Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа
Традиционно внешняя среда бизнеса разделяется на макро- и микросреду. Макросреда включает институты и факторы, косвенным образом действующие на уровне страны или региона на все хозяйствующие субъекты на их территории. Микросреда (или непосредственное окружение) напротив оказывает непосредственное влияние на организацию, включая в себя физических и юридических лиц, непосредственно взаимодействующих с организацией в процессе ее текущей деятельности (конкуренты, поставщики, потребители и т.д.)
Анализ макросреды чаще всего выполняется по схеме SLEPT, которая предполагает выделение 5 групп факторов влияния макросреды: социальных, юридических, экономических, политических, технологических. Рассмотрим отдельные факторы данных групп, влияющих на строительство квартир в Новосибирске.
Кроме того, многие отрасли, а в особенности строительство, требуют технологически сложного оборудования и навыков, которые новичкам не всегда просто приобрести. Патенты на ключевые технологии представляют собой барьер на пути новичков точно так же, как и отсутствие квалифицированного персонала или невозможность выполнения сложных производственных операций. Фирмы, уже действующие на рынке, тщательно охраняют ноу-хау, которые дают им преимущество в технологии и производительности. Новички не смогут конкурировать на том же техническом уровне без доступа к таким специальным ноу-хау. К тому же, не в пользу молодых фирм играет тот факт, что потребители часто проявляют верность уже существующим маркам.
Таблица 2.1.3
Анализ влияния потенциальных конкурентов
Показатели |
Эконом класс |
коттеджи |
Жилье повышенной комфортности |
Элитное жилье |
Потенциал спроса |
15577 |
7430 |
5038 |
121 |
Прогноз спроса |
1306 |
1280 |
1387 |
61 |
Пс/Прс |
12 |
6 |
4 |
2 |
Отрасль нашего рынка привлекательна для конкурентов.
Конкурентная сила поставщиков. Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в отрасли, фирм-поставщиков и от значимости для потребителя товара, который они поставляют.
В рассматриваемой модели возможна влияние поставщиков - монополистов. Но это влияние может быть минимизировано развитием вертикальной интеграции.
Конкурентная сила покупателей
Конкурентная сила покупателей так же, как и поставщиков, может колебаться от значительной до слабой. В условиях, которые мы рассматриваем при разработке курсового проекта, влияние потребителей для рынка строительной продукции не характерно.
2.1.3 Ключевые факторы успеха
Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) — это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха.
Выберем ключевые факторы успеха: внедрение новых технологий (т.к. не происходят технологические изменения в отрасли) и повышение степени использования производственных мощностей (не полностью используются производственные мощности). Чтобы фирме быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха необходимо, чтобы уровень технологического развития оставался достаточным, и использовались современные и актуальные традиционные технологии. Фирма должна по максимуму использовать свои мощности.
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности
отрасли
Завершающим шагом анализа отрасли и конкурентной ситуации является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка мнения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в перспективе.
Определение комплексной оценки базируется на экспертном методе и включает следующие этапы:
1 Выбор факторов (критериев),
характеризующих
2 Оценку каждого из факторов по 5-бальной шкале;
3 Определение веса (степени важности) каждого из факторов, используя метод анализа иерархий Т.Саати (см. табл.6);
4 Расчет комплексной оценки
как средней геометрической
5 Расчет комплексной оценки оформляется в табличной форме
Значение каждого критериального фактора следует оценить с точки зрения привлекательности отрасли по 5 балльной шкале:
3 балла – фактор отражает
средний уровень
4 балла — уровень «выше среднего»;
5 баллов – высокий уровень;
2 балла – уровень ниже среднего;
1 балл – низкий уровень.
Балльная оценка значений факторов выполняется относительно среднего регионального или рекомендуемого их значения. Оценки определяются с позиций стороннего наблюдателя, а не участника отрасли.
Оцененные факторы не являются равнозначными, некоторые из них более важны, в большей степени характеризуют привлекательность отрасли. Для учета различия в степени значимости (важности) факторов необходимо определить их весовые коэффициенты (веса). В данном проекте рекомендуется применить метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати.
Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии. На втором этапе элементы иерархии сравниваются экспертом попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Результат парных сравнений эксперт оформляет в виде квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является относительная важность фактора i (т.е. фактора в строке) относительно фактора j (в столбце), оцениваемая по шкале от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:
1 — равная важность факторов в строке и столбце;
3 — умеренное превосходство важности фактора в строке над фактором в столбце;
5 — существенное или сильное превосходство;
7 — значительное превосходство;
9 — очень сильное превосходство;
2, 4, 6, 8 — промежуточные значения.
Если же, напротив, фактор j оказался более важным по сравнению с фактором i, значения будут обратными – от 1/2 до 1/9.
После заполнения матрицы, необходимо перейти от парных оценок к оценкам важности и весам факторов.
где Xi – оценка важности фактора i (вес фактора, не приведенный к единице);
аij – оценка относительной
n – количество оцениваемых
Веса затем должны быть нормализованы, то есть, приведены к единице:
,
(2.1.4)
где Pi –нормализованный вес фактора, Σ Pi = 1.
Для выявления ошибок при заполнении матрицы следует рассчитать индекс согласованности (ИС) и отношение согласованности матрицы парных сравнений (ОС):
где СС – средняя случайная согласованность матрицы.
Таблица 2.1.4
Матрица попарного сравнения
Факторы |
1.Уровень рентабельность |
2.выраженная конкуренция |
3. Стабильность отрасли |
4.Потенциал спроса |
Средняя геометрическая оценка важности Xi |
Нормализованные веса Pi |
1.Уровень рентабельность |
1 |
3 |
4 |
5 |
3,9 |
0,6 |
2.выраженная конкуренция |
½ |
1 |
3 |
4 |
1,8 |
0,3 |
3. Стабильность отрасли |
1/3 |
1/2 |
1 |
3 |
0,45 |
0,1 |
4.Потенциал спроса |
1/5 |
1/3 |
½ |
1 |
0,32 |
0,04 |
∑ |
2,03 |
4,83 |
8,5 |
13 |
6,79ю |
1 |
max=2,03*0,6+4,83*0,3+8,5*0,1+
ИС=(4,08-4)/2=-0,044; ОС=-0,044/0,9=-0,049<0,1
Таблица 2.1.5
Расчет оценки привлекательности отрасли
Факторы |
Значение |
Оценка |
Вес |
Комплексная оценка
|
1.уровень рентабельности |
Среднеотрослевая 22% Среднерегиональня 25% |
3 |
0,6 |
30,6 *40,3 *0,1 *50,04=3.32 |
2.выраженная конкуренция |
Отрасль находится на вторых ролях , но так как конкуренты сокращаются это большой плюс для бизнеса. |
4 |
0,3 | |
3. стабильность отрасли |
Изменения несущественны |
3 |
0,1 | |
4.потенциал спроса |
Соотношение потенциала и прогноза равен 12 |
5 |
0,04 |
Итак, после расчета комплексной оценки, которая находится по формуле:
,
где Оi – оценка фактора i;
Pi – вес фактора i
Мы получили значение КО=3,32, из чего можно сделать вывод, что отрасль обладает средней привлекательностью.
