Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления им.
Цель курсовой работы состоит в том, чтоб при исследование ЖКХ в г. Нижний Новгород, дать полный анализ ситуации в городе, выявить структуру, проблемы ЖКХ и меры совершенствования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты организации содержания жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования………….5
Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством……………..…8
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород …………13
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород…………………………....13
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..18
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы 
 

     В 1997 году была принята Концепция реформирования ЖКХ. Планировалось провести реформы  в три этапа и перейти в 2003 году на полную оплату населением коммунальных услуг и внедрение обязательного страхования жилья.

     На  основании Концепции Правительство  РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

     Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.

     Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

     Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения  семей жильем связана, прежде всего:

     - со значительным сокращением  ввода нового жилья и его  бесплатным предоставлением;

     - низким уровнем доходов основной  массы семей;

     - ростом тарифов на жилье и  жилищно-коммунальные услуги;

     - необходимостью капитального ремонта  жилищ и его проведением в  условиях обесценивания накопленных  для этого фондов;

     - необходимостью срочного решения жилищных проблем семей, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы, бомжи, военнослужащие и их семьи).

     Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

     Жилище - позиция, которая раньше была слабо  дифференцирующим фактором. В начале 90-х материальная обеспеченность людей  была не так жестко связана с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут гораздо чаще в жилище плохого качества, имеют гораздо меньший метраж на человека, чем более благополучные слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высокообеспеченные слои, которые могут покупать это жилье, но и среднеобеспеченных, которые составляют примерно 45% населения.

     Сокращение  жилищного строительства и бесплатного  предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей  привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена пойти на ухудшение своих жилищных условий.

     Важной  проблемой остается недостаточная  оснащенность жилья, его качество.

     Коммунальные  удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

     Проблема  дефицита жилья и недостаточной оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.

     По  расчетам Госкомстата России, численность  малоимущих составляет 27% от общей численности  населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.

     Преобразование  жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая  составляющая всего комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

     Анализ  остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального  комплекса, а это и обеспечение должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

     Введение 100% оплаты населением услуг ЖКХ —  мера весьма ответственная, учитывая сложившееся  положения с наличием огромных издержек в отрасли и невозможностью предоставления стопроцентного качества услуг в силу слабой технической базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем жизни населения. Тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон и производителей услуг и получателей (см. прил. 1). Реформа ЖКХ оценивается населением, прежде всего, через тарифы, что обязывает сделать их максимально обоснованными.

     Необходимо  обеспечить безопасную и безаварийную работу жилищно-коммунального сектора и повысить ответственность работников ЖКХ и руководителей за соблюдение технологий и своевременность подготовки комплекса к зимним условиям. Недопустимо переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ, с одной стороны и неоднородного по уровню доходов населения, с другой. Нужна активная поддержка государственной власти и в регионах, и в центре с их финансово-правовыми возможностями.

     Одной из важных задач является ускорение  формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое  значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

     Необходимо  провести инвентаризацию технического состояния жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры для выработки  мер по подготовке к следующей зиме. А также поставить перспективную задачу паспортизации подземных коммуникаций и создание в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ по плановому ремонту сетей.

     Необходимо  создать банк данных позитивного  опыта в области энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг. Это позволит муниципалитетам  подобрать оптимальный для каждого вариант с учетом местных условий.

     Необходимость одновременного решения двух задач: создания условий устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального  хозяйства, и сохранение социально  ориентированной политики государства  обусловлена важностью которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России.

     Снижение социальных издержек жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, как и в любой другой стране обеспечивается прежде всего решением двух крупных проблем:

     а) балансировкой (увязкой) изменения  тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг с динамикой номинальных денежных доходов населения и

     б) организацией системы социальной поддержки  семей (домохозяйств), которые имеют  недостаточный уровень доходов  для оплаты жилищно-коммунальных услуг  в пределах занимаемого социального  минимума площади жилья.

     Результаты реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в стране свидетельствуют, что эту задачу в целом удалось решить относительно безболезненно с социальной точки зрения для абсолютного (но не подавляющего!) большинства семей. Этому способствовало 4 основных обстоятельства:

     - во-первых, достаточно позднее начало  реальных процессов реформирования (только в 1997 г., т.е. фактически  спустя 5 лет после начала либерализации  цен в стране, были впервые  введены федеральные стандарты  перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг);

     - во-вторых, относительно плавный  переход на новую систему оплаты  жилья и коммунальных услуг  (поэтапное ужесточение для домохозяйств  значений федеральных стандартов  перехода на эту систему);

     - в-третьих, введение одновременно с началом реформы системы предоставления нуждающимся семьям, душевые доходы в которых недостаточны для их включения в соответствии с действующими федеральными стандартами в новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, субсидий на оплату последних;

     - в-четвертых, стремление отдельных  регионов при наличии ресурсов  в соответствующих региональных  бюджетах к смягчению для населения  условий перехода на новую  систему оплаты жилья и коммунальных  услуг.

       На данный момент  деятельность предприятий ЖКХ остается неэффективной и высокозатратной. Так затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб.метра воды на 30-50% выше среднеевропейского уровня, потребление воды выше в 3 раза, при том, что тарифы в странах Европы в 5-10 раз выше российских.

       И все же, несмотря на заявленные проблемы, мы существенно продвинулись по пути реформы.

На мой взгляд, сегодня уже сделаны наиболее важные и нужные шаги: государством заложены основы для эффективного развития отрасли как в части нормативно-правового обеспечения, создания организационной структуры управления реформы, так и финансового обеспечения. Есть представление государства, как добиться результата на тех направлениях, где пока недостигнуты поставленные цели. 

 

Заключение 

     Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

     Жилищная  сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

     Отсутствие  необходимого экономико-правового  обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими  коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и предоставляемых услуг потребителям.

Информация о работе Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства