Стратегический анализ внешней среды строительного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно внешняя среда бизнеса разделяется на макро- и микросреду. Макросреда включает институты и факторы, косвенным образом действующие на уровне страны или региона на все хозяйствующие субъекты на их территории. Микросреда (или непосредственное окружение) напротив оказывает непосредственное влияние на организацию, включая в себя физических и юридических лиц, непосредственно взаимодействующих с организацией в процессе ее текущей деятельности (конкуренты, поставщики, потребители и т.д.)
Анализ макросреды чаще всего выполняется по схеме SLEPT, которая предполагает выделение 5 групп факторов влияния макросреды: социальных, юридических, экономических, политических, технологических. Рассмотрим отдельные факторы данных групп, влияющих на строительство квартир в Новосибирске.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ.docx

— 139.84 Кб (Скачать)

Кроме того, многие отрасли, а в особенности строительство,  требуют технологически сложного оборудования и навыков, которые новичкам не всегда просто приобрести. Патенты на ключевые технологии представляют собой барьер на пути новичков точно так же, как и отсутствие квалифицированного персонала или невозможность выполнения сложных производственных операций. Фирмы, уже действующие на рынке, тщательно охраняют ноу-хау, которые дают им преимущество в технологии и производительности. Новички не смогут конкурировать на том же техническом уровне без доступа к таким специальным ноу-хау. К тому же, не в пользу молодых фирм играет тот факт, что потребители часто проявляют верность уже существующим маркам.

 

Таблица 2.1.3

Анализ влияния потенциальных конкурентов

Показатели

  Эконом класс

коттеджи

Жилье повышенной комфортности

  Элитное жилье

Потенциал спроса

15577

7430

5038

121

Прогноз спроса

1306

1280

1387

61

Пс/Прс

12

6

4

2


 

Отрасль нашего рынка привлекательна для конкурентов.

Конкурентная сила поставщиков. Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в отрасли, фирм-поставщиков и от значимости для потребителя товара, который они поставляют.

В  рассматриваемой модели возможна влияние поставщиков - монополистов. Но это влияние может быть минимизировано развитием вертикальной интеграции.

Конкурентная сила покупателей

Конкурентная сила покупателей так же, как и поставщиков, может колебаться от значительной до слабой. В условиях, которые мы рассматриваем при разработке курсового проекта, влияние потребителей для рынка строительной продукции не характерно.

 

2.1.3 Ключевые факторы успеха

Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) — это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха.

Выберем ключевые факторы успеха:  внедрение новых технологий       (т.к. не происходят технологические изменения в отрасли) и повышение степени использования производственных мощностей (не полностью используются производственные мощности). Чтобы фирме быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха необходимо, чтобы уровень технологического развития оставался достаточным, и использовались современные и актуальные традиционные технологии. Фирма должна по максимуму использовать свои мощности.

 

 

 

 

 

2.1.4 Комплексная оценка  долгосрочной привлекательности

отрасли

Завершающим шагом анализа отрасли и конкурентной ситуации является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка мнения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в перспективе.

Определение комплексной оценки базируется на экспертном методе и включает следующие этапы:

1 Выбор факторов (критериев), характеризующих привлекательность  отрасли;

2 Оценку каждого из  факторов по 5-бальной шкале;

3 Определение веса (степени  важности) каждого из факторов, используя  метод анализа иерархий Т.Саати (см. табл.6);

4 Расчет комплексной оценки  как средней геометрической взвешенной.

5 Расчет комплексной оценки  оформляется в табличной форме 

Значение каждого критериального фактора следует оценить с точки зрения привлекательности отрасли по 5 балльной шкале:

3 балла – фактор отражает  средний уровень привлекательности  отрасли;

4 балла  — уровень «выше среднего»;

5 баллов –  высокий уровень;

2 балла –  уровень ниже  среднего;

1 балл – низкий уровень.

Балльная оценка значений факторов выполняется относительно среднего регионального или рекомендуемого их значения. Оценки определяются с позиций стороннего наблюдателя, а не участника отрасли.

Оцененные факторы не являются равнозначными, некоторые из них более важны, в большей степени характеризуют привлекательность отрасли. Для учета различия в степени значимости (важности) факторов необходимо определить их весовые коэффициенты (веса). В данном проекте рекомендуется применить метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати.

Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии. На втором этапе элементы иерархии сравниваются экспертом попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Результат парных сравнений эксперт оформляет в виде квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является относительная важность фактора i (т.е. фактора в строке) относительно фактора j (в столбце), оцениваемая по шкале от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:

1 — равная важность  факторов в строке и столбце;

3 — умеренное превосходство  важности фактора в строке  над фактором в столбце;

5 — существенное или  сильное превосходство;

7 — значительное превосходство;

9 — очень сильное превосходство;

2, 4, 6, 8 — промежуточные  значения.

Если же, напротив, фактор j оказался более важным по сравнению с фактором i, значения будут обратными – от 1/2 до 1/9.

После заполнения матрицы, необходимо перейти от парных оценок к оценкам важности и весам факторов.

 

                                                            (2.1.3)                                                   

где Xi – оценка важности фактора i (вес фактора, не приведенный к единице);

       аij – оценка относительной важности;

        n – количество оцениваемых факторов (размерность матрицы).

Веса затем должны быть нормализованы, то есть, приведены к единице:

                   ,                    (2.1.4)                                                              

где Pi –нормализованный вес фактора, Σ Pi = 1.

Для выявления ошибок при заполнении матрицы следует рассчитать индекс согласованности (ИС) и отношение согласованности матрицы парных сравнений (ОС):

                                      ,               (2.1.5)

,         (2.1.6)

,                      (2.1.7)                                                                                            

где СС – средняя случайная согласованность матрицы.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.4

Матрица попарного сравнения

 

Факторы

1.Уровень рентабельность

2.выраженная конкуренция

3. Стабильность отрасли

4.Потенциал спроса

Средняя геометрическая оценка важности Xi

Нормализованные веса Pi

1.Уровень рентабельность

1

3

4

5

3,9

0,6

2.выраженная конкуренция

½

1

3

4

1,8

0,3

3. Стабильность отрасли

1/3

1/2

1

3

0,45

0,1

4.Потенциал спроса

1/5

1/3

½

1

0,32

0,04

2,03

4,83

8,5

13

6,79ю

1


 

max=2,03*0,6+4,83*0,3+8,5*0,1+13*0,04=4,08;   

ИС=(4,08-4)/2=-0,044; ОС=-0,044/0,9=-0,049<0,1

 

 

 

Таблица 2.1.5

Расчет оценки привлекательности отрасли

Факторы

Значение

Оценка

Вес

Комплексная оценка

 

1.уровень рентабельности

Среднеотрослевая 22%

Среднерегиональня 25%

3

0,6

30,6 *40,3 *0,1 *50,04=3.32

2.выраженная конкуренция

Отрасль находится на вторых ролях , но так как конкуренты сокращаются это большой плюс для бизнеса.

4

0,3

3. стабильность отрасли

Изменения несущественны

3

0,1

4.потенциал спроса

Соотношение потенциала и прогноза равен 12

5

0,04


 

 

Итак, после расчета комплексной оценки, которая находится по формуле:

,                                                                                                                                (7)

 

где Оi – оценка фактора i;

Pi – вес фактора i

Мы получили значение КО=3,32, из чего можно сделать вывод, что отрасль обладает средней привлекательностью.

 

2.2.Анализ внутренней среды  бизнеса

2.2.1. Анализ основных показателей  бизнеса

 

Таблица 2.1.6

 

Анализ основных показателей бизнеса

 

 

Наименование показателя

Значение

для бизнеса

Среднеотраслевое значение

Выводы

Доля на рынке

2011год

2012 год

2013 год

 

16,9%

16,9%

30,1%

Доля крупнейшего конкурента

 

46%

Фирма находится на вторых ролях, но является значимым игроком.

Конкуренция ослабляется, каждый конкурент старается сохранить позицию на рынке. Потенциал бизнес достаточен для того, чтобы его не вытеснили с рынка.

Рентабельность продукции фирмы

20,1%

2011 год - 15%

2012 год -18%

2013 год -22%

Конкурентоспособность фирмы по издержкам несколько ниже среднего по отрасли. Для фирмы целесообразно повысить цены

Доля субподряда

55

20%

Доля субподряда достаточно высокая, это говорит о том, что фирме, в большинстве случаев  недостаточно собственных сил.

Вертикальная интеграция

 

 

12,6%

35%

Доля значительно меньше, чем среднеотраслевая. Это говорит о том, что присутствует значительная зависимость от поставщиков.