2.2.Анализ внутренней среды бизнеса
2.2.1. Анализ основных показателей бизнеса
Таблица 2.1.6
Анализ основных показателей бизнеса
Наименование показателя |
Значение для бизнеса |
Среднеотраслевое значение |
Выводы |
Доля на рынке 2011год 2012 год 2013 год |
16,9% 16,9% 30,1% |
Доля крупнейшего конкурента
46% |
Фирма находится на вторых ролях, но является значимым игроком. Конкуренция ослабляется, каждый конкурент старается сохранить позицию на рынке. Потенциал бизнес достаточен для того, чтобы его не вытеснили с рынка. |
Рентабельность продукции фирмы |
20,1% |
2011 год - 15% 2012 год -18% 2013 год -22% |
Конкурентоспособность фирмы по издержкам несколько ниже среднего по отрасли. Для фирмы целесообразно повысить цены |
Доля субподряда |
55 |
20% |
Доля субподряда достаточно высокая, это говорит о том, что фирме, в большинстве случаев недостаточно собственных сил. |
Вертикальная интеграция
|
12,6% |
35% |
Доля значительно меньше, чем среднеотраслевая. Это говорит о том, что присутствует значительная зависимость от поставщиков. |
Загруженность производственной мощности |
95% |
90% |
Загруженность чуть выше среднеотраслевой. Но на стадии насыщения необходима большая загруженность для генерации прибыли. Либо целесообразно продать избыточные мощности. |
Число сегментов рынка, на которых присутствует фирма
2011 год 2012 год 2013 год |
3 2 6 |
6 13 12 |
Оптимальных издержек Высокое качество квартир, низкие цены. |
Отличия продукции фирмы от конкурентов (наименование показателя): |
|||
Площадь
|
В среднем больше, чем у конкурентов
|
Положительными чертами нашей продукции по сравнению с конкурентами являются большая площадь жилья, огромный выбор квартир высокое качество продукции, престижные районы, возможности оплаты, низкая цена. Но есть и минусы это ограниченно развитая инфраструктура. | |
Планировка
|
Выбор больше чем у конкурентов |
||
Районы
|
Престижные районы |
||
Инфраструктура
|
Ограниченно развита |
||
Возможности оплаты
|
Кредит,рассрочка Условия лучше чем у конкурентов |
||
Цена |
Более чем на 10- 20% ниже средней |
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса
Таблица 2.2.2
Схеме анализа стратегического потенциала
Составляющая потенциала |
Состояние, абсолютная оценка (приводятся показатели по заданию) |
Оценка относительно конкурентов |
Выводы (оценка показателей) |
Рекомендации | |||
1. Технический потенциал |
- обеспеченность строительными механизмами: Достаточная, современные механизмы
- износ основных средств- 63%
- коэффициент использования |
Состояние машинного парка значительно хуже чем у конкурентов |
Износ 63% - требуется обновление парка. Коэффициент использования стр. машин невелик 82%- имеется избыток недозагруженных мощностей. |
На предприятии используется современная техника, малая загруженность которой может являться следствие недостаточной компетенции рабочих или падением спроса. Т.к. потенциал рынка в долгосрочной перспективе мал, то целесообразно продать часть стр. машин либо сдать в аренду. | |||
2. Технологический потенциал |
- уровень технологического Высокий, самые современные технологии
- отчисления на разработки - 14% |
Ниже чем у конкурентов |
На стадии насыщения оч. важен уровень технического развития, который необходим для генерации прибыли. В нашей фирме он достаточно высок. |
По данным сделанного прогноза, рынку осталось существовать чуть менее трех лет. По этому нет смысла делать большие отчисления на технические разработки(тем более уровень техники высок), но и забывать о них не стоит. Т.к. существует большая неопределенность и прогноз сделан по узкой временной выжимке, то ситуация на рыке может пойти по иному сценарию и фирме важно будет иметь высокий конкурентный потенциал. | |||
3. Оргструктурный потенциал |
- тип организационной структуры: Линейно-функциональная
- доля АУП в общей численности - 18% |
СУ конкурентов аналогична |
Данная структура оптимальна для фирмы на стадии насыщения |
Доля АУП аналогична конкурентам, но несколько превышает норму. Выгодно снизить долю АУП, т.к менять структуру не целесообразно. Линейно-функциональная структура устойчива и подходит для стадии бизнеса.
| |||
4. Кадровый потенциал |
-уровень квалификации
-уровень специализации |
Превосходит конкурентов
|
Высокий уровень специализации облегчает обучение рабочих и обеспечивает высокий уровень их квалификации; это облегчает переход на другие сегменты рынка или в другие бизнес-области |
Поддержание достигнутого уровня квалификации персонала | |||
5. Информационный потенциал |
-наличие связей в деловых
кругах, превосходные безупречная репут |
||||||
6. Финансовый потенциал |
- уровень финансовой нормальная |
Фактор имеет большое значение. Бизнес достаточно самостоятелен, чтобы принимать собственные решения в рамках корпорации. |
Необходимость и в дальнейшем поддерживать финансовую устойчивость на рынке |
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды строительного предприятия