишь, скажем, в установлении минимального уровня рентабельности. Исключение составляют случаи, когда  деятельность подразделения оказывает  непосредственное влияние на результаты работы других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с  учетом заявок торговых отделов.

     Планы хозяйственной деятельности разрабатываются  по довольно широкому кругу показателей, среди которых определяют опорные, способствующие достижению цели предприятия. Однако любому предприятию независимо от целей программы необходимо планировать  показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.

     К числу таких основных показателей  относятся:

     - балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения);

     - балансовая прибыль на одного среднесписочного работника;

     - размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту.

     К показателям планирования второго  уровня относятся:

     - объем товарооборота;

     - структура товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данного предприятия ассортиментным группам;

     - валовой доход;

     - структура издержек обращения;

     - объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы.

     Показатели  третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической  базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической  базы отражают следующие показатели: размер торговой площади, количество единиц установленного оборудования различных видов, число филиалов. Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач как текущих планов, так и целевых программ предприятия.

     Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для  аналитической работы, по меньшей мере на порядок больше.

     Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы:

     1) анализ информации о выполнении бюджета за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год);

     2) подготовка первого варианта плана торговой организации (корпорации, предприятия) по опорным показателям;

     3) подготовка предварительных планов структурных подразделений;

     4) оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану организации, при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка;

     5) составление окончательного плана и программ;

     6) подготовка финансовых бюджетов.

     1.3 Методы планирования

     Противоположностью  планирования является импровизация, которая приводит к большим финансовым рискам, потерям. Планирование является составной частью рационального функционирования субъекта хозяйствования.

     Планирование  → Выработка и принятие решений  → Реализация и программы → Контроль

     Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

  • выработку общих целей субъекта хозяйствования;
  • детализацию и конкретизацию целей для определенного этапа развития;
  • определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
  • контроль за достижением целей.

     Важным  элементом методики планирования является определение способа планирования.

     Прогрессивный способ (снизу вверх). Этот способ отличает систему делегирования планирования. На каждой новой ступени планы объединяются по структурным подразделениям, в итоге создается единый план субъекта хозяйствования.

     Ретроградный  способ планирования (сверху вниз). Представляет собой обратную систему. Контрольные цифры доводят до структурных подразделений, на основе которых разрабатываются планы структурных подразделений.

     Встречное планирование (круговое планирование) объединяет прогрессивное и ретроградное планирование. Данный способ наиболее эффективен.

     Важным  моментом в методическом обеспечении  планирования является выбор техники планирования.

     Последовательное  планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года.

     Скользящее  планирование предусматривает составление, корректировку предстоящей части перспективного плана. В современных условиях распространенным является скользящее планирование с наложением.

     Важным  моментом в планировании является выбор  методов. В практике распространены обычные методы, которые включают в себя карточные и формулярные наборы, перечни, графики, таблицы. В последние годы методика планирования усовершенствована, появились программные продукты фирм ИНЭК, АТЛАНТ, которые позволяют автоматизировать работы по планированию.

     В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, т. е. совокупности приемов и способов разработки планов.

    1. Используют индуктивный метод мышления (от частного к общему). На рисунке из частных точек образуется общая кривая.

     

     1.2. Используют подход по ходу времени (на основе уже прожитого).

     1.3. Поисковые (исследовательские) методы.

     2.1. Используют дедуктивный метод  мышления (от общего к частному). На рисунке смотрим, соответствует или нет частная точка нашей кривой.

      

     2.2. Используют подход против хода  времени.

     2.3. Нормативные методы (установка норматива,  к которому нужно стремиться).

     Поисковые методы

  1. Статистические
    1. Экстраполяции (развитие состоит из 2-х составляющих):

     

     Применяется, когда мы находимся в фазе развития и смотрим, можем ли идти дальше.

    1. Интерполяции (развитие исходя из граничных данных)

      

    1. Метод огибающих  кривых

      

    1. Методы  аналогии

      S-образные кривые, нахождение точки перегиба

       - симметричные кривые (L-предельное значение, a,b-параметры кривой, t-время)

       - асимметричные кривые (кривые  роста).

  1. Публикационные (опережающие, параметрические) методы.

      Параметры:

  • Интенсивные
  • Экстенсивные

      Интенсивные параметры:

  • Коэффициент роста;
  • Функциональные характеристики;
  • Темпы роста и т.д.

      Экстенсивные  параметры:

  • Объем выпуска;
  • Величина дохода и т.п.
    1. Анализ динамики публикаций и определение перспектив развития (рост или спад).
    2. Патентный метод (анализ патентов и новшеств).

     Нормативные методы

      

      Экспертные  методы

      

      Индивидуальной Коллективной

      экспертизы  экспертизы 
 

     Индивидуальные:

  1. Методы интервью различных экспертов

     Пример: метод Делфи.

     Собирается  группа экспертов, составляется набор  вопросов, рассылаются анкеты с этими  вопросами экспертам-специалистам, они отвечают, затем идет уточнение  и повторная рассылка, опять собираются ответы, затем формируется мнение.

  1. Методы аналитических справок

     Пример: метод морфологического анализа.

     Изобрел этот метод швейцарский астрофизик Цвейки при попытке определить химический состав снаряда. Смысл его в том, что объект делится на ряд характерных  составляющих, параметров. Составляется матрица вариантов реализации:

                  P1       P2       P3       …….
          P1       P11       P12       P13       …….
          P2       P21       P22       …….       …….
          P3       …….                        
 

     Каждый  вариант представляет совокупность соединений параметров. Затем оценивается  целесообразность вариантов.

     Алгоритм  морфологического анализа:

  1. Точно оформить проблему.
  2. Определить класс средств (условия и ограничения).
  3. Определить характеристические параметры.
  4. Каждый параметр (элемент структуры) классифицировать по диапазонам, режимам реализации.
  5. Составляется морфологическая карта (модель).
  6. Формируются варианты решений путем комбинации элементов морфологической карты.
  7. Оценка принципиальной возможности реализации варианта.
  8. Оценка эффективности или приоритетности варианта для включения в прогноз развития.
  9. Методы генерации идей

Информация о работе Текущее планирование на предприятии