Загруженность производственной мощности

95%

90%

Загруженность чуть выше среднеотраслевой. Но на стадии насыщения необходима большая загруженность для генерации прибыли. Либо целесообразно продать избыточные мощности.

Число сегментов рынка, на которых присутствует фирма

 

2011 год

2012 год

2013 год

 

 

 

 

 

3

2

6

 

 

 

 

 

6

13

12

 

 

 

 

 

 

Оптимальных издержек

Высокое качество квартир, низкие цены.

Отличия продукции фирмы от конкурентов (наименование показателя):

     

 

Площадь

 

 

В среднем больше, чем у конкурентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительными чертами нашей продукции по сравнению с конкурентами являются большая площадь жилья, огромный выбор квартир

высокое качество продукции, престижные районы, возможности оплаты, низкая цена. Но есть и минусы это ограниченно развитая инфраструктура.

 

Планировка

 

 

Выбор больше чем у конкурентов

   

 

Районы

 

 

Престижные  районы

   

 

Инфраструктура

 

Ограниченно развита

   

Возможности оплаты

 

Кредит,рассрочка

Условия лучше чем у конкурентов

   

Цена

Более чем на 10- 20%  ниже средней

   

 

 

 

2.2.2 Стратегические ресурсы  и потенциал бизнеса

 

Таблица 2.2.2

Схеме анализа стратегического потенциала

Составляющая потенциала

Состояние,

абсолютная оценка (приводятся показатели по заданию)

Оценка относительно конкурентов

Выводы

(оценка показателей)

Рекомендации

1. Технический потенциал

- обеспеченность строительными  механизмами:

Достаточная,

современные механизмы

 

 

- износ основных средств- 63%

 

- коэффициент использования строительных  машин по времени- 82%

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние машинного парка значительно хуже чем у конкурентов

Износ  63% -  требуется обновление парка.  Коэффициент использования стр. машин невелик 82%- имеется избыток недозагруженных мощностей.

На предприятии используется современная  техника, малая загруженность которой может являться следствие недостаточной компетенции рабочих или падением спроса.

Т.к. потенциал рынка в долгосрочной перспективе мал, то целесообразно продать часть стр. машин либо сдать в аренду.

2. Технологический потенциал

- уровень технологического развития:

Высокий, самые современные технологии

 

 

 

-  отчисления на разработки - 14%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже чем у конкурентов

На стадии насыщения оч. важен уровень технического развития, который необходим для генерации прибыли. В нашей фирме он достаточно высок.

По данным сделанного прогноза, рынку осталось существовать чуть менее трех лет. По этому нет смысла делать большие отчисления на технические разработки(тем более уровень техники высок), но и забывать о них не стоит. Т.к. существует большая неопределенность и прогноз сделан по узкой временной выжимке, то ситуация на рыке может пойти по иному сценарию и фирме важно будет иметь высокий конкурентный потенциал.

3. Оргструктурный потенциал

- тип организационной структуры:

Линейно-функциональная

 

 

 

 

- доля АУП в общей численности - 18%

 

 

 

 

 

 

 

 

СУ конкурентов аналогична

Данная структура оптимальна для фирмы на стадии насыщения

Доля АУП аналогична конкурентам, но  несколько превышает норму. Выгодно снизить долю АУП, т.к менять структуру не целесообразно. Линейно-функциональная структура устойчива и подходит для стадии бизнеса.

 

4. Кадровый потенциал

-уровень квалификации сотрудников: достаточно высокий

 

 

 

-уровень специализации рабочих  мест: широкая, совмещение функций

Превосходит конкурентов

 

 

Высокий уровень специализации облегчает обучение рабочих и обеспечивает высокий уровень их квалификации; это облегчает переход на другие сегменты рынка или в другие бизнес-области

Поддержание достигнутого уровня квалификации персонала

5. Информационный потенциал

-наличие связей в деловых  кругах, превосходные безупречная репутация

     

6. Финансовый потенциал

- уровень финансовой устойчивости  фирмы:

нормальная

 

Фактор имеет большое значение. Бизнес достаточно самостоятелен, чтобы принимать собственные решения в рамках корпорации.

Необходимость и в дальнейшем поддерживать финансовую устойчивость на рынке

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды строительного предприятия