Перемены, которые
могут обеспечить более высокую
динамику развития экономики и социальной
сферы села увязываются с принятым
Законом «О развитии сельского хозяйства.
В Законе чётко изложена сущность
государственной аграрной политики
и определены её цели: повышение
конкурентоспособности российской
сельскохозяйственной продукции и
качества продовольственных товаров;
формирование эффективно функционирующего
рынка продукции, сырья и продовольствия,
способствующего повышению доходности
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
в том числе оплаты труда работников,
занятых в сельском хозяйстве; обеспечение
устойчивого развития сельских территорий;
повышение занятости сельского населения
и уровня его жизни; создание благоприятного
инвестиционного климата и увеличение
объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых
для нужд сельского хозяйства природных
ресурсов; наблюдение за индексами цен
на сельскохозяйственную и промышленную
продукцию, используемую сельскохозяйственными
товаропроизводителями для поддержания
паритета цен. На финансирование АПК из
бюджета субъектам федераций будут предоставляться
субсидии в порядке, определённом правительством.
При этом законодательно установлено,
что средства федерального бюджета имеют
целевое назначение и не могут быть израсходованы
на другие нужды. «Государственная программа
развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия» подготовлена
Министерством сельского хозяйства РФ
и разработана сроком на хозяйства, источники
их финансового обеспечения и механизмы
реализации предусматриваемых мероприятий.
Такая программа утверждена на первые
пять лет правительством 12 июля 2007 года.
Таким образом, впервые появились обязательства
федерального правительства на долгосрочную
перспективу. В программе определены пять
основных разделов; устойчивое развитие
сельских территорий; создание общих условий
функционирования сельского хозяйства;
развитие приоритетных отраслей сельского
хозяйства; достижение финансовой устойчивости
сельского хозяйства; регулирование рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия. Каждый раздел изложен
по следующей схеме: цель - задачи - количественно
измеряемые целевые индикаторы - механизм
реализации, включая состав участников,
выделяемые финансовые ресурсы и условия
их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Составной частью программы стали утверждённые
ранее Правительством РФ федеральные
целевые программы: «Социальное развитие
села до 2010 года», «Сохранение и восстановление
плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов как национального
достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные
с Министерством экономического развития
и торговли РФ ведомственные целевые программы.
Предполагается, что
темпы роста в сельском хозяйстве
будут возрастать более чем на
4%, а в животноводстве - на 5%. Прогнозируется
оживление инвестиционного процесса,
что позволит, в частности, повысить
коэффициент обновления основных видов
сельскохозяйственной техники. Вырастет
энергообеспеченность отрасли при
существенном увеличении применения ресурсосберегающих
технологий, что будет способствовать
ежегодному вовлечению в хозяйственный
оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых
сельскохозяйственных угодий. Вместе
с тем выполнению прогнозных темпов
развития сельского хозяйства на
2008-2010гг. могут препятствовать проявления
системных рисков, которые обусловлены
воздействием негативных факторов, и
имеющиеся в аграрном секторе
социально - экономические проблемы.
Ситуация может обостриться и
со вступлением России в ВТО. Нельзя
забывать, что отечественные производители
сельскохозяйственной продукции зачастую
конкурируют на внутреннем рынке
с субсидированным импортом, и
прежде всего из стран ЕС. Если сравнить
уровень государственной поддержки
в России с зарубежным, то он один
из самых низких из развитых стран.
Наряду с экономической
поддержкой российского товаропроизводителя
в рамках разрешённых ВТО мер
необходимо, отменить страновый механизм
квотирования импорта продукции. В
сложившейся ситуации пока не созданы
равные условия для российского
сельского хозяйства по сравнению
с европейскими и американскими
конкурентами, что создаёт угрозу
для продовольственной безопасности
страны. Однако при вступлении в
ВТО могут быть получены определённые
преимущества для АПК: открытие новых
рынков для экспортёров на основе
распространения режима наибольшего
благоприятствования в торговле
и признания рыночного статуса
российской экономики; возможность
влияния на сокращение субсидированного
импорта из зарубежных государств; рост
ассортимента товаров и услуг на внутреннем
рынке; улучшение инвестиционного рейтинга
страны; повышение конкурентоспособности
национальной экономики.
Заключение
В современных условиях
развитие АПК страны происходит неоднозначно.
С одной стороны имеют место
положительные результаты: наметился
рост производства в ряде отраслей,
растёт количество предприятий, работающих
с прибылью. Но с другой стороны
остаются и продолжают развиваться
негативные процессы, которые преобладают
над положительными сдвигами, что
в целом позволяет оценить
положение в отрасли как сложное,
не отвечающее задачам развития экономики.
Это подвело страну к опасности
потерять продовольственную независимость.
Главной негативной
тенденцией в сельском хозяйстве
является сокращение всех элементов
производственного потенциала, как
отдельных предприятий, так и
отрасли в целом. Сельское хозяйство
находится в таком положении,
что применение разовых мер уже
недостаточно для вывода его из кризиса.
Нужны кардинальные меры, предполагающие
крупные перемены. В основу аграрной
политики должна быть положена новая
система преобразований. Суть новой
политики должна состоять в том, что
при всей необходимости быстрого
увеличения объёмов производства, исходным
и главным её положением должно быть
обеспечение эффективной жизнедеятельности
на селе и создание условий для
высокого уровня и качества жизни
сельского населения.
Одним из главных
аспектов преобразований в АПК является
участие государства в этом процессе.
Необходимо более действенное участие
государства, прежде всего, путём прямых
инвестиций в сферу АПК. Но в последние
годы такая поддержка была недостаточной
или отсутствовала совсем. Решению
проблем АПК будет способствовать
объединение усилий центральной власти
и регионов. Конкретно это должно выразиться
в создании фонда развития АПК за счёт
федерального и местного бюджетов, а также
отчислений средств бизнес - структур
от получаемой прибыли в размере, определяемом
администрацией региона.
Важным направлением
преобразований в АПК является обновление
и эффективное использование
материально - технической и технологической
основы производства. В условиях сложного
финансового положения наиболее
приемлемым инструментом является лизинг,
который, несмотря на все преимущества,
развивается медленно.
Не может быть
шаблонного подхода в проведении
преобразований в АПК. В каждом регионе
есть свои особенности, которые следует
учитывать.
Роль государства
заключается в повышении эффективности
функционирования отрасли и социально
- экономическом развитии территорий,
базирующихся на комплексном взаимодействии
сельскохозяйственных организаций, инвесторов
и органов управления АПК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Энциклопедический
словарь. Современная рыночная экономика.
- М., 2004.
2. Емельянов А. Финансово-экономическое
положение сельского хозяйства: пути оздоровления.
/Экономист. 2006, №8.
3. Ушачёв И. Сельское
хозяйство: приоритетно - целевой
принцип развития/ Экономист, 2010,№9.