Современное состояние системы ценообразования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к созданию частных фирм и акционерных обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное влияние производства в новых условиях зависит от многих факторов.
Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – э

Файлы: 1 файл

Современное состояние системы ценообразования в РФ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)


Современное состояние системы ценообразования в РФ.

 

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к созданию частных фирм и акционерных обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное влияние производства в новых условиях зависит от многих факторов.

Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Однако цена по-прежнему одна из наименее разработанных категорий, о чем свидетельствует дискуссионный характер публикаций посвященных, вопросам теории цены и практики ценообразования.

Проблема ценообразования относится к наиболее сложным разделам экономики и является наиболее важным инструментом практики управления народным хозяйством.

Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная, на её уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка. Многое зависит от состояния государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности формирования механизма цен в экономике зависят от состояния народного хозяйства страны и мирового рынка[1].

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности образования цен в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии государства и транснациональных компаний из-за рубежа.

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления. Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств. Становление рыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Государственное регулирование процесса ценообразования в России.

Государственное регулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются, и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

Государственное регулирование цен — это метод управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

В настоящее время в Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба.

Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя, таким образом, розничные цены.

Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия.

Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

К.В. Шкред, главный консультант отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Формирование системы ценообразования происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом. Так, неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Неуправляемое падение цен свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Поэтому сегодня ценообразование – ключевой элемент государственной политики в странах даже с самой рыночной экономикой. Воздействие разных государств на цены осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов. К прямым методам относят, прежде всего, административное установление цен. К косвенным – контроль за ценами, налоговую политику, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль производства путем субсидий, льготного кредитования и других методов.

 

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации цен» принципы ценообразования в России практически не изменились. Подавляющее большинство цен свободно формируются на рынке под воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство только сокращало свою роль и контрольные функции в этой сфере. А круг товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен, последовательно сужался. Сегодня согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на следующие виды товаров (услуг):

- природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;

- продукция ядерно-топливного цикла;

- электрическая и тепловая энергия, поставляемая на оптовый рынок;

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- продукция оборонного назначения;

- алмазное сырьё, драгоценные камни;

- протезно-ортопедические изделия;

- перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

- аэронавигационное обслуживание воздушных судов, услуги в аэропортах;

- отдельные услуги почтовой и электрической связи;

- водка, ликёроводочная и другая алкогольная продукция крепостью выше 28 градусов;

- этиловый спирт;

- лекарственные средства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют регулирование цен по следующим видам товаров и услуг:

- энергетические ресурсы, реализуемые управляющим компаниям, жилищным организациям, ТСЖ;

- предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- социальные услуги, предоставляемые населению в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, согласно Постановлению №239 органы исполнительной власти субъектов Федерации могут устанавливать предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных железнодорожных перевозок и вправе устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В развитие этого Постановления была сформирована нормативно-правовая база, которая включает в себя федеральные законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие. Так, в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. №787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте» регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путём утверждения самих тарифов или их предельного уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге – Федеральная служба по тарифам. Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней – от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов. В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи и унифицированные для всех категорий тарифы на услуги почтовой и телеграфной связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

Информация о работе Современное состояние системы ценообразования в РФ