Современное состояние системы ценообразования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к созданию частных фирм и акционерных обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное влияние производства в новых условиях зависит от многих факторов.
Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – э

Файлы: 1 файл

Современное состояние системы ценообразования в РФ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в течение длительного времени основным, и по сути, единственным, элементом государственной политики ценообразования являлось регулирование тарифов естественных монополий. Нужно отметить, что в течение, буквально, последнего года государство стало проводить более активную политику в сфере ценообразования и распространять методы регулирования цен и тарифов не только в отношении услуг естественных монополий, но и в отношении товаров, имеющих важное социальное значение.

Так, с 1 февраля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены. Ещё до принятия этого закона государство уже прибегало к регулированию цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при посредничестве Правительства России между сельхозтоваропроизводителями и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года.

Однако больше такой опыт он не повторялся. Кроме того, в ближайшее время должны измениться принципы ценообразования на фармацевтическом рынке, а государство начнёт более жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово-розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40% от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы. Изменились подходы и к формированию государственной ценовой политики на рынке алкогольной продукции.

С 1 января 2010 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года №17 установила минимальную цену на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой продукции. Эта цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор. Наказание за нарушение указанной нормы согласно ст.14.6 Кодекса об административных правовых нарушениях составляет для предприятий розничной торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется. Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов совместно с Региональным центром по ценообразованию в строительстве Калининградской области 19-20 мая 2010 г. проводили семинар для руководителей и специалистов предприятий строительной отрасли «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. Реализация государственной политики».

В настоящее время система ценообразования находится в стадии реформирования, а вопросам определения стоимости строительства уделяется все больше и больше внимания на уровне Правительства Российской Федерации. Федеральным центром ценообразования в строительстве завершается первый этап работы по реализации новой Концепции развития и совершенствования российской системы ценообразования в строительстве. В таких условиях проведение семинара, посвященного вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве, является объективной необходимостью. В семинаре приняли участие руководители и ведущие специалисты ФГУ «ФЦЦС»: Седов В.В., Шпунт Г.П., Грищенкова Т.Л., а также специалисты Калининградского РЦЦС.

Постановление Правительства Российской Федерации №427 от 18 мая 2009 года «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

 

Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины.

Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен установлены документом под названием "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" от 1 декабря 1992 г. № 01-17/030, № 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся[2]:

завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.

завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями

по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции[3];

применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;

применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;

применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

 

Заключение.

Таким образом, цена товара устанавливается с учётом социально-экономических, организационно-технических и других факторов. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно широко распространённый смысловой подход к ценообразованию. Уровень цен, выгодный той и другой стороне, формируется только в условиях конкуренции. Такие компромиссные цены, во-первых, учитывают интересы двух сторон, во-вторых, конъюнктуру рынка. Именно такие рыночные (равновесные) цены становятся базой для формирования других цен на аналогичные товары.

При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничителями. Она никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения.

Рыночная (равновесная) цена включает в себя оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности, формируя её в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции, и её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительные качества. Словом, коммерческое ценообразование в наибольшей мере обеспечивает эквивалентный обмен товаров, ресурсов, продуктов экономической деятельности.

 

Список литературы:

1.       Указ Президента РФ от 28.02.95. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

2.       Гражданское право: Учебник; В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

3.       Бекузарова Л.Ю. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности (теоретико-правовой аспект) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.

4.       Салимжанов И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8.

5.       Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен / И.К. Салимжанов // Финансы.―2007. ―№7.

6.       Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2007.

7.       Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008.

Страница 11



[1] Маренков Н.Л. «Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России». Издательство: Едиториал УРСС, 2002 г.

[2] Соловьев Б. А. Управление ценообразованием: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2006.

 

[3] Правовые основы ценообразования в условиях рыночной экономики // Аналитический вестник /Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. Вып. 24. C. 4-15

 


Информация о работе Современное состояние системы ценообразования в РФ